Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики
от 2 ноября 2020 г. N 497-рп
1. Утвердить прилагаемую региональную программу Кабардино-Балкарской Республики "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 - 2023 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на министра экономического развития Кабардино-Балкарской Республики Рахаева Б.М.
Председатель Правительства Кабардино-Балкарской Республики |
А. Мусуков |
УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кабардино-Балкарской Республики
от 2 ноября 2020 г. N 497-рп
Региональная программа
Кабардино-Балкарской Республики "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 - 2023 годы"
Паспорт региональной программы
Координаторы региональной программы |
Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Отделение - Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Основные исполнители региональной программы |
Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики, Отделение - Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации |
Участники региональной программы |
Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство финансов Кабардино-Балкарской Республики, Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова" |
Цели региональной программы |
содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики |
Задачи региональной программы |
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка; развитие кадрового потенциала и институциональной базы по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики; реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики; увеличение численности населения, получившего финансовое образование и повышение уровня информированности населения о финансово грамотном поведении, в том числе в части пенсионного обеспечения и социальной ответственности участников финансового рынка и информированности населения; развитие движения волонтеров финансового просвещения Кабардино-Балкарской Республики; мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики |
Целевые индикаторы и показатели региональной программы |
доля представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности; доля представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов; доля представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; доля потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит; доля представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке |
Сроки реализации региональной программы |
2020 - 2023 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации целей и задач региональной программы (индикаторы оценки результатов) |
реализация программных мероприятий в полном объеме позволит к 2023 году достичь следующих результатов: доля представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности, составляет 15%; доля представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов, составляет 15%; доля представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, составляет 15%; доля потребителей финансовых услуг, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит, составляет 15%; доля представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке, составляет 15%. |
I. Общие положения
Региональная программа Кабардино-Балкарской Республики "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 - 2023 годы" (далее - региональная программа) разработана в рамках исполнения Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. N 2039-р, а также методическими рекомендациями по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденными Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Министром финансов Российской Федерации Силуановым А.Г., Председателем Центрального банка Российской Федерации Набиуллиной Э.С. от 26 декабря 2019 г.
Финансовая грамотность - результат процесса финансового образования, который определяется как сочетание осведомленности, знаний, умений и поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений и в конечном итоге для достижения финансового благополучия. К основным знаниям и навыкам относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченную жизнь в зрелом возрасте. Вместе с тем финансовая грамотность предполагает необходимость эффективного реагирования на постоянно изменяющиеся личные и внешние социально-экономические и политические обстоятельства.
В современных условиях расширения использования финансовых услуг, появления новых и трудных для понимания финансовых инструментов вопросы финансовой грамотности стали чрезвычайно актуальными.
Повышение уровня финансовой грамотности населения является важнейшим фактором экономического развития страны и, следовательно, повышения качества жизни населения. Недостаточный уровень знаний в области финансовых услуг означает низкую степень вовлечения широких слоев населения в их потребление, а значит, ограничивает уровень и качество сбережений и инвестиций, определяющих потенциал экономического роста.
В целом по Российской Федерации уровень финансовой грамотности населения является невысоким.
Вместе с тем субъекты Российской Федерации, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской, что подтверждается результатами исследований, проведенных в 2013, 2015 и 2019 годах. По субъектам Российской Федерации наблюдался опережающий рост доли опрошенных, верно понимающих соотношение "риск-доходность", и населения, откладывающего некоторую сумму на непредвиденные расходы. Увеличилась доля тех, кто перед оформлением кредитной услуги сравнивает условия в разных организациях, а также возросла доля населения, знающего, куда обращаться при нарушении их прав в кредитных организациях или страховых компаниях.
Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) ежегодно определяет индекс финансовой грамотности населения Российской Федерации, состоящий из нескольких отдельных компонент - знаний в области финансов, навыков управления финансами и установок в отношении финансов. Кабардино-Балкарская Республика находится в числе регионов с низким значением этого показателя.
Степень финансовой грамотности жителей субъектов Российской Федерации во многом определяется следующими важнейшими факторами: уровнем развития экономики и благосостоянием населения, возможностями региональной системы образования и уровнем развития финансового рынка региона.
Численность населения Кабардино-Балкарской Республики составляет 868,4 тыс. человек (58-е место по Российской Федерации, 4-е место по Северо-Кавказскому федеральному округу). Доля населения Кабардино-Балкарской Республики в общей численности населения Северо-Кавказского федерального округа составила 8,8%. Плотность населения республики составляет 69,6 чел. на 1 кв. м.
Доля трудоспособного населения в республике за первое полугодие 2020 г. составила 52,7% общей численности населения. На конец первого полугодия 2020 г. уровень безработицы составил 16,0%, численность официально зарегистрированных в службе занятости безработных - 42,6 тыс. чел.
