Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о применении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в части исполнения контракта в период пандемии, в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Также Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности совершенных и (или) совершаемых действий участниками контрактной системы в сфере закупок.
Вместе с тем Департамент считает необходимым отметить, что в целях обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции принят Федеральный закон от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (далее - Закон N 98-ФЗ).
Указанным Федеральным законом, в том числе внесены изменения в часть 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ, устанавливающие право Правительства Российской Федерации утвердить порядок списания суммы штрафных санкций в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных заключенным контрактом. Положения части 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) распространяются, в том числе на контракты, заключенные до 1 апреля 2020 г.
В реализацию указанного положения Закона N 44-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2020 г. N 591 были внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2018 г. N 783 (далее - Постановление N 783).
Так, в соответствии с подпунктом "в" пункта 3 Правил осуществления заказчиком списания сумм неустоек (штрафов, пеней), начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2020 году обязательств, предусмотренных контрактом, утвержденных Постановлением N 783 (далее - Правила) списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) осуществляется заказчиком в случае, если неуплаченные неустойки (штрафы, пени) начислены вследствие неисполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в связи с возникновением независящих от него обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Пунктом 5 Правил установлено, что в случае, предусмотренном подпунктом "в" пункта 3 Правил основанием для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) является исполнение (при наличии) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в 2020 году, подтвержденное актом приемки или иным документом, и обоснование обстоятельств, повлекших невозможность исполнения контракта в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, представленное поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчику в письменной форме с приложением подтверждающих документов (при их наличии).
Указанная норма Закона N 44-ФЗ является нормой прямого действия и подлежит применению независимо от установленных условий контракта.
Таким образом, списание начисленных поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанных заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения в 2020 году в связи с распространением новой коронавирусной инфекции обязательств, предусмотренных контрактом, происходит в соответствии с Постановлением N 783.
При этом неприменение указанного положения Закона N 44-ФЗ может быть истолковано как неосновательное обогащение лица, понесшего убытки.
Заместитель директора Департамента |
Д.А. Готовцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В 2020 г. начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) неустойки вследствие неисполнения обязательств по контракту из-за коронавируса списываются заказчиками независимо от установленных условий контракта.
Неприменение указанного положения 44-ФЗ может быть истолковано как неосновательное обогащение лица, понесшего убытки.
Письмо Минфина России от 19 июня 2020 г. N 24-03-08/53032 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был