Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Приложение N 1. Экспертное заключение

Приложение N 1
к Порядку формирования федерального перечня
учебников, допущенных к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования,
утвержденному приказом Министерства просвещения
Российской Федерации
от 18 декабря 2019 г. N 695

 

Форма

 

                         Экспертное заключение 16

 

к________________________________________________________________________
                        (название учебника, класс)
_________________________________________________________________________
                   (автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
                       (наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
  (правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
    отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
      законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
                    исключительное право на учебник)

 

1. Сведения об экспертах, привлеченных к проведению экспертизы:

N п/п

Фамилия, имя, отчество (при наличии)

Квалификационные характеристики эксперта (образование / ученая степень и (или) ученое звание (при наличии) / стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ / опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов

/ опыт осуществления картографической деятельности / наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (для проведения экспертизы специальных учебников)

Дополнительная информация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника 17:

2.1.

Наименование:

2.2.

Место нахождения:

2.3.

Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                          Лист А экспертного заключения 18
                                                               страница 1

 

                      Индивидуальный лист эксперта
              по результатам проведения экспертизы учебника

 

_________________________________________________________________________
                          (название, класс)
_________________________________________________________________________
             (автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
                  (наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
  (правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
  отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
      законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
                 исключительное право на учебник)
_________________________________________________________________________
            (Фамилия, имя, отчество (при наличии) эксперта)

 

1. Сведения о квалификации эксперта:

Образование

Уровень образования, специализация/специальность/направления подготовки/профиль

Ученая степень и (или) ученое звание

Указываются при наличии

Стаж педагогической деятельности и (или) педагогический опыт реализации основных образовательных программ

Количество лет стажа / опыта, область знаний

Опыт разработки или использования учебника(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов

Да (указываются наименования соответствующих учебник(ов) или учебно-методических пособий в электронной форме, программ электронной вычислительной машины или других электронных образовательных ресурсов, в разработке которых эксперт принимал участие) / нет

Опыт осуществления картографической деятельности (для экспертизы учебников, содержащих картографический материал)

Количество лет стажа, опыта / наименования организаций

Наличие высшего образования (квалификации) и опыта работы в области коррекционной педагогики (при проведении экспертизы специальных учебников)

Образование / квалификация / количество лет стажа, опыта / наименования организаций

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименования и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименование всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый /углубленный уровень

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист А экспертного заключения
                                                               страница 2

 

3. Критерии экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию 19

Примечание

3.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

 

 

3.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

3.3.

Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

 

 

3.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

 

 

3.5.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

 

3.6.

Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток.

 

 

3.7.

Соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

 

 

3.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист А экспертного заключения
                                                               страница 3

 

3.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

 

 

3.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

 

 

3.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных национальными стандартами Российской Федерации к безалкогольным.

 

 

3.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

 

 

3.13.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

 

 

3.14.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.

 

 

3.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

 

 

3.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист А экспертного заключения
                                                               страница 4

 

3.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

 

 

3.18.

Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

 

 

3.19.

Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

 

 

3.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

 

 

3.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

 

 

3.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

 

 

3.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

 

 

3.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

 

 

3.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист А экспертного заключения
                                                               страница 5

 

3.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

 

 

3.27.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

 

 

3.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

 

 

3.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

 

 

3.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

 

 

3.31.

Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

 

 

3.32.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

 

 

3.33.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.

 

 

3.34.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).

 

 

3.35.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист А экспертного заключения
                                                               страница 6

 

4. Дополнительные критерии экспертизы для электронной формы учебников:

4.1.

Соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника друг другу.

 

 

4.2.

Наличие в электронной форме учебника всех иллюстраций, содержащихся в печатной форме учебника и адаптированных к электронному формату.

 

 

4.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

 

 

4.4.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).

 

 

4.5.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.

 

 

4.6.

Наличие возможности определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

 

 

4.7.

Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

 

 

 

Эксперт
_______________________________/________________________________________/
          (подпись)               фамилия, имя, отчество (при наличии)
"___"___________ 20___ г.

