Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2020 г. N 03-05-05-01/11570
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу применения положений Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении налога на имущество организаций и земельного налога в связи с вступлением в силу с 1 января 2020 года Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 325-ФЗ) и Федерального закона от 28.11.2019 N 379-ФЗ "О внесении изменений в статьи 333.33 и 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" и сообщает.
1. С 1 января 2020 года в рамках статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс в ред. от 28.11.2019) подлежат обложению налогом на имущество организаций объекты недвижимого имущества, принадлежащие организациям на праве собственности или праве хозяйственного ведения (учтенные на балансе как в качестве основных средств, так и в качестве других активов), если объекты недвижимого имущества, указанные в пунктах 1, 2 и 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса поименованы в законе субъекта Российской Федерации, устанавливающем особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса.
В отношении объектов недвижимого имущества, указанных в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса необходимо также их указание в перечне объектов недвижимого имущества, определяемого уполномоченным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса.
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства, а также жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
Исходя из указанной нормы Кодекса назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается только при определении налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений.
В отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества вне зависимости от назначения земельных участков,
2, По объектам недвижимого имущества, в отношении которых законом субъекта Российской Федерации не установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в соответствии со статьей 378.2 Кодекса или кадастровая стоимость которых не определена, налоговая база по налогу на имущество организаций определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 375 Кодекса исходя из среднегодовой стоимости имущества при условии, если эти объекты учтены на балансе организации в качестве основных средств.
3. Согласно пункту 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки по земельному налогу не могут превышать 0,3 процента в отношении отдельных категорий земельных участков, в частности, земельных участков, приобретенных (предоставленных) организациям для жилищного строительства (за исключением земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, используемых в предпринимательской деятельности).
При этом установлено, что в отношении прочих земельных участков предельная налоговая ставка установлена в размере 1,5 процента (пункт 2 статьи 394 Кодекса).
Кроме того установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность юридическим лицам на условиях осуществления на них жилищного строительства исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом повышающих коэффициентов, предусмотренных пунктом 15 статьи 396 Кодекса.
Верховным Судом Российской Федерации (Определения от 22.08.2018 N 305-КГ18-11939 по делу N А41-50302/2017 и от 29.05.2017 N 304-КГ17-5122 по делу N А46-573/2016) сделан вывод о том, что в случае применения налогоплательщиком пониженной ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) организациям для жилищного строительства, действующее законодательство предусматривает одновременное применение в таком случае повышенного коэффициента, установленного статьей 396 Кодекса. В ином случае применению подлежит налоговая ставка в размере 1,5 процента, что приведет к значительно большим доначислениям сумм земельного налога, чем применение пониженной ставки с учетом повышенного коэффициента.
Врио заместителя директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Относительно изменений по налогу на имущество организаций, применяемых с 2020 г., Минфин разъяснил следующее.
Назначение земельного участка "для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства" учитывается только при определении налоговой базы как кадастровой стоимости в отношении жилых строений, садовых домов, хозяйственных строений или сооружений.
В отношении жилых помещений, гаражей, машино-мест, объектов незавершенного строительства налоговая база определяется как кадастровая стоимость вне зависимости от назначения земли.
В случае применения пониженной ставки земельного налога в отношении участков, приобретенных (предоставленных) организациям для жилищного строительства, законодательство предусматривает одновременное применение повышенного коэффициента. В ином случае применяется ставка 1,5%, что приведет к значительно большим доначислениям сумм земельного налога, чем применение пониженной ставки с учетом повышенного коэффициента.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 февраля 2020 г. N 03-05-05-01/11570
Текст письма опубликован не был