Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу заключения контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.
По результатам электронной процедуры контракт заключается в порядке, установленном положениями статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона N 44-ФЗ протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 Закона N 44-ФЗ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "частью 4" имеется в виду "частью 4 статьи 83.2"
На основании части 13 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 данной статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные указанной статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 данной статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона N 44-ФЗ (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги).
Таким образом, победитель электронной процедуры признается уклонившимся от заключения контракта в порядке, установленном статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, в случае отказа от заключения такого контракта.
При этом положениями Закона N 44-ФЗ не предусмотрена возможность отказа от подписания победителем электронной процедуры в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы без признания такого лица уклонившимся от заключения контракта.
Согласно части 16 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ в случае наличия принятых судом или арбитражным судом судебных актов либо возникновения обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих подписанию контракта одной из сторон в установленные данной статьей сроки, эта сторона обязана уведомить другую сторону о наличии данных судебных актов или данных обстоятельств в течение одного дня. При этом течение установленных данной статьей сроков приостанавливается на срок исполнения данных судебных актов или срок действия данных обстоятельств, но не более чем на тридцать дней. В случае отмены, изменения или исполнения данных судебных актов или прекращения действия данных обстоятельств соответствующая сторона обязана уведомить другую сторону об этом не позднее дня, следующего за днем отмены, изменения или исполнения данных судебных актов либо прекращения действия данных обстоятельств.
С учетом правовой позиции, содержащейся в пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", распространение новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем, по мнению Департамента, является обстоятельством непреодолимой силы.
Таким образом, в условиях распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-NCOV, возможно приостановление сроков заключения контракта, установленных статьей 83.2 Закона N 44-ФЗ, в случае соблюдения сторонами порядка, предусмотренного положениями части 16 статьи 83.2 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, Департамент отмечает, что в силу подпункта "д" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 443 в проекте контракта (в том числе доработанном), направляемом поставщику, заказчик вправе увеличить сроки исполнения обязательств в пределах срока, установленного как нерабочие дни.
Заместитель директора Департамента |
И.Ю. Куст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
44-ФЗ не предусмотрена возможность отказа от подписания контракта победителем электронной процедуры в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы без признания такого лица уклонившимся от заключения контракта.
В условиях распространения коронавируса возможно приостановление сроков заключения контракта, установленных 44-ФЗ.
В проекте контракта (в том числе доработанном), направляемом поставщику, заказчик вправе увеличить сроки исполнения обязательств в пределах срока, установленного как нерабочие дни.
Письмо Минфина России от 28 апреля 2020 г. N 24-05-05/34653 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был