Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства финансов РФ от 8 мая 2020 г. N 268/85н
"Об утверждении Порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками"
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 30 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2018, N 18, ст. 2571), пунктом 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2899; 2013, N 22, ст. 2812), пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 31, ст. 3258; 2018, N 30, ст. 4748), приказываем:
1. Утвердить прилагаемый Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками.
2. Настоящий приказ применяется до 1 января 2022 года.
Руководитель Федеральной |
А.Ю. Попова |
Министр финансов |
А.Г. Силуанов |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный N 59537
УТВЕРЖДЕН
приказом Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека и Министерства
финансов Российской Федерации
от 08.05.2020 N 268/85н
Порядок
разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегия и тактика применения системы управления
I. Общие положения
1. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы (далее - Порядок), а также стратегия и тактика применения системы управления рисками разработаны в целях установления единых подходов к управлению, реализации и дальнейшему совершенствованию системы управления рисками (далее - СУР) при осуществлении санитарно-карантинного контроля товаров (продукции) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее - пункты пропуска) при ввозе в Российскую Федерацию товаров (продукции), подлежащих федеральному государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (далее - Объекты).
2. Порядок применяется территориальными органами Роспотребнадзора и таможенными органами в рамках осуществления санитарно-карантинного контроля.
II. Стратегия применения системы управления рисками
3. Стратегия применения СУР в территориальных органах Роспотребнадзора и подведомственных Роспотребнадзору организациях (далее - органы и организации Роспотребнадзора) при осуществлении санитарно-карантинного контроля направлена на достижение следующих целей:
1) обеспечение соблюдения требований актов, составляющих право Евразийского экономического союза, и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, контроль за исполнением которых возложен на Роспотребнадзор (далее - Законодательство), на основе реализации процесса управления рисками;
2) обеспечение выбора объектов санитарно-карантинного контроля, форм санитарно-карантинного контроля и мер, обеспечивающих осуществление санитарно-карантинного контроля (далее - меры по минимизации рисков), достаточных для соблюдения Законодательства;
3) создание условий для сокращения длительности проведения санитарно-карантинного контроля и упрощения перемещения через таможенную границу Евразийского экономического союза Объектов, в отношении которых не выявлены риски;
4) обеспечение соблюдения санитарно-эпидемиологических требований, предусмотренных Законодательством, при ввозе Объектов на территорию Российской Федерации;
4. Достижение указанных целей осуществляется путем определения и реализации тактики применения СУР.
III. Тактика применения системы управления рисками
5. Тактика применения СУР направлена на реализацию процесса управления рисками на всех уровнях системы федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, осуществляемого Роспотребнадзором и его территориальными органами, и осуществляется путем:
1) планирования и организации деятельности по управлению рисками при осуществлении санитарно-карантинного контроля с учетом целей, предусмотренных пунктом 3 Порядка;
2) сбора и анализа информации, необходимой для проведения идентификации и анализа рисков, определения уровня риска (далее - оценка рисков);
3) реализации процесса оценки рисков на основе методов оценки рисков и использования информационно-программных средств;
4) выявления Объектов с признаками рисков и применение мер по минимизации рисков;
5) контроля за применением мер по минимизации рисков;
6) осуществления мониторинга процесса управления рисками в целях совершенствования СУР;
7) распределения Объектов, участников внешнеэкономической деятельности (далее - участники ВЭД) по категориям риска в зависимости от вероятности несоблюдения обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и последствий возможного их несоблюдения (далее - риск-категорирование Объектов, участников ВЭД);
8) распределения Роспотребнадзором полномочий в процессе управления рисками между структурными подразделениями центрального аппарата Роспотребнадзора, органами и организациями Роспотребнадзора.
6. Прогнозируемый результат санитарно-карантинного контроля и оптимальное использование ресурсов Роспотребнадзора должны достигаться за счет осуществления уполномоченными подразделениями центрального аппарата Роспотребнадзора и подведомственными организациями Роспотребнадзора (далее - координаторы СУР):
1) планирования, организации и контроля процесса управления рисками в ходе функционирования СУР;
2) контроля единообразного применения тактики СУР;
3) применения совокупности сведений об описании риска и условий, при которых он возникает, признаках или совокупности признаков, позволяющих выбрать объект санитарно-карантинного контроля, и о мерах, обеспечивающих проведение санитарно-карантинного контроля;
4) иных мер, применяемых на основании идентификации, анализа риска и определения уровня риска (далее - профили рисков) территориальными органами Роспотребнадзора и таможенными органами в пунктах пропуска и местах совершения таможенных операций (далее - пользователи СУР).
