Ассоциация российских банков обращается по просьбе банков - членов АРБ по вопросам исполнения указа Мэра Москвы от 6 октября 2020 года N 97-УМ "О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ и от 8 июня 2020 г. N 68-УМ" (далее - Указ N 97-УМ).
Указом N 97-УМ были внесены изменения в указ Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" (далее - Указ N 68-УМ), в силу которых на работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, начиная с 12 октября 2020 года, возлагается обязанность по представлению еженедельно в электронном виде с использованием личного кабинета юридического лица на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы сведений о работниках (исполнителях по гражданско-правовым договорам), в отношении которых были приняты решения, указанные в пункте 11.2 настоящего указа (без персональных данных), согласно перечню, предусмотренному в приложении 4 (далее - Приложение N 4) к указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" (далее - Указ N 12-УМ) (пункт 11.3 Указа N 68-УМ).
Согласно Приложению N 4 указанные работодатели должны предоставлять следующую информацию о работниках, подлежащих переводу на дистанционный режим работы: номер мобильного телефона; государственный регистрационный номер транспортного средства (при наличии); номер электронной карты "Тройка" (при наличии); номер электронной карты "Стрелка" (при наличии); номер социальной карты (при наличии); номер месячного проездного билета без лимита поездок и с лимитом 70 поездок, временного единого социального билета, временного льготного билета (при наличии).
При этом банки - работодатели, осуществляющие деятельность на территории города Москвы, обращают внимание на следующее.
Согласно пункту 1 статьи 24 Конституции Российской Федерации сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон N 152-ФЗ) обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.
Из пункта 9.1 части 1 статьи 6 Закона N 152-ФЗ следует, что также допускается обработка персональных данных, полученных в результате обезличивания персональных данных, для осуществления в целях повышения эффективности государственного или муниципального управления, а также в иных целях, предусмотренных Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 123-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального регулирования в целях создания необходимых условий для разработки и внедрения технологий искусственного интеллекта в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве и внесении изменений в статьи 6 и 10 Федерального закона "О персональных данных".
Таким образом, очевидно, что право доступа к персональным данным должен предоставлять сам субъект персональных данных (в рассматриваемой ситуации работник), поскольку важно разрешение самого человека на доступ к его данным.
Как следует из пункта 11.3 Указа N 68-УМ ,вышеуказанные сведения о работниках, подлежащих переводу на дистанционный режим работы, должны предоставляться без персональных данных. Однако предоставление некоторых указанных в Приложении N 4 сведений, например, о номере мобильного телефона работника, позволяет достаточно легко идентифицировать работника и получить доступ ко многим его (как владельца номера мобильного телефона) персональным данным. Более того, как следует из Приложения N 4, данные о номере мобильного телефона соответствующего работника должны указываться без условия о его наличии (отсутствует оговорка "при наличии"), но у работника мобильного телефона может и не быть.
Также у банков - работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы, возникает вопрос о цели предоставления вышеуказанных сведений, принимая во внимание тот факт, что информация должна предоставляться и по работникам, которые, даже работая удаленно, не относятся к тем категориям граждан, которым перемещение не рекомендовано, учитывая, что и сами ограничения в перемещении определенных категорий граждан носят рекомендательный характер, т. е. не являются обязательными для исполнения.
Кроме того, для осуществляющих деятельность на территории города Москвы банков остаются открытыми, помимо иных, вопросы о возможности и порядке исполнения рассматриваемых требований по предоставлению соответствующей информации о своих работниках при отказе последних в предоставлении персональных данных (номеров мобильных телефонов, данных социальных карт и др.), а также при отсутствии у работников мобильных телефонов (например, в силу поломки телефона и невозможности приобретения нового по причине материальных проблем или отсутствия возможности оплаты мобильный связи по причине ухудшения материального положения).
Нужно отметить, что работодатель не может обязать работника ни купить мобильный телефон и (или) заключить договор с оператором мобильной связи на предоставление соответствующих услуг, ни предоставить сведения о номере своего мобильного телефона (как и иные данные, указанные в Приложении N 4).
Положения Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ), в т. ч. статей 57 и 65 ТК РФ, не устанавливают для работника обязанности по предоставлению сведений о номере его мобильного телефона, номере проездного документа и иных сведений, перечисленных в Приложении N 4.
Главой 14 "Защита персональных данных работника" ТК РФ установлены общие требования при обработке персональных данных работника и гарантии их защиты; порядок хранения, использования и передачи персональных данных работников; права работников в целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся у работодателя; и они не предусматривают ни обязанности работника по предоставлению работодателю сведений, указанных в Приложении N 4, ни, соответственно, права работодателя требовать у своего работника их предоставления, ни также обязанности работодателя по предоставлению данных сведений третьим лицам.
Более того, согласно статье 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства Российской Федерации в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
Иными федеральными законами также не предусмотрена обязанность работника по предоставлению работодателю указанных в Приложении N 4 сведений.
В связи с этим банковским сообществом предлагается рассмотреть вопрос о целесообразности изменения содержания указанной отчетности, поскольку целью её предоставления может быть только передача данных о соблюдении работодателем требования о переводе на дистанционную форму работы не менее 30% работников, включая тех, кому рекомендовано ограничение в передвижении, и данных о нахождении "на больничных листах" и в отпусках лиц, которым рекомендованы ограничения в передвижении.
На основании вышеизложенного, учитывая практическую важность оперативного разрешения проблемы применения норм указа Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности" и указа Мэра Москвы от 8 июня 2020 года N 68-УМ "Об этапах снятия ограничений, установленных в связи с введением режима повышенной готовности" с учетом изменений, внесенных указом Мэра Москвы от 6 октября 2020 года N 97-УМ "О внесении изменений в указы Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. N 12-УМ и от 8 июня 2020 г. N 68-УМ", просим высказать позицию Государственно-правового управления Президента Российской Федерации по вопросу о правомерности осуществляющих деятельность на территории города Москвы банков - работодателей требовать от своих работников предоставления информации, указанной в приложении 4 к указу Мэра Москвы от 5 марта 2020 года N 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", и предоставлять её с использованием личного кабинета работодателя на официальном сайте Мэра и Правительства Москвы без согласия работника.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации по вопросам применения действующих нормативных правовых актов.
Президент |
Г. А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 13 октября 2020 г. N А-01/5-385 "Об исполнении требований, установленных указами Мэра Москвы от 05.03.2020 г. N 12-УМ и от 08.06. 2020 г. N 68-УМ, о предоставлении работодателями сведений о работниках"
Текст письма опубликован не был