Письмо Минфина России от 26 июня 2020 г. N 02-06-10/58115
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев письмо Государственного бюджетного учреждения (далее - ГБУ) (далее - Запрос), сообщает.
В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования или с одновременным сочетанием различных ее форм.
Согласно распоряжению Правительства Ставропольского края от 6 сентября 2019 г. N 378-рп "О реорганизации государственных унитарных предприятий Ставропольского края дорожной отрасли путем их слияния и преобразования в государственное бюджетное учреждение Ставропольского края "Стававтодор" (далее - Распоряжение N 378-рп) ряд государственных унитарных предприятий Ставропольского края реорганизуются в форме слияния и преобразования в государственное бюджетное учреждение (далее - ГБУ).
При этом положениями статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу, а при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Следовательно, особенностью реорганизации в форме преобразования является отсутствие изменения прав и обязанностей этого реорганизованного лица в отношении третьих лиц, не являющихся его учредителями (участниками).
Кроме того, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" указано, что по смыслу пункта 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из ЕГРЮЛ о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
В то же время необходимо учитывать, что созданное в результате реорганизации бюджетное учреждение имеет особенности своего гражданско-правового положения в силу положений Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ).
Так, бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом, например, в соответствии с валютным законодательством).
Следовательно, в целях исполнения принятых бюджетным учреждением обязательств, включая обязательства, принятые в результате реорганизационных мероприятий (слияние и преобразование) в порядке правопреемства, остатки денежных средств в валюте Российской Федерации реорганизуемого унитарного предприятия на расчетных счетах в коммерческих банках следует перевести при прекращении деятельности реорганизованного унитарного предприятия на лицевые счета образованного бюджетного учреждения, открытые в соответствующем финансовом органе.
При этом, с учетом информации, предоставленной в рабочем порядке при рассмотрении Запроса, отражение в бухгалтерской отчетности за 2019 год созданного бюджетного учреждения суммы денежных средств, находящейся на расчетных счетах в коммерческом банке на отчетную дату, в графе "Средства в пути" раздела 1 "Счета в кредитных организациях" Сведений об остатках денежных средств учреждения (ф. 0503779), по мнению Департамента, допустимо при условии наличия первичного учетного документа, подтверждающего распоряжение о переводе денежных средств с расчетного счета в коммерческом банке на лицевой счет, открытый в финансовом органе, и квалификации факта хозяйственной жизни как события после отчетной даты.
Также необходимо обратить внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом и не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета (статьи 9 и 10 указанного федерального закона).
В связи с чем, по мнению Департамента, отражение в бухгалтерском учете бюджетного учреждения операций по исполнению обязательств, в том числе обязательств, принятых в порядке правопреемства, должно осуществляться без изъятия.
В целях раскрытия информации об исправлении субъектом учета ошибок прошлых лет в части пересчетов показателей отчетности в связи с выявленными ошибками порядка формирования бухгалтерской отчетности за финансовые годы, предшествующие текущему финансовому году, субъектом учета составляются и представляются Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ряд государственных унитарных предприятий Ставропольского края дорожной отрасли реорганизуются в форме слияния и преобразования в государственное бюджетное учреждение "Стававтодор".
Как пояснил Минфин, операции по исполнению обязательств, в том числе обязательств, принятых в порядке правопреемства, должны отражаться в бухучете бюджетного учреждения без изъятия.
В целях раскрытия информации об исправлении субъектом учета ошибок прошлых лет составляются и представляются Сведения об изменении остатков валюты баланса учреждения (ф. 0503773).
Письмо Минфина России от 26 июня 2020 г. N 02-06-10/58115
Текст письма опубликован не был