На 1 июля 2020 г. в статистическом регистре Федеральной службы государственной статистики в Кабардино-Балкарской Республике учтено 30,5 тыс. субъектов хозяйствования, из них 11,1 тыс. юридических лиц, представительств и филиалов, а также 19,4 тыс. граждан, осуществляющих хозяйственную деятельность без образования юридического лица.
Денежные доходы населения в первом полугодии 2020 г. составили 95,6 млрд рублей, что на 3,0% ниже аналогичного показателя 2019 года. Реальные денежные доходы населения Кабардино-Балкарской Республики по итогам первого полугодия 2020 г. составили 94,0% по отношению к соответствующему периоду 2019 года.
Основным источником доходов населения по итогам первого полугодия 2020 г. является заработная плата (официально учтенная заработная плата, выплаты социального характера наемным работникам, другие доходы (включая "скрытые"), которая в структуре денежных доходов составляет 55,9%.
Среднемесячная начисленная номинальная заработная плата за первое полугодие 2020 г. составила 29 413,1 рубля, темп роста по сравнению с первым полугодием 2019 г. - 109,5%.
Темп прироста среднемесячной начисленной реальной заработной платы за первое полугодие 2020 г. составил 6,2% по отношению к соответствующему периоду 2019 г.
Денежные доходы в среднем на душу населения за январь - июнь 2020 г. составили 18358,5 рубля в месяц, что на 3,3% ниже аналогичного показателя 2019 г.
Объем валового регионального продукта (далее - ВРП) Кабардино-Балкарской Республики за 2019 год оценочно составил 149,3 млрд рублей с темпом роста 101,1% к предыдущему году.
Наибольший объем в структуре ВРП Кабардино-Балкарской Республики приходится на сельское, лесное хозяйство, охоту, рыболовство и рыбоводство (19,2%); торговлю оптовую и розничную, ремонт автотранспортных средств и мотоциклов (15,4%); строительство (11,8%); обрабатывающие производства (14,6%). Доля финансового рынка в ВРП республики составляет 0,1%.
В целом ассортимент предоставляемых в Кабардино-Балкарской Республике финансовых услуг практически не отличается от ситуации в других субъектах, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа, и характеризуется незначительным количеством. У банковских финансовых организаций основной набор услуг ограничивается расчетно-кассовым обслуживанием клиентов, депозитами и кредитами, а в отдельных случаях - лизингом. У страховых компаний основной портфель занимают продукты обязательного страхования. Основной причиной узости ассортимента предоставляемых услуг является низкий уровень спроса на них.
Наиболее развитым сегментом финансового рынка является кредитный рынок, основная доля которого приходится на банковские кредиты.
В структуру региональной банковской сети на 1 июля 2020 г. входят 88 институциональных единиц, в том числе:
3 самостоятельных региональных банка;
3 филиала банков, головные офисы которых расположены за пределами региона;
67 дополнительных офисов;
11 операционных офисов;
3 кредитно-кассовых офиса;
1 представительство.
На 1 июля 2020 г. совокупный кредитный портфель заемщиков региона составил 81,4 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,9%.
Кредитный портфель юридических лиц и индивидуальных предпринимателей уменьшился на 2,7% (до 32,2 млрд рублей), что составляет 39,5% совокупного портфеля заемщиков региона.
На долю субъектов малого и среднего предпринимательства приходится 50,7% ссудной задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Их кредитный портфель сократился на 8,4% и составил 16,3 млрд рублей.
В отраслевом разрезе на долю обрабатывающих производств приходится 44% ссудной задолженности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сельского хозяйства - 28,8%, торговли - 16,6%.
Розничный портфель увеличился на 12,5% (до 49,2 млрд рублей), в том числе портфель потребительских кредитов - на 11,6% (до 31,0 млрд рублей), ипотечных - на 13,9% (до 18,3 млрд рублей).
Доля потребительских кредитов в общей задолженности физических лиц составила 62,9%.
Объем привлеченных кредитными организациями средств населения и организаций Кабардино-Балкарской Республики на 1 июля 2020 г. составил 53,1 млрд рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 12,1%.
Основным источником формирования ресурсов кредитных организаций остаются средства населения (более 76%). Их объем составил 40,5 млрд рублей, что на 6,5% выше аналогичного показателя предыдущего года. Средства физических лиц привлекались преимущественно в валюте Российской Федерации (более 93%).
Депозиты и другие привлеченные средства юридических лиц (без индивидуальных предпринимателей) составили 4,5 млрд рублей и возросли почти вдвое по сравнению с соответствующим периодом 2019 года. Их доля в привлеченных средствах кредитных организаций увеличилась на 3,6 процентных пункта и составила 8,5%. Все депозиты юридических лиц привлечены в рублях.
