Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (с изменениями и дополнениями)

Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н
"Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"

С изменениями и дополнениями от:

1 сентября 2021 г., 18 июля, 4 октября 2023 г.

 

В соответствии с пунктом 5 статьи 160.2-1 и абзацем сорок пятым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 22 апреля 2020 года) приказываю:

утвердить прилагаемый федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита".

 

Министр

А.Г. Силуанов

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2020 г.

Регистрационный N 58746

 

Утвержден
приказом Министерства финансов
Российской Федерации
от 22.05.2020 г. N 91н

 

Федеральный стандарт
внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"

С изменениями и дополнениями от:

1 сентября 2021 г., 18 июля, 4 октября 2023 г.

 

I. Общие положения

 

Информация об изменениях:

Пункт 1 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

1. Настоящий федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита" (далее - Стандарт) разработан в соответствии со статьей 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101), применяется должностными лицами (работниками) главных распорядителей бюджетных средств, главных администраторов доходов бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств), распорядителей бюджетных средств, получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджета, администраторов источников финансирования дефицита бюджета (далее - администраторы бюджетных средств) при осуществлении внутреннего финансового аудита и определяет порядок реализации результатов внутреннего финансового аудита, включая:

составление и представление субъектом внутреннего финансового аудита заключений, содержащих информацию о качестве финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, о надежности внутреннего финансового контроля, о достоверности бюджетной отчетности, а также предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента;

принятие руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектами бюджетных процедур решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента;

формирование субъектом внутреннего финансового аудита информации о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, включая информацию о реализованных (выполненных) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению выявленных нарушений и (или) недостатков (далее - мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков);

составление и представление субъектом внутреннего финансового аудита годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

Составление и представление, признание (непризнание) заключений, содержащих информацию о достоверности бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляется в соответствии с положениями настоящего Стандарта и иных федеральных стандартов внутреннего финансового аудита, регулирующих планирование, проведение и реализацию результатов аудиторских мероприятий, целью которых является подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, а также принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101) ведомственным (внутренним) актам.

ГАРАНТ:

См. Рекомендации по определению критериев признания (непризнания) субъектами внутреннего финансового аудита заключений (одобрены Советом по развитию внутреннего финансового аудита 2 сентября 2024 г., протокол N 7)

2. В целях настоящего Стандарта применяются термины в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита" 1.

 

II. Составление и представление заключения

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по оформлению результатов аудиторского мероприятия, направленные письмом Минфина России от 29 ноября 2023 г. N 02-10-08/1/114704

Информация об изменениях:

Пункт 3 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

3. Информация, а также предложения и рекомендации, указанные в абзаце втором пункта 1 настоящего Стандарта, отражаются по окончании проведения аудиторского мероприятия в заключении, а также по решению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита могут быть отражены в ходе проведения аудиторского мероприятия (промежуточные и предварительные результаты аудиторского мероприятия), в том числе в форме аналитических записок (справок), направляемых субъектам бюджетных процедур.

4. Заключение должно содержать следующую информацию:

а) тему аудиторского мероприятия;

б) описание выявленных нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления), а также их причин и условий;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) описание значимых бюджетных рисков, в том числе остающихся после реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

г) выводы о достижении цели (целей) осуществления внутреннего финансового аудита, установленной(ых) пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и (или) программой аудиторского мероприятия, включая один или несколько из следующих выводов:

о степени надежности внутреннего финансового контроля;

о достоверности бюджетной отчетности (суждение субъекта внутреннего финансового аудита о достоверности бюджетной отчетности и соответствии порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и (или) информация о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности);

о качестве финансового менеджмента, в том числе о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств значений, включая целевые значения, показателей качества финансового менеджмента, определенных в соответствии с порядком проведения мониторинга качества финансового менеджмента, предусмотренным пунктом 7 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

д) предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента, в том числе предложения по мерам по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

е) дату подписания заключения;

ж) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя аудиторской группы (при наличии);

з) должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита.

Информация об изменениях:

Федеральный стандарт дополнен пунктом 4(1) с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

4(1). Описание значимых бюджетных рисков, предусмотренное подпунктом "в" пункта 4 настоящего Стандарта, включает описание причин и возможных последствий реализации значимых бюджетных рисков.

При указании фактов реализации значимых бюджетных рисков в соответствии с подпунктом "б" пункта 4 настоящего Стандарта их описание в заключении не отражается.

