Вопрос:
Об особенностях начисления земельного налога при наличии договора о развитии застроенной территории
Ответ:
Настоящим направляем для руководства в работе Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 15.10.2020 N 309-ЭС20-11143 по делу N А60-50402/2019.
Обращаем внимание на следующую правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, влияющую на применение пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации в части оснований исчисления земельного налога с учетом коэффициента 2 в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) на условиях осуществления на них жилищного строительства.
Судам при рассмотрении налогового спора следовало дать оценку тому, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения повышающего коэффициента, предусмотренный абзацем первым пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации.
Истолковав положения данной нормы без учета взаимосвязи налогового и градостроительного законодательства, и применив повышающий коэффициент без учета доводов налогоплательщика о наличии объективных препятствий в начале осуществления жилищного строительства, обусловленных законодательным регулированием развития застроенных территорий (в т.ч. части 2 и 3 статьи 46.1, часть 3 статьи 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации), суды допустили возникновение ситуации, когда застройщик будет нести более высокое бремя налогообложения в связи с самим фактом выбора юридической формы осуществления жилищного строительства в рамках развития территорий. Однако такое толкование противоречит как целям установления особого порядка определения налоговой базы, так и реализуемому в рамках градостроительного законодательства публичному интересу, связанному с развитием территорий.
Учитывая обстоятельства дела, выводы о наличии оснований для применения коэффициента 2 при расчете земельного налога признаны необоснованными; вынесенные в пользу налогового органа судебные акты нижестоящих инстанций отменены; а дело направлено на новое рассмотрение.
Доведите информацию до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование земельного налога, в том числе камеральные налоговые проверки.
Действительный государственный |
С.Л. Бондарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ФНС разъяснила особенности исчисления земельного налога с применением повышающего коэффициента 2 при наличии договора о развитии застроенной территории. Учтена позиция Верховного Суда РФ.
Нужно оценить, с какого момента после получения земельных участков в собственность должен исчисляться срок применения коэффициента.
Если не учитывать взаимосвязь налогового и градостроительного законодательства, то возникнет ситуация, когда застройщик вынужден нести более высокое бремя налогообложения в связи с самим фактом выбора юридической формы жилищного строительства в рамках развития территорий.
Это обстоятельство противоречит как целям установления особого порядка определения налоговой базы, так и реализуемому публичному интересу, связанному с развитием территорий.
Письмо Федеральной налоговой службы от 23 октября 2020 г. N БС-4-21/17400@ "Об особенностях начисления земельного налога при наличии договора о развитии застроенной территории"
Текст письма опубликован в журнале "Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", ноябрь 2020 г., N 11