Письмо Минфина России от 22 мая 2020 г. N 02-06-10/43926
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо Министерства финансов области (далее - письмо), в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, в Министерстве финансов Российской Федерации, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент полагает необходимым обратить внимание на следующие положения нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета.
Обязательные общие требования к учету органами власти активов, обязательств, операций их изменяющих, и полученных, по указанным операциям финансовых результатов (доходов и расходов) на соответствующих счетах Единого плана счетов, определены федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы"), Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, и иными нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В целях достоверного раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности информация об объектах бухгалтерского учета, фактах хозяйственной жизни должна быть представлена в соответствии с экономической сущностью фактов хозяйственной жизни, а не только их правовой формой (пункт 68 СГС "Концептуальные основы").
В соответствии с пунктом 41 СГС "Концептуальные основы" имущество, полученное субъектом учета от собственника (учредителя), за исключением денежных средств и эквивалентов, для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг либо для управленческих нужд учреждения, признается для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности вкладом собственника (учредителя).
Согласно пункту 36 СГС "Концептуальные основы" увеличение полезного потенциала активов за отчетный период, связанное с вкладами собственника (учредителя), для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности не признается доходом.
Следует отметить, что СГС "Аренда" применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов.
Исходя из положений, отраженных в уставе (пункт 13) государственного казенного учреждения области (далее - Центр) (приказ Министерства финансов области от 27.07.2016 N 110 (с изменениями), предметом и целью деятельности Центра является материально-техническое, автотранспортное, документационное обеспечение деятельности Учредителя, функции и полномочия которого осуществляет Министерство финансов области.
Основными видами деятельности, осуществляемыми Центром для достижения указанной цели, являются в частности:
- обеспечение рабочих мест Учредителя мебелью, средствами связи, компьютерной, организационной техникой, канцелярскими товарами;
- организация проведения ремонта оборудования, мебели, компьютерной и организационной техники и др.
Указанные выше положения определяют экономическую сущность хозяйственных операций по использованию имущественного комплекса Центра, находящегося у него на праве оперативного управления, в целях выполнения Центром возложенных уставом функций, как операции, не связанные с предоставлением имущества (имущественных прав) для целей извлечения выгод (доходов) от его использования (предоставление (использование) имущества направлено на обеспечение имущественным комплексом государственного органа власти, осуществляющего полномочия, определенные правительством субъекта Российской Федерации - собственника имущественного комплекса), в связи с чем объекты учета аренды в указанных обстоятельствах согласно положениям стандарта СГС "Аренда" не возникают.
Отражение в бухгалтерском учете Центра информации об объектах основных средств, используемых (предоставляемых) для обеспечения деятельности Учредителя, осуществляется в разрезе видов имущества, инвентарных номеров, местонахождений инвентарных объектов (адресов, мест хранения), ответственных лиц с обязательным ведением Инвентарной карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).
В целях обеспечения контроля информация о таких объектах имущества (информация об их нахождении у Учредителя (местонахождении инвентарных объектов (адресах, местах хранения), ответственных лицах Учредителя (при наличии) подлежит отражению в Инвентарной карточке учета нефинансовых активов (ф. 0504031). При этом отражение в учете информации на забалансовых счетах 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование" (в бухгалтерском учете Центра) и 01 "Имущество, полученное в пользование" (в бухгалтерском учете Учредителя) не является обязательным.
Обращаем внимание, что вопрос определения целесообразности оформления договора безвозмездного пользования в целях вовлечения имущественного комплекса для выполнения Центром возложенных на него функций не относится к компетенции Департамента.
Вместе с тем, по мнению Департамента, при рассмотрении указанного вопроса следует принимать во внимание положение устава Центра о возложении на него обязанности по содержанию имущественного комплекса, посредством которого обеспечивается деятельность Учредителя. При этом согласно статье 695 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу бремя содержания имущества, используемого по договору безвозмездного пользования, возлагается на пользователя такого имущества.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как государственное казенное учреждение области, созданное для материально-технического, автотранспортного, документационного обеспечения деятельности учредителя - Министерства финансов области, должно отразить операции по использованию имущественного комплекса, находящегося на праве оперативного управления.
Письмо Минфина России от 22 мая 2020 г. N 02-06-10/43926
Текст письма опубликован не был