Письмо Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 02-07-05/101401
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение по вопросу возмещения командировочных расходов на авиабилет, приобретенный у иностранной организации, и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 216 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), сумма произведенных подотчетным лицом расходов отражается на счетах расчетов с подотчетными лицами согласно утвержденному руководителем учреждения (или уполномоченным им лицом) Авансовому отчету подотчетного лица и прилагаемым к нему документам, подтверждающим произведенные расходы.
Для учета расчетов с подотчетными лицами в соответствии с Методическими указаниями по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н (далее - Приказ N 52н), применяется Авансовый отчет (ф. 0504505). Подотчетное лицо приводит сведения о себе на лицевой стороне Авансового отчета (ф. 0504505) и заполняет графы 1-6 на оборотной стороне о фактически израсходованных им суммах с указанием приложенных документов, подтверждающих произведенные расходы.
По заключению Департамента налоговой и таможенной политики, согласно пункту 1 статьи 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) указанным Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации в целях обеспечения интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Таким образом, положения Федерального закона N 54-ФЗ не распространяются на иностранную организацию, которая не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не имеет представительства на территории Российской Федерации и осуществляет расчеты за услуги в сети "Интернет", в связи с чем у такой организации отсутствует обязанность выдать (направить) покупателю (клиенту) кассовый чек, соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.
Исходя из изложенного полагаем, что в случае, когда подотчетное лицо приобретает авиабилет у иностранной организации, которая не зарегистрирована в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не имеет представительства на территории Российской Федерации и осуществляет расчеты за услуги в сети "Интернет", для подтверждения подотчетным лицом фактически произведенных расходов предоставление чека с QR-кодом не является обязательным.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемом случае подотчетное лицо приобретает авиабилет у иностранной организации, которая не зарегистрирована в России, не имеет представительства на территории нашей страны и осуществляет расчеты за услуги в Интернете.
Как пояснил Минфин, для подтверждения подотчетным лицом расходов чек с QR-кодом не является обязательным.
Письмо Минфина России от 25 декабря 2019 г. N 02-07-05/101401
Текст письма опубликован не был