Федеральная налоговая служба рассмотрела обращение ООО и сообщает следующее.
По вопросу применения льготы по налогу на добавленную стоимость при реализации путевок в ситуации, изложенной в обращении, ФНС России подтверждает правомерность освобождения от налогообложения налогом на добавленную стоимость организаций, оказывающих услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, в том числе детских оздоровительных лагерей, расположенных на территории Российской Федерации в соответствии с подпунктом 18 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин "расчеты", под которым понимаются, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ.
Таким образом, Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит исключений от применения контрольно-кассовой техники организации или индивидуальных предпринимателей при осуществлении расчетов в безналичном порядке, в том числе через кредитную организацию, с покупателем (клиентом) - физическим лицом.
Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.
При этом следует учитывать, что Федеральный закон N 54-ФЗ не содержит запретов в части применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке, а также с использованием электронного средства платежа без его представления.
Таким образом, в ситуации, изложенной в обращении, в целях применения льготы по налогу на добавленную стоимость при осуществлении расчетов с организациями и индивидуальными предпринимателями в безналичном порядке, а также с использованием электронного средства платежа без его представления организацией должен быть сформирован бланк строгой отчетности, в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 54-ФЗ, или бланк строгой отчетности, сформированный в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники".
Дополнительно сообщается, что согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 указанной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
По вопросу использования контрольно-кассовой техники при зачете предоплаты обособленным подразделением следует учитывать, что организацией применяется контрольно-кассовая техника при осуществлении каждого расчета, в том числе при осуществлении расчетов в виде аванса, предоплаты и конечном расчете.
Так, в ситуации, изложенной в обращении, в случае, если учет доходов и исчисления налогов ведется централизованно головной организацией, законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники допускается применение одной единицы контрольно-кассовой техники указанной организацией при осуществлении расчетов за товары (работы, услуги) в безналичном порядке.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4.3 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом).
Таким образом, в случае осуществления обособленным подразделением расчетов с покупателем (клиентом) за путевку, в том числе при осуществлении полного расчета с учетом предварительной оплаты, наличными денежными средствами, обособленное подразделение должно применять контрольно-кассовую технику, зарегистрированную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
По вопросу о возможности внесения изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, изложенных в вопросе N 3 обращения, сообщается следующее.
В случаях, прямо не предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники осуществляется исходя из идентичности отражения операций в контрольно-кассовой технике и в регистрах бухгалтерского учета организации с учетом действующей учетной политики.
Так, в случае, если при осуществлении расчета за санаторно-курортные услуги сумма расчета сразу учитывается организацией как реализация, допускается формирование одного кассового чека с признаком способа расчета "полный расчет" без последующего формирования кассового чека на полный расчет в момент выезда из места проживания.
Учитывая изложенное, ФНС России считает не целесообразным внесение изменений в законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в предложенной части.
Государственный советник |
А.В. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При безналичных расчетах с организациями и ИП для целей применения льгот по НДС формируется бланк строгой отчетности. То же касается расчетов с использованием электронного средства платежа без его представления.
При централизованных учете доходов и исчислении налогов головной организацией безналичные расчеты можно проводить через одну единицу ККТ. Наличные расчеты в обособленных подразделениях при этом проводятся по общим правилам.
Письмо Федеральной налоговой службы от 5 февраля 2020 г. N АБ-4-20/1824@ "О направлении информации"
Текст письма опубликован не был