Информация об изменениях:

Пункт 5 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

5. Выводы, а также предложения и рекомендации, предусмотренные подпунктами "г" и "д" пункта 4 настоящего Стандарта, формируются руководителем аудиторской группы (уполномоченным должностным лицом (работником) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенным полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) в целях решения задач внутреннего финансового аудита, указанных в пунктах 14-16 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита".

При формировании вышеуказанных выводов следует учитывать, что в рамках одного аудиторского мероприятия может достигаться как одна, так и одновременно несколько целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

6. В целях обеспечения полноты и достоверности заключения отражаемая в нем информация должна соответствовать следующим требованиям:

а) указанные в заключении выводы, включая выводы о выявленных нарушениях и (или) недостатках, а также предложения и рекомендации должны быть сформированы с учетом принципа профессионального скептицизма и на основании достаточных аудиторских доказательств;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) указанная в заключении информация должна быть:

точной, что означает отсутствие ошибок, искажений и фактическое описание результатов проведения аудиторского мероприятия;

полной, что означает отражение в заключении всех существенных выводов по результатам проведения аудиторского мероприятия, на основании которых могут быть приняты решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;

объективной, что выражается в беспристрастности при подготовке указанной информации;

ясной, что означает логичность и легкость восприятия информации, обеспечение получателей заключения всей существенной и относящейся к делу информацией;

краткой, что выражается в указании необходимой информации (по рассматриваемому вопросу) и отсутствии ненужных отступлений, избыточной детализации и многословности;

конструктивной, то есть направленной на оказание помощи субъектам бюджетных процедур (в случае необходимости) в части разъяснения предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента, в том числе мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

своевременной, что выражается в направлении информации в сроки, позволяющие субъектам бюджетных процедур принять меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков, по устранению нарушений и (или) недостатков;

в) в заключении, рабочей документации аудиторского мероприятия не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями руководителя субъекта внутреннего финансового аудита, должностных лиц (работников) субъекта внутреннего финансового аудита и (или) лиц, подписывающих указанные документы;

г) в случае необходимости (при наличии возможности) приводится стоимостная оценка выявленных нарушений и (или) недостатков, а также возможных последствий реализации выявленных бюджетных рисков.

Показатели, выраженные в иностранной валюте, приводятся в этой иностранной валюте и в сумме в рублях, определенной по официальному курсу этой иностранной валюты к рублю, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату совершения соответствующих операций;

д) заключение, содержащее сведения, составляющие государственную, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной и иной охраняемой законом тайны;

е) заключение должно быть составлено на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.

7. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита (члены аудиторской группы, уполномоченное должностное лицо (работник) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенное полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита) принимают участие в подготовке заключения.

Руководитель аудиторской группы обеспечивает подготовку заключения и представляет проект заключения руководителю субъекта внутреннего финансового аудита.

Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений абзаца третьего пункта 4 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" 2 имеет право направить проект заключения субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях информирования о предварительных результатах аудиторского мероприятия.

8. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита рассматривает проект заключения, письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, к проекту заключения (при наличии), осуществляет контроль полноты отражения результатов проведения аудиторского мероприятия, включая соблюдение требований пункта 6 настоящего Стандарта, и при необходимости вносит корректировки в проект заключения.

9. По окончанию проведения каждого аудиторского мероприятия руководитель субъекта внутреннего финансового аудита с учетом положений пункта 8 федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита" подписывает заключение.

Дата подписания заключения является датой окончания аудиторского мероприятия.

10. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита представляет заключение руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Информация об изменениях:

Пункт 11 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

11. По решению руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) руководителя членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) к заключению могут быть приложены документы, необходимые для разъяснения действий членов аудиторской группы (уполномоченного должностного лица (работника) главного администратора (администратора) бюджетных средств, наделенного полномочиями по осуществлению внутреннего финансового аудита, при самостоятельном проведении аудиторского мероприятия) при проведении аудиторского мероприятия и (или) результатов аудиторского мероприятия, в том числе программа аудиторского мероприятия, аудиторские доказательства, аналитические записки (справки), поступившие письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур в ходе проведения аудиторского мероприятия и иные документы, необходимые для подтверждения полноты и достоверности заключения.

