Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Отношения, связанные с обработкой персональных данных, регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ), согласно которому обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе, ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей.
В силу части 2 статьи 9 Закона N 152-ФЗ согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных при наличии оснований, указанных в пунктах 2 - 11 части 1 статьи 6, части 2 статьи 10 и части 2 статьи 11 указанного закона.
Так, положениями пункта 2 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ установлено, что обработка персональных данных необходима для достижения целей, предусмотренных международным договором Российской Федерации или законом, для осуществления и выполнения возложенных законодательством Российской Федерации на оператора функций, полномочий и обязанностей.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных необходима для исполнения полномочий федеральных органов исполнительной власти, органов государственных внебюджетных фондов, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функций организаций, участвующих в предоставлении соответственно государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", включая регистрацию субъекта персональных данных на едином портале государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталах государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ обработка персональных данных необходима для осуществления прав и законных интересов оператора или третьих лиц либо для достижения общественно значимых целей при условии, что при этом не нарушаются права и свободы субъекта персональных данных.
В этой связи, учитывая положения вышеуказанных правовых норм, органы исполнительной власти при осуществлении возложенных на них законодательством Российской Федерации функций, полномочий и обязанностей, достижения общественно значимых целей, вправе продолжить обработку персональных данных без соответствующего согласия на обработку персональных данных физических лиц (субъектов персональных данных).
Следует отметить, что в соответствии с Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе" Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России, налоговые органы) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов, сборов и страховых взносов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, за применением контрольно-кассовой техники, а также функции органа валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим аккредитацию филиалов, представительств иностранных юридических лиц (за исключением представительств иностранных кредитных организаций), а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.
В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" главной задачей налоговых органов является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации.
В тоже время, обязанность каждого налогоплательщика платить законно установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) регламентированы положениями статьи 32 Кодекса.
Из содержания статей 83 - 85 Кодекса следует, что в целях налогового контроля, составной частью которого является учет налогоплательщиков, физические лица, не относящиеся к индивидуальным предпринимателям, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства на основании заявления о постановке на учет, а также без такого заявления на основе информации, предоставляемой уполномоченными на то законом органами.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.06.2017 N 99н "Об утверждении Порядка ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков и о признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2010 N 116н и от 07.09.2011 N 106н" Единый государственный реестр налогоплательщиков (далее - Реестр) ведется Федеральной налоговой службой и ее территориальными органами на основе единых методологических и программно-технических принципов и документированной информации, имеющейся у налоговых органов. В Реестре содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным Кодексом. Ведение Реестра включает в себя внесение в него сведений, изменение сведений, содержащихся в Реестре.
Учитывая вышеизложенное, обработка сведений о субъектах персональных данных осуществляется налоговыми органами для достижения целей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и выполнения возложенных на налоговые органы функций, полномочий и обязанностей. Соответственно, налоговые органы вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта персональных данных.
Действительный государственный |
А.С. Петрушин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС указала, что налоговые органы вправе обрабатывать персональные данные (ПД) для достижения целей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и выполнения возложенных на них функций, полномочий и обязанностей. При этом обработка ПД в данном случае осуществляется без согласия субъекта ПД.
Письмо Федеральной налоговой службы от 9 октября 2020 г. N ПА-3-24/6864@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был