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                         Лист Б экспертного заключения 20
                                                               страница 1

 

                                Заключение
    уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской
Федерации по результатам проведения экспертизы учебника, обеспечивающего
  учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской
 Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном
  языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного
языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов
                           России на родном языке

 

_________________________________________________________________________
                             (название, класс)
_________________________________________________________________________
                   (автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
                       (наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
   (правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
   отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
законодательством Российской Федерации порядке принадлежит исключительное
                              право на учебник)

 

1. Сведения об уполномоченном органе государственной власти субъекта Российской Федерации, привлеченном к проведению экспертизы учебника:

1.1. Наименование:

 

1.2. Место нахождения:

 

1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации:

 

1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, проводившего экспертизу учебника:

 

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый /углубленный уровень

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Б экспертного заключения
                                                               страница 2

 

3. Критерии экспертизы учебника.

 

N п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию 21

Примечание

3.1.

В содержании учебника отражены национальные российские ценности, региональные и этнокультурные особенности субъекта Российской Федерации, а также многообразие, единство национальных культур и народов России, поликультурный характер российского общества.

 

 

3.2.

В содержании учебника представлен материал по истории и культурному наследию соответствующего субъекта Российской Федерации.

 

 

3.3.

Отсутствие в содержании учебника материалов, актуализирующих межнациональные, межэтнические конфликты, превосходство одного народа (национальности) над другим.

 

 

3.4.

Языковая составляющая учебника соответствует современному литературному языку народов Российской Федерации.

 

 

4. Общий вывод

4.1.

Учебник рекомендован к включению в федеральный перечень учебников.

Да /нет

 

Руководитель   уполномоченного   органа государственной   власти субъекта
Российской Федерации
_____________________________/__________________________________________/
          (подпись)               Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"_____________20___ г.

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                         Лист В экспертного заключения 22
                                                               страница 1

 

                              Заключение
      по результатам проведения общественной экспертизы учебника

 

_________________________________________________________________________
                          (название, класс)
_________________________________________________________________________
               (автор (авторский коллектив) учебника)
_________________________________________________________________________
                   (наименование издателя(-ей)
_________________________________________________________________________
   (правообладатель (наименование юридического лица либо фамилия, имя,
    отчество (при наличии) физического лица, которому в установленном
       законодательством Российской Федерации порядке принадлежит
                  исключительное право на учебник)

 

1. Сведения об организации, проводившей общественную экспертизу:

1.1. Наименование:

 

1.2. Место нахождения:

 

1.3. Фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации:

 

1.4. Фамилия, имя, отчество (при наличии) лица (лиц), проводившего (их) экспертизу учебника:

 

2. Информация об учебнике:

2.1. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

2.2. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

2.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

2.4. Уровень содержания учебника

Базовый /углубленный уровень

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист В экспертного заключения
                                                               страница 2

 

3. Критерии общественной экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии общественной экспертизы учебника

Экспертная оценка по

критерию 23

Примечание

3.1.

Содержание учебника носит воспитывающий характер, способствует развитию личности, созданию условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

 

 

3.2.

Качество печатной формы учебника, включая его художественное оформление, формат, цветовое решение, многократность использования, практичность, качество бумаги, разнообразие и качество иллюстраций (рисунков, фотографий, чертежей, схем), их соответствие содержанию учебника.

 

 

3.3.

Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток.

 

 

4.

Дополнительные критерии общественной экспертизы для электронной формы учебника:

4.1.

Представление электронной формы учебника

в общедоступных форматах, не имеющих лицензионных

ограничений для участников образовательных отношений.

 

 

4.2.

Функционирование электронной формы учебника на устройствах пользователей без подключения к информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (за исключением внешних ссылок).

 

 

5. Вывод по результатам общественной экспертизы.

5.1.

Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы составляет 24:

 

 

 

Руководитель    или   уполномоченное   лицо    организации,   проводившей
общественную экспертизу

 

_____________________________/__________________________________________/
          (подпись)               Фамилия, имя, отчество (при наличии)
"____"_____________20___ г.

 

МП

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                         Лист Г экспертного заключения 25
                                                               страница 1

 

Результат экспертизы и рекомендации
Научно-методического совета по учебникам

 

Раздел I. Результат проведения экспертизы учебника

 

1. Информация об учебнике:

1.1. Сведения об учебнике

Наименование и авторский коллектив:

1.2. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

1.3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

1.4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

1.5. Уровень содержания учебника

Базовый /углубленный уровень

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 2

 

2. Критерии экспертизы учебника.