12. Утратил силу с 14 ноября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

Информация об изменениях:

Пункт 13 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

13. По решению руководителя аудиторской группы (руководителя субъекта внутреннего финансового аудита) предусмотренные пунктом 11 настоящего Стандарта документы, необходимые для разъяснения результатов аудиторского мероприятия, могут быть направлены субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в отношении деятельности которых (в части организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур) получена информация о выявленных (реализованных) бюджетных рисках, о нарушениях и (или) недостатках, а также разработаны предложения и рекомендации о повышении качества финансового менеджмента и (или) исходя из цели (целей) и задач аудиторского мероприятия.

Способ направления и объем этих документов определяются исходя из необходимости разъяснения субъектам бюджетных процедур предлагаемых мер по повышению качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Пункт 14 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

14. Письменные возражения и предложения субъектов бюджетных процедур, поступившие в ходе проведения аудиторского мероприятия и после представления заключения руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств, рассматриваются руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и, при необходимости, учитываются должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита, в том числе в целях ведения реестра бюджетных рисков.

15. В случае если в подписанном руководителем субъекта внутреннего финансового аудита заключении содержится существенная ошибка или искажение, а также если после подписания заключения руководитель субъекта внутреннего финансового аудита получил информацию, которая не была доступна на дату окончания аудиторского мероприятия и существенно влияет на выводы, предложения и рекомендации по его результатам, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита должен довести исправленную информацию до сведения всех сторон, получивших первоначальный вариант заключения.

16. Утратил силу с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

III. Решения, принимаемые руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) субъектами бюджетных процедур

 

17. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств рассматривает заключение и принимает одно или несколько решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента, с указанием сроков их выполнения.

Указанные решения утверждаются письменным поручением (в том числе в форме резолюций), поручением, оформляемым протоколом совещания, а также устными указаниями и могут содержать, в частности, следующие решения:

а) о реализации субъектами бюджетных процедур, в том числе являющимися руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита (полностью или частично);

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) о направлении субъектам бюджетных процедур, являющимся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, для ознакомления заключения или документов, указанных в пункте 11 настоящего Стандарта;

Информация об изменениях:

Подпункт "в" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

в) об обеспечении надежного внутреннего финансового контроля, включая организацию внутреннего финансового контроля и осуществление контрольных действий, позволяющих минимизировать бюджетные риски и предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;

г) об изменении (актуализации) правовых актов главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе в целях совершенствования организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, а также способов и сроков совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

д) об установлении требований к доведению до должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств информации, необходимой для правомерного совершения операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

е) о необходимости уточнения прав доступа пользователей (субъектов бюджетных процедур) к базам данных, вводу и выводу информации из прикладных программных средств и информационных ресурсов, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур), а также уточнения регламента взаимодействия пользователей с информационными ресурсами;

Информация об изменениях:

Подпункт "ж" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

ж) о необходимости уточнения прав субъектов бюджетных процедур по формированию финансовых и первичных учетных документов, а также прав доступа к регистрам бухгалтерского учета;

з) о совершенствовании информационного и управленческого взаимодействия между субъектами бюджетных процедур, а также структурными подразделениями главного администратора (администратора) бюджетных средств при организации (обеспечении выполнения), выполнении бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

Информация об изменениях:

Подпункт "и" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

и) о совершенствовании информационного взаимодействия между главным администратором (администратором) бюджетных средств и юридическими лицами (организациями), которым переданы отдельные полномочия главного администратора (администратора) бюджетных средств, в том числе полномочия государственного (муниципального) заказчика и бюджетные полномочия, указанные в пункте 10.1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в пункте 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101);

к) об установлении (уточнении) в положениях о структурных подразделениях, в должностных регламентах (инструкциях) должностных лиц (работников) главного администратора (администратора) бюджетных средств обязанностей и полномочий по организации (обеспечению выполнения), выполнению бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры;

л) о необходимости устранения конфликта интересов у субъектов бюджетных процедур;

м) о необходимости проведения субъектами бюджетных процедур мониторинга изменений положений законодательства Российской Федерации, регулирующего осуществление операций (действий) по выполнению бюджетных процедур;

н) о необходимости ведения эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая повышение квалификации субъектов бюджетных процедур;

о) о разработке перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры с установлением срока их выполнения, а также о выполнении указанных мероприятий;

п) о проведении служебных проверок и принятии решений по их результатам, включая применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам (работникам) главного администратора (администратора) бюджетных средств;

р) о направлении информации и (или) документов в соответствующий орган государственного (муниципального) финансового контроля и (или) правоохранительные органы в случае наличия признаков коррупционного проявления, нарушений, в отношении которых отсутствует возможность их устранения и (или) применяется административная (уголовная) ответственность;

с) иные решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента и принятые по результатам рассмотрения выводов, предложений и рекомендаций субъекта внутреннего финансового аудита.

