В целях реализации полномочий, установленных Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, приказываю:
1. Утвердить прилагаемую Типовую программу проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации.
2. Признать утратившим силу приказ Ростехнадзора от 28 марта 2006 г. N 250 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы целевой инспекции системы учета и контроля ядерных материалов в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами".
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Ростехнадзора А.В. Ферапонтова.
Руководитель |
А.В. Алёшин |
УТВЕРЖДЕНА
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 4 сентября 2020 г. N 335
Типовая программа проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации
I. Общие положения
1. Типовая программа проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации (далее - Типовая программа) разработана в соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401, Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352, Положением о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373, Положением о федеральном государственном надзоре в области использования атомной энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N 1044, Административным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за физической защитой ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ, за системами единого государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, утвержденным приказом Ростехнадзора от 15 декабря 2011 г. N 703 (далее - Административный регламент), федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Правила перевода ядерных материалов в радиоактивные вещества или радиоактивные отходы" (НП-072-13), утвержденными приказом Ростехнадзора от 5 июля 2013 г. N 288, федеральными нормами и правилами в области использования атомной энергии "Основные правила учета и контроля ядерных материалов" (НП-030-19) (далее - Основные правила), утвержденными приказом Ростехнадзора от 18 ноября 2019 г. N 438.
2. Типовая программа рекомендуется для использования работниками центрального аппарата Ростехнадзора, межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора (далее - МТУ ЯРБ Ростехнадзора), организующими и осуществляющими плановые и внеплановые проверки системы учета и контроля ядерных материалов (далее - СУиК ЯМ), а также осуществляющими постоянный государственный надзор в организациях, осуществляющих обращение с ядерными материалами.
3. В рамках подготовки к проведению плановых и внеплановых проверок на основании Типовой программы рекомендуется составить и оформить программу проверки СУиК ЯМ в соответствии с приложением N 1 к настоящей Типовой программе, а также определить перечень документов для достижения цели и задачи проведения проверки в соответствии с приложением N 2 к настоящей Типовой программе.
4. При осуществлении постоянного государственного надзора содержание Типовой программы рекомендуется использовать при составлении планов работ структурных подразделений МТУ ЯРБ Ростехнадзора.
5. При определении объема проверки СУиК ЯМ следует исходить из того, что она может проводиться как по всем предусмотренным в Типовой программе направлениям, так и по некоторым из них. При этом конкретный объем проверки СУиК ЯМ определяет должностное лицо Ростехнадзора, утверждающее либо программу ее проведения, либо план работы структурного подразделения МТУ ЯРБ Ростехнадзора.
В случае выявления нарушений в учете и контроле ЯМ при осуществлении плановой (внеплановой) проверки могут быть проверены дополнительные вопросы, не предусмотренные программой проверки СУиК ЯМ, для определения причин возникновения данных нарушений.
6. Проверка СУиК ЯМ может проводиться как в отношении всех зон баланса материалов (далее - ЗБМ) организации, осуществляющей обращение с ЯМ, так и в отношении отдельных ЗБМ.
7. Порядок проведения, оформление результатов проверки СУиК ЯМ и применение установленных законодательством Российской Федерации мер при выявлении фактов нарушений обязательных требований осуществляется в соответствии с требованиями Административного регламента, Положения о режиме постоянного государственного надзора на объектах использования атомной энергии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2012 г. N 373 и Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
8. В Типовой программе используются понятия, определенные Основными правилами и Положением о системе государственного учета и контроля ядерных материалов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 352.
II. Направления проверки СУиК ЯМ
9. Устанавливаются следующие направления проверки СУиК ЯМ:
9.1 Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации.
9.2 Организация ЗБМ.
9.3 Постановка на учет и снятие с учета ЯМ в организации.
9.4 Меры контроля доступа к ЯМ.
9.5 Система измерений и контроль качества измерений ЯМ.
9.6 Перевод ЯМ в радиоактивные вещества (радиоактивные отходы).
9.7 Передача ЯМ.
9.8 Физическая инвентаризация ЯМ.
9.9 Учетные и отчетные документы.
9.10 Действия персонала при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ.
