Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о правомерности заключения контракта в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению, а также не рассматриваются по существу обращения по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем Департамент считает возможным по изложенному в Обращении вопросу сообщить следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом согласно части 6 статьи 31 Закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона N 44-ФЗ.
Так, в случае если в силу законодательства Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, предъявляются определенные требования, то заказчик обязан установить указанные требования в документации о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 31 Закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона N 44-ФЗ, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
Таким образом, в случае, если участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ, заказчик отказывается от заключения контракта.
Вместе с тем Департамент сообщает, что вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения Закона N 44-ФЗ, в том числе о правомерности отклонения заявки, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств.
При этом Минфин России не обладает ни надзорными, ни контрольными функциями и (или) полномочиями в отношении осуществляемых закупок, в связи с чем не вправе рассматривать вопрос о правомерности действий участников контрактной системы, совершаемых при осуществлении закупок, в том числе при отклонении заявок, поданных на участие в электронном аукционе.
Дополнительно Департамент обращает внимание, что постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 431 "Об установлении особенностей обращения медицинских изделий и ограничений на осуществление оптовой и розничной торговли медицинскими изделиями и о перечне таких изделий" (далее - Постановление N 431) утратило силу с 04.07.2020 в связи с истечением срока действия, установленного пунктом 13 Постановления N 431.
Заместитель директора Департамента |
И.Ю. Куст |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Если участник закупки не соответствует требованиям, предъявляемым к нему в соответствии с положениями 44-ФЗ, заказчик отказывается от заключения контракта.
Вопрос о наличии либо об отсутствии признаков нарушения 44-ФЗ, в том числе о правомерности отклонения заявки, необходимо рассматривать в каждом конкретном случае исходя из фактических обстоятельств.
Постановление Правительства об особенностях обращения медизделий и ограничениях на оптовую и розничную торговлю медизделиями утратило силу с 04.07.2020 в связи с истечением срока его действия.
Письмо Минфина России от 21 июля 2020 г. N 24-02-08/63472 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был