Информация об изменениях:

Федеральный стандарт дополнен пунктом 17(1) с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

17(1). В случае принятия руководителем главного администратора (администратора) бюджетных средств по результатам рассмотрения заключения решения о недостаточной обоснованности аудиторских выводов, предложений и рекомендаций (полностью или частично) руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе не принимать решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Пункт 18 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

18. Руководитель главного администратора (администратора) бюджетных средств вправе принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, на основании информации, как содержащейся в заключениях субъекта внутреннего финансового аудита, так и полученной вне рамок проведения аудиторских мероприятий, в том числе на основании информации руководителя субъекта внутреннего финансового аудита о выявленных признаках коррупционных и иных правонарушений, о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, об итогах консультирования субъектов бюджетных процедур.

Информация об изменениях:

Пункт 19 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

19. Субъекты бюджетных процедур, являющиеся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях выполнения решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, а также на основании информации о проведении и результатах аудиторского мероприятия, в том числе указанной в аналитических записках (справках) субъекта внутреннего финансового аудита, проекте заключения и заключении, вправе самостоятельно принимать решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента, включая разработку и выполнение перечня (плана) мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры.

Информация об изменениях:

Пункт 20 изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

20. Информация о решениях, принятых в соответствии с пунктами 17-19 настоящего Стандарта, а также о принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетного риска используется должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита в целях ведения реестра бюджетных рисков и проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

 

IV. Мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков

 

Информация об изменениях:

Пункт 21 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

21. Во исполнение решений, принятых в соответствии с пунктами 17-19 настоящего Стандарта, субъекты бюджетных процедур выполняют меры по минимизации (устранению) бюджетных рисков.

22. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита регулярно (не реже одного раза в год) проводят мониторинг реализации субъектами бюджетных процедур мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в рамках которого формируют информацию о результатах исполнения решений, направленных на повышение качества финансового менеджмента.

Информация об изменениях:

Пункт 23 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

23. Целью проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков является подтверждение исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 17-19 настоящего Стандарта, а также оценка их влияния на повышение качества финансового менеджмента, включая оценку бюджетных рисков с учетом указанных решений.

24. Способы, сроки и периодичность проведения мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков определяет руководитель субъекта внутреннего финансового аудита.

Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита проводят указанный мониторинг с использованием одного или нескольких из следующих способов:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

а) запрос и анализ информации от субъектов бюджетных процедур, являющихся руководителями структурных подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, о ходе и (или) результатах выполнения мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе о причинах невыполнения указанных мер;

б) анализ результатов мероприятий органов государственного (муниципального) финансового контроля в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств, касающихся организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур, в том числе операций (действий) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, направленные на повышение качества финансового менеджмента;

в) повторное аудиторское мероприятие (мероприятия), объектами которого являются бюджетные процедуры и (или) составляющие эти процедуры операции (действия) по выполнению бюджетных процедур, в отношении которых принимались решения, предусмотренные пунктами 17-19 настоящего Стандарта;

г) проведение аудиторского мероприятия с целью анализа исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений, принятых в том числе по результатам проведения аудиторских мероприятий;

Информация об изменениях:

Пункт 24 дополнен подпунктом "д" с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

д) анализ информации, содержащейся в прикладных программных средствах и информационных ресурсах, обеспечивающих исполнение бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств и (или) содержащих информацию об операциях (действиях) по выполнению бюджетной процедуры.

Информация об изменениях:

Пункт 25 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

25. В случае если при проведении мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков должностными лицами (работниками) субъекта внутреннего финансового аудита выявлена необходимость проведения дополнительных мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков, в том числе мероприятий по совершенствованию организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетной процедуры и (или) операций (действий) по выполнению бюджетной процедуры, то руководитель субъекта внутреннего финансового аудита информирует об этом руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

26. Обобщенная информация о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков отражается в годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита.

 

V. Составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по составлению и представлению годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленные письмом Минфина России от 17 ноября 2023 г. N 02-10-08/1/110272

Информация об изменениях:

Пункт 27 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

27. Должностные лица (работники) субъекта внутреннего финансового аудита формируют годовую отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, а руководитель субъекта внутреннего финансового аудита подписывает ее и представляет руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.

