Письмо Минфина России от 31 июля 2020 г. N 02-07-10/67474
Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), рассмотрев письмо (далее - письмо) по вопросу принятия к учету некорректно оформленных первичных учетных документов и отражению на их основании объектов нефинансовых активов в бюджетном учете, в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Частью 1 статьи 9 федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом.
При этом обязательные реквизиты первичного учетного документа включают, в частности, содержание факта хозяйственной жизни, величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни, наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за ее оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события, а также подписи этих лиц (часть 2 статьи 9 Закона N 402-ФЗ).
Аналогичные положения предусмотрены Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157и), и федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденным приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы").
Кроме того, согласно пункту 3 Инструкции N 157н к бухгалтерскому учету принимаются первичные учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление.
В соответствии с пунктом 25 СГС "Концептуальные основы" первичные (сводные) учетные документы принимаются к бухгалтерскому учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству Российской Федерации правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты.
Принимая во внимание изложенное, при отсутствии надлежаще оформленных первичных учетных документов бухгалтерия не имеет правовых оснований для принятия к бюджетному учету обязательств и признания актива (в рассматриваемом случае - капитальных вложений в объект нефинансовых активов, отражаемых на соответствующем счете аналитического учета счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы").
Пунктом 24 СГС "Концептуальные основы" установлено, что своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы. При этом лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицо, с которым заключен договор об оказании услуг (соглашение о передаче полномочий) по ведению бухгалтерского (бюджетного) учета, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.
Из материалов, представленных в рабочем порядке, следует, что при исполнении судебного решения (исполнительного документа), поступившего в 2020 году, было осуществлено принятие к бухгалтерскому учету обязательства.
Следует отметить, что непередача (несвоевременная передача) первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета порождает ошибки при ведении бухгалтерского учета и ведет к искажению показателей бюджетной (бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Исправление ошибок прошлых лет регулируется положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н, а также Инструкции N 157н и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
Согласно пункту 18 Инструкции N 157н бухгалтерские записи по исправлению ошибок прошлых лет подлежат обособлению в бухгалтерском (бюджетном) учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В целях обособления операций по исправлению ошибок прошлого года положениями Инструкции N 157н предусмотрены отдельные счета Единого плана счетов, в частности: 304 86 "Иные расчеты года, предшествующего отчетному", 304 84 "Консолидируемые расчеты года, предшествующего отчетному", 401 18 "Доходы финансового года, предшествующего отчетному", 401 28 "Расходы финансового года, предшествующего отчетному".
Раскрытие в бюджетной отчетности данных о результатах отражения бухгалтерских записей по исправлению ошибок прошлого года осуществляется с учетом положений Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н).
Согласно положениям Инструкции N 191н при формировании в бюджетной отчетности (Отчетах и (или) Сведениях (иных табличных формах) показателей по доходам, расходам и увеличениям (уменьшениям) активов, обязательств обороты по внесению исправлений по ошибкам прошлого года, отраженных в регистрах бухгалтерского учета, не учитываются.
При этом информация об изменении показателей активов, обязательств, финансового результата в связи с исправлением ошибок прошлого года подлежит раскрытию в Сведениях об изменениях остатков валюты баланса (ф. 0503173) (далее - Сведения (ф. 0503173).
В соответствии с пунктом 5 примечаний к статье 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в случае, если искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, административная ответственность за такое искажение к лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета, не применяется.
При этом в случае если бюджетная (бухгалтерская (финансовая) отчетность, содержащая уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бюджетной (бухгалтерской (финансовой) отчетности) представлена после принятия бюджетной (бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, ошибок в бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, должностные лица освобождаются от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные за искажение показателей бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности (пункт 6 примечаний к статье 15.15.6 КоАП РФ).
Таким образом, принимая во внимание положения нормативных правовых актов, предусматривающих раскрытие информации о произведенных корректирующих бухгалтерских записях по выявленным ошибкам прошлого года в бюджетной отчетности за 2020 год (в Сведениях (ф. 0503173), бюджетная отчетность за 2019 год корректировки не требует.
|
П.А. Кадочников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
При отсутствии надлежаще оформленных первичных учетных документов бухгалтерия не вправе принять к бюджетному учету обязательства и признать актив (в рассматриваемом случае - капвложения в объект нефинансовых активов, отражаемые на соответствующем счете аналитического учета счета 106 00 "Вложения в нефинансовые активы").
Разъяснено, как исправляются ошибки прошлых лет.
Учитывая, что информация о произведенных корректирующих бухгалтерских записях по выявленным ошибкам прошлого года раскрыта в бюджетной отчетности за 2020 г., бюджетная отчетность за 2019 г. корректировки не требует.
Письмо Минфина России от 31 июля 2020 г. N 02-07-10/67474
Текст письма опубликован не был