Письмо Минфина России от 14 октября 2020 г. N 02-09-09/90036
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение, сообщает.
В соответствии с пунктом 11.8 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 14.09.2018 N 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
При этом Бюджетным кодексом Российской Федерации не предусмотрено полномочие Министерства финансов Российской Федерации давать разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере государственного (муниципального) финансового контроля.
Позиция аналогичного характера имеется в части отсутствия у Министерства финансов Российской Федерации полномочий по разъяснению иных нормативных правовых актов в установленной сфере.
Вместе с тем правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 59-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 59-ФЗ граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 59-ФЗ обращением гражданина являются направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Учитывая, что обращение не содержит предложений, заявлений или жалоб, не представляется возможным обеспечить его рассмотрение в порядке, установленном данным Федеральным законом.
Таким образом, для получения в установленном порядке позиции Министерства финансов Российской Федерации по вопросам, решение которых входит в компетенцию Министерства финансов Российской Федерации, необходимо оформить соответствующий документ согласно правилам делопроизводства, на бланке учреждения с установленным составом реквизитов, включая подпись должностного лица и регистрационный номер документа.
При этом полагаем необходимым отметить, что Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также не наделено полномочиями по квалификации действий органов государственного (муниципального) финансового контроля и выявляемых ими нарушений.
Вместе с тем полагаем необходимым отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 26.07.2019 N 199-ФЗ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относится, в том числе контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 269.2 Кодекса внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Согласно части 8 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляется контроль, в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги, в том числе в части соблюдения требований, установленных статьей 22 Закона N 44-ФЗ.
Указанный контроль согласно положениям части 9 статьи 99 Закона N 44-ФЗ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с Законом N 44-ФЗ, Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Понятие и перечень бюджетных нарушений установлены положениями статьи 306.1 Кодекса. В соответствии с изменениями, внесенными в Кодекс Федеральным законом от 31.07.2020 N 263-ФЗ, нарушение установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд требований к планированию, обоснованию закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также требований к изменению, расторжению государственного (муниципального) контракта было исключено из установленного статьей 306.1 Кодекса перечня бюджетных нарушений.
В соответствии со статьей 306.2 Кодекса за совершение бюджетного нарушения, предусмотренного главой 30 Кодекса, финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом) на основании уведомления о применении бюджетных мер принуждения органа государственного (муниципального) финансового контроля применяется бюджетная мера принуждения.
К бюджетным нарушениям, за совершение которых применяются бюджетные меры принуждения, относится, в том числе нецелевое использование бюджетных средств.
Согласно статье 306.4 Кодекса нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Таким образом, по мнению Департамента, нарушения требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта и нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств, имеют различную правовую природу.
При этом следует отметить, что нарушение требований к определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта также может повлечь за собой причинение ущерба публично-правовому образованию. В случае выявления по результатам контрольного мероприятия указанного нарушения орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет объекту контроля предписание, содержащее обязательные для исполнения в установленный в предписании срок требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Заместитель директора Департамента |
С.С. Бычков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Нарушения требований к определению и обоснованию НМЦК и нарушения, выразившиеся в нецелевом использовании бюджетных средств, имеют различную правовую природу.
При этом нарушение требований к определению и обоснованию НМЦК может повлечь за собой причинение ущерба публично-правовому образованию. В случае выявления по результатам контрольного мероприятия указанного нарушения орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля направляет объекту контроля предписание, содержащее обязательные для исполнения требования о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию.
Письмо Минфина России от 14 октября 2020 г. N 02-09-09/90036
Текст письма опубликован не был