9.11 Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ.
9.12 Подготовка и допуск персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ.
9.13 Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора.
9.14 Установление наличия ЯМ, в том числе с применением технических средств.
III. Типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля ЯМ
10. По направлению "Нормативная и организационно-распорядительная документация в организации" проверке подлежат:
10.1 Лицензии Ростехнадзора на осуществляемые организацией виды деятельности в области использования атомной энергии.
10.2 Распорядительные документы руководителя организации или уполномоченного им лица (далее - руководитель организации) о назначении: ответственных (ответственного) за организацию учета и контроля ЯМ в организации, за обеспечение учета и контроля ЯМ в организации, за организацию измерений ЯМ в целях их учета и контроля, за организацию работ по применению пломб в организации, за организацию учета и контроля ЯМ в ЗБМ, за учет, хранение и обращение с пломбами в ЗБМ, материально ответственных лиц за ЯМ в ЗБМ, а также распорядительный документ руководителя организации о создании службы учета и контроля ЯМ (назначении структурного подразделения) и определении ее состава.
10.3 Наличие и содержание Положения по учету и контролю ЯМ в организации.
10.4 Наличие и содержание документа "Структура и описание зон баланса материалов" (либо соответствующего раздела в Положении по учету и контролю ЯМ в организации).
10.5 Наличие и содержание программы применения пломб в организации.
10.6 Наличие и содержание программ измерений ЯМ для каждой ЗБМ.
10.7 Наличие и содержание программы контроля качества измерений ЯМ.
10.8 Наличие и содержание инструкций по учету и контролю ЯМ в ЗБМ.
Перечисленные в настоящем пункте организационно-распорядительные документы проверяются на предмет их наличия, правильности оформления (подписания, согласования, утверждения), соответствия изложенных в них требований положениям законодательных, иных нормативных правовых актов, федеральных норм и правил в области использования атомной энергии. При этом в отношении каждого из вышеуказанных организационно-распорядительных документов должна быть проведена проверка выполнения изложенных в них требований на практике.
11. По направлению "Организация ЗБМ" проверке подлежат:
11.1 Соответствие количества и границ ЗБМ требованиям обеспечения учета и контроля ядерных материалов в каждой ЗБМ.
11.2 Соответствие реальных границ ЗБМ определенным в документации организации.
11.3 Порядок создания, регистрации в Госкорпорации "Росатом", ликвидации или внесения изменений в границы ЗБМ, соблюдение сроков предоставления указанной информации в Ростехнадзор.
11.4 Наличие сформированных и зарегистрированных в Госкорпорации "Росатом" зон отчетности.
11.5 Определение ключевых точек измерений (далее - КТИ) в ЗБМ и соответствие реальных КТИ указанным в документах организации.
11.6 Выполнение процедур оценки потерь ЯМ в ЗБМ.
11.7 Наличие утвержденного руководителем организации обоснования одновременного нахождения в ЗБМ ЯМ мирного и оборонного назначения (в случае технологической невозможности обеспечения разделения таких ЯМ).
12. По направлению "Постановка на учет и снятие с учета ЯМ в организации" проверке подлежат:
12.1 Своевременность постановки ЯМ на государственный учет.
12.2 Своевременность и обоснованность снятия ЯМ с государственного учета.
12.3 Порядок постановки на учет ЯМ, образовавшихся в продуктах, облученных в ядерных реакторах, а также порядок снятия с учета ЯМ, выгоревших в ядерных реакторах (в случае наличия таких ЯМ).
12.4 Наличие в организации расчетных методик или аттестованных программ для электронно-вычислительных машин, используемых для расчета массы ЯМ (в случае их использования).
13. По направлению "Меры контроля доступа к ЯМ" проверке подлежат:
13.1 Соответствие используемых организацией пломб в учете и контроле ЯМ требованиям действующих национальных стандартов.
13.2 Соответствие порядка применения пломб к ЯМ требованиям Основных правил и действующих национальных стандартов.
13.3 Соответствие порядка применения систем наблюдения в целях контроля доступа к ЯМ требованиям Основных правил.
