Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-08-05/42887 О налогообложении доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг

Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-08-05/42887

 

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и сообщает следующее.

Согласно пункту 1 статьи 246 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации, являются плательщиками налога на прибыль организаций.

В соответствии с пунктом 3 статьи 247 Кодекса объектом налогообложения для иностранных организаций, не имеющих постоянного представительства в Российской Федерации, признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса.

Подпунктом 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса установлено, что доходы от международных перевозок относятся к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации, которые подлежат обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты в Российской Федерации.

При этом под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Вместе с тем пунктом 2 статьи 309 Кодекса закреплено, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации в соответствии со статьей 306 Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Согласно положениям Кодекса доходы от международных перевозок не включают доходы от оказания экспедиторских услуг, и к таким доходам не применяется порядок налогообложения у источника выплаты.

Таким образом, если коммерческая деятельность иностранных организаций не приводит к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, получаемые ими доходы от оказания экспедиторских услуг не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации.

В связи с изложенным, поскольку доходы иностранных организаций от экспедиторских услуг не подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций в Российской Федерации у источника выплаты дохода, представление иностранной организацией налоговому агенту подтверждения постоянного местонахождения в иностранном государстве не требуется.

Касательно порядка налогообложения доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг (осуществления перевозок пассажиров и грузов) сообщаем следующее.

В случае, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации (статья 7 Кодекса).

Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Эстония об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы, подписанная 05.11.2002, до настоящего времени не ратифицирована, следовательно, не вступила в силу и не применяется.

Вместе с тем согласно статье 3 действующего Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Эстонской Республики о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта от 21.09.1992 (далее - Соглашение) перевозки пассажиров и грузов, осуществляемые перевозчиками одной из Договаривающихся Сторон на основании данного Соглашения, а также транспортные средства, выполняющие эти перевозки, освобождаются от налогов и государственных сборов, связанных с использованием или содержанием дорог и иных путей сообщения, владением или использованием транспортных средств, а также налогов и сборов на доходы и на прибыль, получаемые от перевозок.

Таким образом, при налогообложении доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг применимо Соглашение о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта и, следовательно, доходы эстонского перевозчика, получаемые от перевозки пассажиров и грузов, не подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации при условии выполнения положений статьи 312 Кодекса.

Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Н.А. Кузьмина

 

Если деятельность иностранных организаций не приводит к образованию постоянного представительства в России, получаемые ими доходы от оказания экспедиторских услуг не облагаются налогом на прибыль. Поэтому не нужно представлять налоговому агенту подтверждение постоянного местонахождения в иностранном государстве.

При налогообложении доходов эстонского перевозчика от оказания транспортных услуг применимо Соглашение между Россией и Эстонией о принципах сотрудничества и условиях взаимоотношений в области транспорта. Доходы эстонского перевозчика, получаемые от перевозки пассажиров и грузов, не облагаются налогом на прибыль в России при условии выполнения специальных положений НК о применении международных договоров.


Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 22 мая 2020 г. N 03-08-05/42887


Текст письма опубликован не был