Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2020 г. N 03-04-05/12462
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты налога на доходы физических лиц и страховых взносов с сумм вознаграждений председателя правления ТСЖ и в соответствии со статьей 34 2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
1. Налог на доходы физических лиц.
Согласно пункту 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Статья 41 Кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доход в виде вознаграждения, полученный председателем правления ТСЖ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях,
2. Страховые взносы.
Исходя из положений подпункта 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Кодекса, объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Кодекса.
В соответствии со статьей 144 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органами управления товарищества являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Исходя из положений части 2 статьи 145 Жилищного кодекса, общим собранием членов товарищества избираются члены правления товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председатель правления товарищества из числа членов правления товарищества. Определение размера вознаграждения членов правления и председателя товарищества также относится к компетенции общего собрания членов товарищества.
Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку статьей 149 Жилищного кодекса на председателя правления товарищества возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.
Если общим собранием членов товарищества принято решение о выплате вознаграждения председателю правления товарищества, то в данном случае товарищество выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждений вышеуказанному лицу и, соответственно, является страхователем, а председатель правления товарищества застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В связи с вышеизложенным, на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Кодекса товарищество является плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и страховых взносов на обязательное медицинское страхование с суммы вознаграждения, производимого им в пользу председателя правления товарищества в рамках трудовых отношений.
Что касается положения части 3.1. статьи 147 Жилищного кодекса о том, что член правления товарищества, в том числе председатель правления товарищества не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, то это означает, что председатель правления товарищества помимо возложенных на него определенных функций на выборной должности не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с товариществом (например, работать бухгалтером, делопроизводителем, диспетчером и др.).
Одновременно обращаем внимание, что согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
При этом законодательством Российской Федерации устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Так, размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Основная категория плательщиков страховых взносов - лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, которые уплачивают страховые взносы с выплат в пользу физических лиц независимо от их возраста, статуса (пенсионер, инвалид и т.д.), а также вида осуществляемой деятельности и размера вознаграждения, что обусловлено необходимостью реализации в обязательном социальном страховании принципов устойчивости его финансовой системы, а также принципа солидарности.
По вопросу о возмещении Фондом социального страхования Российской Федерации расходов товарищества (страхователя) на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством необходимо обратиться в территориальный орган Фонда по месту регистрации товарищества.
Настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам, налоговым агентам и налоговым органам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Вознаграждение, полученное председателем правления ТСЖ, облагается НДФЛ на общих основаниях.
Как пояснил Минфин, ТСЖ является плательщиком страховых взносов на ОПС, ОМС, ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с суммы вознаграждения, производимого им в пользу председателя правления ТСЖ в рамках трудовых отношений.
Что касается запрета, установленного ЖК РФ, то он означает, что председатель правления ТСЖ помимо возложенных на него функций на выборной должности не может осуществлять иную оплачиваемую работу по трудовому договору с ТСЖ (например, работать бухгалтером, делопроизводителем, диспетчером и др.).
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 21 февраля 2020 г. N 03-04-05/12462
Текст письма опубликован не был