13.4 Документы, отражающие результаты проверки работоспособности и состояния пломб в период между физическими инвентаризациями ЯМ.
13.5 Порядок документальной регистрации учета, установки, снятия и утилизации пломб в ЗБМ.
13.6 Перечни лиц, имеющих право обращения с пломбами (получение, хранение, применение, утилизация).
13.7 Выборочно - наличие и правильность установки пломб на объекты пломбирования в ЗБМ.
14. По направлению "Система измерений и контроль качества измерений ЯМ" проверке подлежат:
14.1 Соответствие порядка проведения учетных, подтверждающих измерений ЯМ в ЗБМ требованиям Основных правил.
14.2 Перечень средств измерений и стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.
14.3 Наличие в КТИ ЗБМ средств измерений и стандартных образцов в соответствии с Перечнем средств измерений и стандартных образцов.
14.4 Наличие и содержание аттестованных методик измерений ЯМ.
14.5 Свидетельства о метрологической аттестации стандартных образцов, используемых в системе измерений ЯМ.
14.6 Работоспособность и поверка средств измерений, используемых в системе измерений ЯМ.
14.7 Документальное оформление результатов измерений ЯМ.
15. По направлению "Перевод ЯМ в радиоактивные вещества (радиоактивные отходы)" проверке подлежат:
15.1 Наличие в организации согласованного с Госкорпорацией "Росатом" регламента (методики) перевода ЯМ в радиоактивные отходы (далее - РАО).
15.2 Наличие в организации распорядительного документа о назначении комиссии по переводу ЯМ в РАО.
15.3 Соответствие порядка перевода ЯМ в РАО требованиям Основных правил и НП-072-13.
15.4 Наличие решения Госкорпорации "Росатом" на использование ЯМ при изготовлении радиоактивных веществ (далее - РВ) (для ЯМ федеральной собственности).
15.5 Наличие решения руководителя организации на использование ЯМ при изготовлении РВ (для ЯМ, находящихся в собственности юридического лица).
15.6 Наличие расчета потребностей количества ЯМ для изготовления РВ с учетом потерь ЯМ.
15.7 Наличие в организации документа, являющегося основанием для перевода ЯМ в РВ.
15.8 Наличие актов выполнения работ по изготовлению РВ из ЯМ.
15.9 Соответствие порядка перевода ЯМ в РВ (РВ в ЯМ) требованиям Основных правил и НП-072-13.
16. По направлению "Передача ЯМ" проверке подлежат:
16.1 Своевременность отправки предварительных уведомлений при передаче ЯМ между организациями.
16.2 Порядок оформления и содержание сопроводительной документации, а также паспортов на ЯМ при передачах между организацией-отправителем и организацией-получателем.
16.3 Соблюдение порядка передачи проб продуктов с ЯМ.
16.4 Документы, регистрирующие передачу ЯМ между ответственными лицами, с одной технологической операции на другую, а также между сменами и ЗБМ.
16.5 Наличие в приемо-сдаточных документах необходимой информации в соответствии с Основными правилами.
16.6 Своевременность проведения и порядок оформления входного контроля и постановки на учет (снятия с учета) ЯМ при выполнении процедур передачи ЯМ между организациями и между ЗБМ.
16.7 Выполнение установленного порядка проведения подтверждающих измерений получаемых ЯМ.
16.8 Соблюдение сроков предварительной и окончательной приемки и постановки ЯМ на учет.
16.9 Порядок действий при обнаружении статистически значимого расхождения в количестве ЯМ между данными организации-отправителя и организации-получателя.
16.10 Документы о расследовании причин расхождения данных организации-отправителя и организации-получателя о количестве ЯМ (при наличии).
16.11 Соблюдение порядка проведения арбитражных измерений (при наличии).
17. По направлению "Физическая инвентаризация ЯМ" проверке подлежат:
17.1 Документ, определяющий порядок проведения физической инвентаризации ЯМ в организации.
17.2 Распорядительные документы руководителя организации о проведении физической инвентаризации ЯМ, о назначении инвентаризационных комиссий.
17.3 Методика определения объема выборочных подтверждающих измерений при проведении физической инвентаризации ЯМ.
