Письмо Минфина России от 4 декабря 2019 г. N 02-06-05/94491 Об особенностях ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Письмо Минфина России от 4 декабря 2019 г. N 02-06-05/94491

 

Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрел обращение и сообщает следующее.

В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы" (далее - Закон N 402-ФЗ) его положения применяются с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации при ведении бюджетного учета нефинансовых и финансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении, представлении, рассмотрении и утверждении бюджетной отчетности.

При этом частью 1 статьи 7 Закона N 402-ФЗ установлено, что ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.

Также Федеральным законом от 26.07.2019 N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О бухгалтерском учете" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования бухгалтерского учета организаций бюджетной сферы" введена норма о том, что порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Закона N 402-ФЗ к организациям бюджетной сферы отнесены государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.

Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности относятся к бюджетным правоотношениям.

Бюджетные полномочия участников бюджетного процесса закреплены положениями бюджетного законодательства Российской Федерации (глава 18 Бюджетного кодекса).

Ведение бюджетного учета, формирование и представление бюджетной отчетности отнесены к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств (статья 162 Бюджетного кодекса).

Статьей 264.1 Бюджетного кодекса (в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита") установлено, что по решению Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации полномочия соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы могут быть переданы в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, соответственно Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования.

Кроме того, в пункте 14 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 10.06.2019 N 94н "О внесении изменений в федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н"), указано, что передача ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляется другому учреждению (централизованной бухгалтерии) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Учитывая изложенное, для участников бюджетного процесса действующими нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, определена передача полномочий по ведению бюджетного учета и представлению бюджетной отчетности финансовому органу (иному учреждению (централизованной бухгалтерии).

В отношении государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений решение о передаче полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности может быть принято органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, соответствующего публично-правового образования с учетом действующих норм законодательства о бухгалтерском учете.

Следует отметить, что консолидированная бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений является обязательной частью консолидированной бюджетной отчетности об исполнении бюджета.

Таким образом, при реализации централизованной модели учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности главных распорядителей бюджетных средств и их подведомственных учреждений в соответствии с положениями Бюджетного кодекса предусматривается осуществление переданных полномочий за счет бюджетных ассигнований, ранее выделенных для реализации указанных функций субъектов централизованного учета.

При принятии решения о централизации полномочий ведения учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности бюджетных и автономных учреждений осуществление указанных полномочий в рамках созданной централизованной модели учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется, по мнению Департамента, наиболее эффективным использованием бюджетных ресурсов, а также позволяет достичь указанных в обращении эффектов (прозрачности движения финансовых потоков учреждений, снижения расходов на непрофильные процессы, автоматизации и интеграции отраслевых учетных процессов и других) без дополнительных расходов на осуществление закупок по оказанию услуг в рамках аутсорсинга.

Тексты указанных приказов Минфина России и методические материалы с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации (www.minfin.ru) в рубрике "Бюджет" в подрубрике "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора" в разделе "Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора".

 

Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе

С.В. Сивец

 

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Письмо Минфина России от 4 декабря 2019 г. N 02-06-05/94491


Текст письма опубликован не был