Информация об изменениях:

Пункт 28 изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

28. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита представляется не позднее 20 рабочих дней после наиболее позднего из установленных сроков представления консолидированной (индивидуальной) годовой бюджетной отчетности за отчетный финансовый год, полномочия по составлению которой осуществляет главный администратор (администратор) бюджетных средств.

29. Годовая отчетность о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита должна содержать информацию, характеризующую достижение целей осуществления внутреннего финансового аудита, установленных пунктом 2 статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в частности:

Информация об изменениях:

Подпункт "а" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

а) о выполнении плана проведения аудиторских мероприятий, в том числе аудиторских мероприятий, проведенных в рамках переданных от администратора бюджетных средств полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита (при наличии), а в случае невыполнения плана - информацию о причинах его невыполнения;

Информация об изменениях:

Подпункт "б" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

б) о количестве и темах проведенных внеплановых аудиторских мероприятий (при наличии);

в) о степени надежности осуществляемого в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств внутреннего финансового контроля;

Информация об изменениях:

Подпункт "г" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

г) о достоверности (недостоверности) сформированной бюджетной отчетности главного администратора (администратора) бюджетных средств и соответствии (несоответствии) порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с пунктом 5 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, или о наличии фактов и (или) признаков, влияющих на достоверность бюджетной отчетности и соответствие порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 и пунктом 1 статьи 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

Информация об изменениях:

Подпункт "д" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

д) о качестве финансового менеджмента главного администратора (администратора) бюджетных средств, в частности, о достижении главным администратором (администратором) бюджетных средств целевых значений показателей качества финансового менеджмента;

Информация об изменениях:

Подпункт "е" изменен с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

е) о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, направленной на решение задач внутреннего финансового аудита, включая информацию о наиболее значимых, по мнению руководителя субъекта внутреннего финансового аудита:

нарушениях и (или) недостатках и принятых мерах по их устранению (при наличии);

бюджетных рисках, включая информацию об их причинах;

принятых (необходимых к принятию) мерах по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

примерах (лучших практиках) организации (обеспечения выполнения), выполнения бюджетных процедур и (или) операций (действий) по выполнению бюджетных процедур в главном администраторе (администраторе) бюджетных средств (при наличии);

ж) о результатах мониторинга реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

Информация об изменениях:

Подпункт "з" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

з) о событиях, оказавших существенное влияние на организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, а также на деятельность субъекта внутреннего финансового аудита (при наличии);

Информация об изменениях:

Подпункт "и" изменен с 14 ноября 2023 г. - Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

См. предыдущую редакцию

и) о субъекте внутреннего финансового аудита, в том числе о его подчиненности, штатной и фактической численности;

к) дату подписания годовой отчетности о результатах деятельности субъекта внутреннего финансового аудита, должность, фамилию и инициалы, подпись руководителя субъекта внутреннего финансового аудита;

Информация об изменениях:

Пункт 29 дополнен подпунктом "л" с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

л) обобщенную информацию об осуществлении консультирования субъектов бюджетных процедур по вопросам, связанным с совершенствованием организации внутреннего финансового контроля, повышением качества финансового менеджмента.

30. Утратил силу с 17 сентября 2023 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

------------------------------

1Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Определения, принципы и задачи внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 196н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56863)

2Федеральный стандарт внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденный приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2019 г., регистрационный N 56862)

3 Исключена с 17 сентября 2023 г. Изменения применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г. - Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118Н

Информация об изменениях:

См. предыдущую редакцию

 

Минфин утвердил федеральный стандарт реализации результатов внутреннего финансового аудита. В частности, он предусматривает:

- мониторинг реализации мер по минимизации (устранению) бюджетных рисков;

- составление и представление годовой отчетности о результатах деятельности субъекта аудита.

 

Приказ Минфина России от 22 мая 2020 г. N 91н "Об утверждении федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Реализация результатов внутреннего финансового аудита"

 

Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июня 2020 г.

Регистрационный N 58746

 

Вступает в силу с 6 июля 2020 г.

 

Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 25 июня 2020 г.

 

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

 

Приказ Минфина России от 4 октября 2023 г. N 158н

Изменения вступают в силу с 14 ноября 2023 г. и применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

 

Приказ Минфина России от 18 июля 2023 г. N 118н

Изменения вступают в силу с 17 сентября 2023 г. и применяются при осуществлении внутреннего финансового аудита начиная с 1 января 2024 г.

 

Приказ Минфина России от 1 сентября 2021 г. N 120н

Изменения вступают в силу с 11 октября 2021 г.