17.4 Соблюдение сроков и установленного порядка проведения плановых физических инвентаризаций ЯМ.
17.5 Акты инвентаризационных комиссий о проведении предыдущих плановых (внеплановых) физических инвентаризаций ЯМ.
17.6 Списки наличного количества ЯМ, списки фактически наличного количества ЯМ, акты физической инвентаризации ЯМ по ЗБМ, материально-балансовый отчет.
17.7 Результаты подтверждающих измерений характеристик ЯМ при проведении физической инвентаризации.
17.8 Результаты применения средств контроля доступа, подтверждающие отсутствие несанкционированного доступа к ЯМ в межбалансовый период.
17.9 Правильность определения инвентаризационной разницы и ее погрешности.
17.10 Правильность применения критериев для определения наличия (отсутствия) аномалии в учете и контроле ЯМ.
18. По направлению "Учетные и отчетные документы" проверке подлежат:
18.1 Своевременность регистрации всех учетных данных, определенных Основными правилами, в учетных документах по ЯМ.
18.2 Полнота и правильность заполнения учетных документов по ЯМ.
18.3 Сроки, полнота и правильность предоставления организацией отчетных документов по ЯМ.
18.4 Порядок исправления учетных (отчетных) данных, его соответствие требованиям Основных правил.
19. По направлению "Действия персонала при обнаружении аномалий и нарушений в учете и контроле ЯМ" проверке подлежат:
19.1 Соблюдение установленного порядка проведения расследования при выявлении нарушения, признака аномалии в учете и контроле ЯМ.
19.2 Документальное оформление результатов расследования нарушения, признака аномалии в учете и контроле ЯМ.
20. По направлению "Административный контроль состояния учета и контроля ЯМ" проверке подлежат:
20.1 Наличие и содержание документа о порядке проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ.
20.2 Соответствие порядка проведения административного контроля состояния учета и контроля ЯМ требованиям Основных правил.
20.3 Документальное оформление результатов административного контроля состояния учета и контроля ЯМ.
21. По направлению "Подготовка и допуск персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ" проверке подлежат:
21.1 Наличие и содержание документов, устанавливающих в организации порядок обучения и периодичность проверки знаний персонала, ответственного за учет и контроль ЯМ.
21.2 Наличие документов, в которых зарегистрированы результаты обучения, проверки знаний процедур учета и контроля ЯМ для различных категорий работников (персонала) организации и допуска их к выполнению должностных обязанностей.
21.3 Наличие у должностных лиц, ответственных за организацию учета и контроля ЯМ, документов о прохождении ими переподготовки или повышения квалификации в установленные сроки.
21.4 Наличие у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль ЯМ, разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии.
22. По направлению "Выполнение работ по устранению нарушений, отмеченных в актах и предписаниях Ростехнадзора" проверке подлежат:
22.1 Наличие, содержание и выполнение планов мероприятий по устранению выявленных нарушений.
22.2 Представление надзорным (контрольным) органам уведомлений об устранении выявленных нарушений в установленные сроки.
23. По направлению "Установление наличия ЯМ, в том числе с применением технических средств" проверке подлежат:
23.1 Соответствие количества и местонахождения учетных единиц (контейнеров с ЯМ) данным (записям) в учетных документах.
23.2 Атрибутивные признаки и состояние учетных единиц, их соответствие данным (записям) в учетных документах.
23.3 Целостность, правильность установки и соответствие установленных на контейнеры (хранилища) пломб (в том числе пломб Ростехнадзора) сведениям, зарегистрированным в учетных документах.
При установлении наличия ЯМ предусматривается проведение инспекционных измерений ЯМ и, при необходимости, установка пломб Ростехнадзора на контейнеры (хранилища) с ЯМ с целью реализации требований, предусмотренных пунктами 38-43 Административного регламента.
