Письмо Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 02-06-10/27272
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации, рассмотрев письмо (далее - Департамент, письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, при этом Минфину России не предоставлено право официального толкования законодательных или иных нормативных правовых актов.
Кроме того, в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных операций.
Вместе с тем Департамент полагает возможным обратить внимание на отдельные положения нормативно-правовых актов, регулирующих ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) и положениям Бюджетного законодательства порядок признания (прекращения признания) в бюджетном учете объектов нефинансовых активов (как находящихся в оперативном управлении, так и составляющих государственную казну Российской Федерации (субъекта Российской Федерации) регламентируются федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов и актами Минфина России, регулирующими ведение бюджетного учета.
Порядок отражения в бухгалтерском учете информации об объектах основных средств определен федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее - Стандарт, СГС "Основные средства").
В соответствии с пунктом 24 СГС "Основные средства" объекты основных средств, полученные субъектом учета от собственника (учредителя), иной организации бюджетной сферы подлежат признанию в бухгалтерском учете в оценке, определенной передающей стороной (собственником (учредителем) - по стоимости, отраженной в передаточных документах.
Положения СГС "Основные средства" применяются при ведении бухгалтерского учета основных средств, раскрытии в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации об основных средствах (результатах операций с ними), если иное не установлено другими федеральными стандартами бухгалтерского учета государственных финансов, единой методологией бюджетного учета и бюджетной отчетности.
Согласно пункту 29 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н, передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества между органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления (муниципальными органами), государственными (муниципальными) учреждениями, в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав (в том числе права оперативного управления (хозяйственного ведения), осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету), в случае наличия, суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации. Указанные положения распространяются как на операции с объектами имущества, составляющими государственную казну, так и на объекты, находящиеся (закрепляемые) на праве оперативного управления.
Согласно пункту 20 федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов.
В соответствии с Законом N 402-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации (статья 264.1) информация об активах и обязательствах, а также об операциях, изменяющих указанные активы, подлежит обязательному отражению в бюджетном учете и бюджетной отчетности, при этом пропуск и искажение информации не допускается.
Положениями Закона N 402-ФЗ и СГС "Концептуальные основы" установлены требования к составу реквизитов, обязательных при оформлении первичных учетных документов. Согласно таким требованиям указание денежного измерения факта хозяйственной жизни (сделки) в документе, оформляющем сделку с имуществом, является обязательным.
Формы первичных учетных документов для организаций бюджетной сферы, к которым относятся органы государственной власти, устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами Минфина России, регулирующими единую методологию бюджетного учета (пункт 4 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Первичным учетным документом в целях принятия к бюджетному учету объектов нефинансовых активов при их передаче между учреждениями, в том числе при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения), является Акт о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), форма и правила заполнения которого установлены приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями и методических указаний по их применению".
В Акте о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) обязательно отражается первоначальная (балансовая) стоимость объектов нефинансовых активов, вовлеченных в процесс передачи (приемки).
В целях отражения в бюджетном учете достоверной информации о стоимости передаваемых (принимаемых) в оперативное управление объектов нефинансовых активов органу, осуществляющему учет имущества казны, необходимо предоставить информацию о первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов на основании указанного первичного документа в установленном порядке.
Департамент также обращает внимание, что форма Акта о приеме-передачи объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) является унифицированной формой первичных учетных документов, применяемых организациями бюджетной сферы, и ее составление в произвольной форме бюджетным законодательством не предусмотрено.
Согласно информации, изложенной в письме, объекты недвижимости, закрепляемые в оперативное управление, поступили в федеральную казну Российской Федерации (в федеральную собственность) от субъекта Российской Федерации - города федерального значения Москва. Следует особо отметить, что указанные операции являются операциями, формирующими консолидируемые расчеты между уполномоченным органом города федерального значения Москва и уполномоченным федеральным органом (уполномоченным Территориальным органом Федерального агентства по управлению имуществом), подлежащими отражению в бюджетном учете в стоимостной оценке объектов нефинансовых активов (при их отсутствии - по кадастровой оценке (в отсутствии кадастровых оценок - в условной оценке), с обязательным формированием в бюджетной отчетности консолидируемых расчетов (Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125).
Учитывая вышеизложенное, объекты недвижимого имущества (помещения в нежилых зданиях), переданные собственником (уполномоченным Территориальным органом Федерального агентства по управлению имуществом) в связи с закреплением права оперативного управления за федеральным органом власти (казенным учреждением), подлежат отражению принимающей стороной на соответствующих счетах аналитического учета счета 010112000 "Нежилые помещения (здания и сооружения) - недвижимое имущество учреждения" по стоимости, определенной передающей стороной - уполномоченным Территориальным органом Федерального агентства по управлению имуществом. При этом стоимость передаваемых объектов не должна быть отличной от стоимости, указанной предыдущим правообладателем такого имущества (уполномоченным органом города федерального значения Москва), за исключением случая проведения уполномоченным Территориальным органом Федерального агентства по управлению имуществом переоценки объектов, составляющих казну Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В рассматриваемой ситуации объекты недвижимости, закрепляемые в оперативное управление, поступили в федеральную казну от региона. Указанные операции отражаются в бюджетном учете в стоимостной оценке объектов нефинансовых активов (при ее отсутствии - по кадастровой оценке, а при ее отсутствии - в условной оценке) с обязательным формированием в бюджетной отчетности консолидируемых расчетов.
Помещения в нежилых зданиях, переданные собственником в связи с закреплением права оперативного управления за федеральным органом власти (казенным учреждением), отражаются принимающей стороной по стоимости, определенной передающей стороной - федеральным органом власти. При этом стоимость передаваемых объектов не должна отличаться от стоимости, указанной предыдущим правообладателем (регионом), за исключением случая проведения переоценки объектов, составляющих казну Российской Федерации.
Письмо Минфина России от 6 апреля 2020 г. N 02-06-10/27272
Текст письма опубликован не был