 

N

п/п

Критерии экспертизы учебника

Общая экспертная оценка по критерию 26

Примечание

2.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

 

 

2.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

 

 

2.3.

Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

 

 

2.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

 

 

2.5.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 3

 

2.6.

Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток.

 

 

2.7.

Соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

 

 

2.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение.

 

 

2.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

 

 

2.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

 

 

2.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных национальными стандартами Российской Федерации к безалкогольным.

 

 

2.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

 

 

2.13.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

 

 

2.14

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 4

 

2.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

 

 

2.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

 

 

2.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

 

 

2.18.

Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

 

 

2.19.

Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

 

 

2.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

 

 

2.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, инженерно-технической мысли в современное состояние развития научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

 

 

2.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

 

 

2.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 5

 

2.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

 

 

2.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

 

 

2.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

 

 

2.27.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

 

 

2.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

 

 

2.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

 

 

2.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

 

 

2.31.

Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

 

 

2.32.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 6

 

2.33.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя, содержанию соответствующего учебника.

 

 

2.34.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).

 

 

2.35.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

 

 

3. Дополнительные критерии экспертизы учебников, представленных в электронной форме:

3.1.

Соответствие структуры и содержания печатной и электронной форм учебника друг другу.

 

 

3.2.

Наличие в электронной форме учебника всех иллюстраций, содержащихся в печатной форме учебника и адаптированных к электронному формату.

 

 

3.3.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника с помощью программ для трех или более операционных систем, не менее двух из которых - для мобильных устройств.

 

 

3.4.

Корректное отображение и функционирование электронной формы учебника не менее чем на двух видах электронных устройств (стационарном или персональном компьютере, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетном компьютере и иное).

 

 

3.5.

Наличие возможности создания пользователем в электронной форме учебника заметок, закладок и перехода к ним.

 

 

3.6.

Наличие возможности определения номера страниц печатной формы учебника, на которой расположено содержание текущей страницы учебника в электронной форме.

 

 

3.7.

Наличие в электронной форме учебника дидактически обоснованных и методически проработанных мультимедийных и интерактивных средств, активизирующих познавательные способности и повышающих эффективность обучения по предмету.

 

 

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 7

 

4. Вывод по результатам общественной экспертизы 27.

4.1.

Экспертная оценка учебника по совокупности критериев общественной экспертизы (при наличии) составила 28:

 

5. Общий вывод

5.1.

Итоговое значение экспертной оценки учебника по совокупности критериев составляет 29:

 

 

 

_________________________________________________________________________
     (фамилия, имя, отчество (при наличии) уполномоченного лица,
_________________________________________________________________________
заполнившего раздел I листа Г экспертного заключения, должность, подпись)
"___"_________________ 20__ г.

 

                                                                    /---\
                                                               Стр. | | |
                                                                    \---/
                                            Лист Г экспертного заключения
                                                               страница 8

 

Раздел II. Рекомендации Научно-методического совета по учебникам

 

Информация об учебнике:

1. Учебник

Наименование и авторский коллектив:

2. Методическое пособие (при наличии)

Наименование и авторский коллектив:

3. Учебники, образующие завершенную предметную линию учебников

Наименования всех учебников, образующих завершенную предметную линию учебников, и авторские коллективы:

4. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника

Наименование и авторский коллектив:

5. Уровень содержания учебника

Базовый /углубленный уровень

6. Вместе с учебником в печатной форме в комплекте представлены:

 

6.1. Методическое пособие для учителей;

да/нет

6.2. Электронная форма учебника;

да/нет

6.3. Инструкция по установке, настройке и использованию электронной формы учебника.

да/нет

7. Заключение уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по результатам проведения экспертизы учебника 30.

Представлено / не представлено

Учтено / не учтено

 

Рекомендуется включить в федеральный перечень учебников

Да/нет

Не рекомендуется включать в федеральный перечень учебников

Да/нет

Рекомендуется направить учебник на дополнительную экспертизу

Да/нет

 

Председатель
Научно-методического совета по учебникам ________________________________
                                              Фамилия, имя, отчество
                                              (при наличии), подпись

 

Ответственный секретарь
Научно-методического совета по учебникам_________________________________
                                              Фамилия, имя, отчество
                                                (при наличии), подпись
Протокол заседания Научно-методического совета от "__"________20___г. N__