7. Координаторы СУР должны осуществлять:
1) обеспечение единообразного применения тактики СУР при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора;
2) обеспечение деятельности по планированию, организации, контролю и оценке эффективности применения СУР;
3) сбор и обработку информации, проведение оценки риска;
4) разработку, применение и актуализацию (изменение) профилей рисков;
5) контроль применения профилей рисков;
6) реализацию риск-категорирования Объектов, участников ВЭД, а также актуализацию категорий уровней риска Объектов, участников ВЭД;
7) анализ результатов проведения санитарно-карантинного контроля и сведений о принимаемых решениях при ввозе Объектов, их сопоставление с признаками или совокупностью признаков, позволяющих выбрать объект санитарно-карантинного контроля (далее - индикаторы рисков), содержащимися в профилях рисков, для подготовки предложений по применению мер по минимизации рисков;
8) управление применением информационно-программных средств, обеспечивающих функционирование СУР, и подготовку предложений по их созданию, модернизации и техническому сопровождению в процессе эксплуатации.
8. Пользователи СУР должны осуществлять:
1) применение СУР при осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска и местах совершения таможенных операций;
2) подготовку предложений по совершенствованию работы СУР.
IV. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками
9. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками включает в себя сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, выявление и оценку риска, определение мер по минимизации рисков и порядка их применения, разработку и утверждение профилей рисков, риск-категорирование Объектов, участников ВЭД.
10. Сбор и обработка информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, проведение анализа и оценки рисков, разработка мер по предотвращению и минимизации рисков осуществляются координаторами СУР следующим образом:
1) сбор, обработка и анализ информации для формирования информационных ресурсов СУР;
2) распределение Объектов, участников ВЭД по категориям уровня риска;
3) формирование профилей рисков;
4) проведение анализа результатов воздействия на риски в целях актуализации, в том числе изменения профилей рисков.
11. Информация, представляемая участниками ВЭД в таможенные органы, передается таможенными органами в информационную систему Роспотребнадзора по межведомственным каналам связи в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия 3.
12. Сбор информации осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами с использованием следующих источников:
1) предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы и содержащейся в ЕАИС ТО;
2) информации, содержащейся в ГИР Роспотребнадзора;
3) информации, содержащейся во внеочередных донесениях о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера 4, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора;
4) информации, полученной от уполномоченных в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здравоохранения служб и организаций иностранных государств, международных организаций, включая уведомления о выявлении опасной и (или) недоброкачественной продукции в рамках международного информационного обмена;
5) информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти;
6) информации, полученной пользователями СУР при непосредственном осуществлении санитарно-карантинного контроля.
13. Анализ информации, полученной из источников, указанных в пункте 12 Порядка, осуществляется координаторами СУР путем обработки собранной информации, включая ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.
Преобразование информации осуществляется координаторами СУР путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах Роспотребнадзора и ФТС России.
Хранение информации осуществляется координаторами СУР путем поддержания полученной информации в неизменном состоянии, обеспечивающем возможность ее последующего использования при оценке рисков.
14. Анализ собранной и обработанной информации проводится в целях выявления рисков.
При анализе информации применяются информационно-программные средства ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм проведения оценки информации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08. "Санитарная охрана территории Российской Федерации", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 5, а также прикладное программное обеспечение.
В случае выявления риска проводится его оценка.
Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска.
15. Профили рисков разрабатываются координатором СУР с учетом:
1) применения в отношении Объектов требований Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/,28.06.2010) 6 (далее - Решение N 299), в части проведения досмотра подконтрольной продукции (товаров) при наличии санитарно-эпидемиологических показаний, указанных в Решении N 299;
2) наименования Объекта в соответствии с Единым перечнем продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением N 299;
3) кода Объекта по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012) 7;
4) происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров;
5) данных об изготовителе;
6) результатов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора ранее ввезенных Объектов, произведенных изготовителем;
7) информации о выявленных несоответствующих требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением N 299, на продукцию (товары), включенную в раздел II Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 299 (далее - требования Евразийского экономического союза), Объектах, произведенных изготовителем, и результатов санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) в отношении указанных Объектов;
8) данных о документах, подтверждающих соответствие Объектов требованиям Евразийского экономического союза, в части санитарно-эпидемиологических требований;
9) информации об организациях, осуществляющих экспорт Объектов, в стране-экспортере (при наличии);
10) информации об организациях, осуществляющих импорт Объектов, в Российской Федерации (при наличии);
11) информации об организациях, осуществляющих перевозку Объектов, и о получателях указанного Объекта (данные о ранее ввезенных Объектах, включая результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора указанных Объектов);
12) предварительной информации, полученной Роспотребнадзором и таможенными органами в соответствии с Законодательством.
