Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 6.3. Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе", ФНС России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности.
При этом ФНС России не наделена правом толкования норм законодательства о валютном регулировании и валютном контроле.
Оценка правомерности проведения валютных операций может быть дана только в ходе мероприятий валютного контроля на основании изучения документов и информации, являющихся основанием и подтверждающих проведение валютных операций.
Вместе с тем, ФНС России считает возможным сообщить следующее.
Федеральным законом от 03.04.2018 N 64-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" и статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 64-ФЗ) установлены требование о репатриации резидентами на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, предоставляемых нерезидентам по договорам займа, а также ответственность за невыполнение указанной обязанности.
При этом в силу пункта 2 статьи 3 Закона N 64-ФЗ положения Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" и части 4 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в редакции Закона N 64-ФЗ не применяются к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых были изменены после этой даты.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С целью исключения неправомерного привлечения резидента к административной ответственности органом валютного контроля в обязательном порядке оцениваются меры, предпринятые резидентом в целях исполнения возложенной на него обязанности по зачислению на свои банковские счета в уполномоченном банке денежных средств, причитающихся от нерезидента в соответствии с условиями договора займа.
Также советуем для получения разъяснений по вопросам применения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле воспользоваться онлайн сервисом на главной странице официального сайта ФНС России (www.nalog.ru) в разделе "Часто задаваемые вопросы".
Настоящее разъяснение (письмо) не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования валютных отношений, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует резидентам (нерезидентам) руководствоваться нормами валютного законодательства Российской Федерации в понимании отличном от положений настоящего письма.
Государственный советник |
Д.В. Вольвач |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Резиденты обязаны репатриировать на свои счета в уполномоченных банках деньги, причитающиеся по договорам займа с нерезидентами. Это требование не применяется к договорам займа, заключенным до 14.04.2018, за исключением договоров, существенные условия которых изменены после.
При решении вопроса о привлечении к ответственности за невыполнение этой обязанности органы валютного контроля оценивают меры, предпринятые резидентом для зачисления на свои банковские счета денег, причитающихся от нерезидента по условиям договора займа.
Письмо Федеральной налоговой службы от 18 августа 2020 г. N ВД-4-17/13258@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был