Приложение N 1
к Типовой программе проверки системы
учета и контроля ядерных материалов в
организации, утвержденной приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20___ г. N______
Рекомендуемый порядок
составления и оформления программы проверки СУиК ЯМ
1. Программа проверки СУиК ЯМ (далее - Программа) составляется на основе приведенных в Типовой программе перечней вопросов по направлениям проверки СУиК ЯМ в соответствии с намечаемыми целями, исходя из имеющейся информации о состоянии СУиК ЯМ в организации (актов предыдущих проверок, предписаний, отчетов организации о текущем состоянии учета и контроля ЯМ) с обязательным учетом фактических условий и особенностей обращения с ЯМ в проверяемой организации.
2. В программе определяются:
наименование программы;
сроки проведения проверки;
цели проведения проверки;
предмет проверки;
направления проведения проверки и перечни подлежащих проверке вопросов по отдельным направлениям;
перечень ЗБМ организации, подлежащих проверке (при необходимости).
3. В части проверки СУиК ЯМ в организации в программу рекомендуется включать направления проверки, определенные пунктом 8 настоящей Типовой программы.
4. При осуществлении проверки СУиК ЯМ в отдельных ЗБМ в программу рекомендуется включать следующие направления:
организация учета и контроля ЯМ;
постановка на учет и снятие с учета ЯМ;
меры контроля доступа к ЯМ;
система измерений и контроль качества измерений ЯМ;
процедуры оценки потерь ЯМ (при наличии);
перевод ЯМ в РВ (РАО);
физическая инвентаризация ЯМ;
учетные и отчетные документы;
установление наличия ЯМ, в том числе с применением технических средств.
5. Предусматриваемые в программе мероприятия, а также методы и способы их реализации в процессе проведения проверки должны учитывать соблюдение требований технической, пожарной, радиационной безопасности и мер по защите информации.
6. Программу рекомендуется составлять должностному лицу, назначенному председателем комиссии по проведению плановой (внеплановой) проверки, в срок, обеспечивающий своевременное направление программы в проверяемую организацию.
Приложение N 2
к Типовой программе проверки системы
учета и контроля ядерных материалов в
организации, утвержденной приказом
Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору
от ____________ 20___ г. N______
Рекомендуемый перечень документов для достижения цели и задачи проведения проверки
1. Положение по учету и контролю ЯМ в организации.
2. Инструкции по учету и контролю ЯМ в ЗБМ.
3. Распорядительные документы по организации СУиК ЯМ, назначению ответственных за учет и материально ответственных лиц, договоры о материальной ответственности за ЯМ.
4. Документы по организации измерений и контролю качества измерений в целях учета и контроля ЯМ, результаты измерений в целях учета и контроля ЯМ.
5. Документы по организации системы контроля доступа к ЯМ, применению пломб, систем наблюдения, документы по результатам применения средств контроля доступа к ЯМ, пломб, систем наблюдения, в том числе: журналы установки, снятия и утилизации пломб, документы по проверке работоспособности пломб и систем наблюдения.
6. Документы по переводу ЯМ в РВ и РАО, РВ в ЯМ, документы по оценке потерь ЯМ со сбросами и выбросами.
7. Документы по организации приемки и отправки ЯМ, передачи между ЗБМ, перемещений внутри ЗБМ, накладные на получение и отправку ЯМ, документы по приемке (входному контролю) ЯМ.
8. Документы по проведению физической инвентаризации ЯМ, акты и другие документы по результатам физической инвентаризации ЯМ.
9. Учетные документы по ЯМ (журналы учета ядерных материалов, паспорта на ЯМ, другие учетные документы на ЯМ).
10. Отчетные документы организации в рамках системы государственного учета и контроля ЯМ.
11. Документы по осуществлению административного и ведомственного контроля состояния учета и контроля ЯМ.
12. Документы по обучению, проверке знаний, повышению квалификации (переподготовке) персонала, осуществляющего учет и контроль ЯМ, сведения по наличию разрешений на право ведения работ в области использования атомной энергии у руководящего персонала организации, ответственного за учет и контроль ЯМ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Ростехнадзор разработал новую типовую программу проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации.
Определены направления проверки. Приведены типовые перечни вопросов, подлежащих проверке по направлениям учета и контроля ядерных материалов.
Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 4 сентября 2020 г. N 335 "Об утверждении и введении в действие Типовой программы проверки системы учета и контроля ядерных материалов в организации"
Текст приказа опубликован не был