Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, рассмотрев обращение по вопросу определения начальной (максимальной) цены договора с учетом налога на добавленную стоимость, в том числе при применении упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Минфине России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 329, Минфин России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30.06.2004"
При этом согласно пункту 1 Положения о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1038, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, а также разработчиком Постановления N 615 является Минстрой России.
В этой связи отмечаем, что по вопросу порядка определения и формирования начальной (максимальной) цены договора, заключаемого в соответствии с положениями постановления Правительства Российской Федерации от 01.07.2016 N 615 "О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" НКО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов Курганской области", вправе обратиться в Минстрой России.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога на добавленную стоимость (далее - НДС) обязаны предъявлять только налогоплательщики НДС.
В то же время, согласно частям 2 и 3 статьи 346 11 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, не признаются налогоплательщиками НДС при реализации ими товаров (работ, услуг) и, соответственно, осуществляемые ими операции НДС не облагаются.
Таким образом, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСН, при реализации товаров (работ, услуг) к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму НДС дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) не предъявляют.
Вместе с тем следует отметить, что исходя из правовой позиции, выраженной в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 января 2007 г. N 10627/06 частью 5 статьи 173 НК РФ установлены правила, предусматривающие в отношении лиц, получающих с покупателей или заказчиков суммы НДС в нарушение положений главы 21 Кодекса, следующие налоговые последствия: лица, не являющиеся налогоплательщиками, налогоплательщики, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, налогоплательщики, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг), операции с которыми не подлежат налогообложению НДС, исчисляют и уплачивают НДС в случае выставления ими покупателям счетов-фактур с выделением суммы НДС. В свою очередь, налогоплательщик-покупатель оплачивает счета-фактуры и, руководствуясь положениями статей 169, 171 и 172 НК РФ, отражает эти суммы в налоговых декларациях в качестве налоговых вычетов.
В части определения доходов организациями и индивидуальными предпринимателям, применяющими УСН и выставившими счет-фактуру с выделением суммы НДС, следует иметь в виду, что в соответствии с частью 1 статьи 346 15 НК РФ налогоплательщики при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, учитывают доходы, определяемые в порядке, установленном частями 1 и 2 статьи 248 НК РФ.
При этом частью 1 статьи 248 НК РФ установлено, что при определении доходов из них исключаются суммы налогов, предъявленные в соответствии с НК РФ налогоплательщиком покупателю (приобретателю) товаров (работ, услуг).
Исходя из этого, суммы НДС, полученные от покупателей (приобретателей) товаров (работ, услуг) в связи с выставлением счетов-фактур с выделением суммы НДС, не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН. При этом указанные суммы НДС не учитываются также и в составе расходов при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН (пункт 22 части 1 статьи 346 16 НК РФ).
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 23 января 2020 г. N 24-01-08/3874 "О рассмотрении обращений"
Текст письма опубликован не был