16. В зависимости от степени автоматизации выявления рисков определяются следующие профили рисков:
1) профили рисков, направляемые пользователям СУР в электронном виде, риски по которым выявляются в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (далее - автоматические профили рисков);
2) профили рисков, направляемые пользователям СУР в электронном виде, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО на основании информации, полученной из источников, указанных в пункте 12 Порядка (далее - автоматизированные профили рисков);
3) профили рисков, доводимые до пользователей СУР на бумажном носителе, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (далее - неавтоматизированные профили рисков).
17. Выбор Объектов, участников ВЭД для проведения контроля осуществляется в соответствии со следующими индикаторами рисков, включаемыми в область риска автоматических, автоматизированных и неавтоматизированных профилей рисков:
1) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм формирования которых основан, в том числе на сведениях, содержащихся в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах;
2) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) самостоятельно пользователями СУР без использования информационно-программных средств ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО в соответствии с показаниями и случаями, указанными в пунктах 15 и 22 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 299, и в пункте 18 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 8 (далее - Правила).
18. Риск-категорирование Объектов, участников ВЭД применяется в целях дифференцированного воздействия на Объекты, участников ВЭД.
Риск-категорирование Объектов, участников ВЭД должно предусматривать выявление в ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Объектов с признаками риска в соответствии с пунктом 18 Правил, а также использование сведений об уровне риска Объектов, участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков.
19. По результатам риск-категорирования все Объекты и участники ВЭД, в отношении которых проводился анализ, группируются по следующим категориям уровня риска Объектов, участников ВЭД:
1) низкий уровень риска;
2) средний уровень риска;
3) высокий уровень риска.
Риск-категорирование осуществляется в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков в зависимости от отнесения Объектов, участников ВЭД к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.
20. На основе мер по управлению рисками пользователями СУР принимается одно из следующих решений 9:
о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;
о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;
о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти.
21. Доступ пользователям СУР к информации, содержащейся в информационно-программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, предоставляется координаторами СУР.
------------------------------
1Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 N 129 "О государственном информационном ресурсе в области защиты прав потребителей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 8, ст. 833).
2Федеральный закон от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082; 2020, N 24, ст. 3740).
3Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
4Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано Минюстом России 24.03.2016 регистрационный N 41525) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.04.2016 N 48 "О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2016, регистрационный N 42072).
5Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" (зарегистрировано Минюстом России 03.04.2008, регистрационный N 11459) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2016 N 1 "О внесении изменения N 2 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 10.02.2016 N 41052), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.11.2016 N 178 "О внесении изменения N 3 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2016, регистрационный N 44816).
6 Являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
7 Являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).
8 Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3936; 2012, N 18, ст. 2227; 2016, N 47, ст. 6638; 2017, N 10, ст. 1488.
9Пункт 4.2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
До 2022 г. Правительство РФ вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по санитарно-карантинному контролю в пунктах пропуска, определенных из числа специализированных, а также порядок контроля. Решения по результатам контроля принимаются с учетом системы управления рисками.
В связи с этим Роспотребнадзор и Минфин определили порядок разработки и реализации мер по управлению рисками. Прописаны правила сбора и анализа информации, в т. ч. предварительной, предоставляемой участниками ВЭД в таможенные органы. Мероприятия реализуются при ввозе товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору.
Приказ применяется до 1 января 2022 г.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Министерства финансов РФ от 8 мая 2020 г. N 268/85н "Об утверждении Порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегии и тактики применения системы управления рисками"
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 августа 2020 г.
Регистрационный N 59537
Вступает в силу с 8 сентября 2020 г.
Применяется до 1 января 2022 г.
Текст приказа опубликован на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru) 28 августа 2020 г. N 0001202008280022
Настоящий документ не применяется 1 января 2022 г. в связи с истечением срока