Объем средств на счетах государственных и негосударственных организаций увеличился на 16,3% и составил 6,8 млрд руб. При этом их доля в совокупном объеме привлеченных практически не изменилась и составляет 12,9%.
Средства на счетах индивидуальных предпринимателей по сравнению с первым полугодием 2019 г. также не изменились и составили 1 млрд рублей.
Остальные сегменты финансового рынка региона характеризуется низким уровнем развития, как по институциональной насыщенности, так и по объемам операций.
Система образования республики охватывает 325 средних учебных заведений, 9 учреждений среднего профессионального образования (4 филиала), 24 учреждения дополнительного образования, в том числе Детская академия творчества "Солнечный город" с двумя филиалами, Центр непрерывного развития и Центр психолого-медико-социального сопровождения, в которых обучаются 107,4 тыс. обучающихся.
Население Кабардино-Балкарской Республики в возрасте от 5 до 18 лет полностью охвачено образованием. В учреждениях среднего профессионального образования обучаются 7275 человек, в том числе 6111 человек охвачены образовательными программами, в реализации которых участвуют работодатели.
В республике осуществляют деятельность 3 вуза: Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова, образовательные программы которых включают экономические профили подготовки (в том числе "Финансы и кредит"), а также Северо-Кавказский институт искусств.
В Кабардино-Балкарской Республике работа по повышению финансовой грамотности проводится отдельными министерствами и ведомствами, в том числе в рамках различных соглашений и планов мероприятий ("дорожных карт"). В частности, Правительством Кабардино-Балкарской Республики и Отделением - Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в марте 2019 г. подписан План мероприятий ("дорожная карта") по взаимодействию Отделения - Национального банка Кабардино-Балкарской Республики Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации с исполнительными органами государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, основные мероприятия которого направлены на внедрение в образовательную среду программ преподавания основ финансовой грамотности, распространения в местах массового посещения людей (МФЦ, органы социальной защиты, музеи, библиотеки и др.) информационного контента (в электронной и бумажной форме), направленного на повышение финансовой грамотности населения.
Министерством просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики и Отделением - Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации в 2017 году утвержден перечень мероприятий в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Кабардино-Балкарской Республике на 2017 - 2021 годы.
Одним из проектов в рамках сотрудничества, ставшим популярным в республике, стал проект Банка России "Онлайн-уроки финансовой грамотности".
В январе 2018 г. Банком России и Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова подписано Соглашение о сотрудничестве в области повышения финансовой грамотности населения. В мае 2019 г. Отделением-Национального Банка по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации и Кабардино-Балкарским государственным университетом им. Х.М. Бербекова подписан совместный План мероприятий по внедрению образовательных программ "Основы финансовой грамотности" на уровне среднего профессионального и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования, формированию волонтерского движения по финансовому просвещению, развитию мотивации обучающихся к изучению финансовой грамотности, информационному сопровождению мероприятий по изучению и преподаванию основ финансовой грамотности, организации учебных мероприятий по повышению уровня финансовой грамотности различных целевых аудиторий, в том числе работников, обучающихся, представителей волонтерских и иных общественных организаций.
В апреле 2019 г. Министерством экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и Отделением - Национальным банком по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации подписана "Дорожная карта" взаимодействия в области повышения финансовой грамотности потенциальных предпринимателей и субъектов малого и среднего предпринимательства. На регулярной основе проводятся образовательные мероприятия (семинары) для потенциальных и действующих предпринимателей.
Вместе с тем уровень финансовой грамотности в республике остается достаточно низким и требует долговременной систематической работы всех заинтересованных сторон.
II. Основные цели и задачи, описание основных ожидаемых конечных результатов региональной программы. Индикаторы оценки результатов региональной программы
Цель региональной программы - содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимых условий повышения уровня и качества жизни населения Кабардино-Балкарской Республики.
Для достижения целей региональной программы поставлены следующие задачи:
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка;
развитие кадрового потенциала и институциональной базы по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики;
реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики;
увеличение численности населения, получившего финансовое образование и повышение уровня информированности населения о финансово грамотном поведении, в том числе в части пенсионного обеспечения и социальной ответственности участников финансового рынка и информированности населения;
развитие движения волонтеров финансового просвещения Кабардино-Балкарской Республики;
мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики.
Программа направлена на получение финансового образования различными целевыми аудиториями, основными из которых являются следующие.
Обучающиеся образовательных организаций. Обучающиеся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования в среднесрочной и ближайшей перспективе станут экономически активной частью населения и, соответственно, столкнутся с проблемой принятия решений в области личных финансов и с личной ответственностью за результаты принятых решений. Данная целевая группа должна быть наиболее подготовлена к грамотному и эффективному финансовому поведению на рынке, управлению личными финансами, свободно ориентироваться в широком спектре финансовых услуг с минимальными рисками финансовых потерь.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Группа рассматривается как одна из наиболее важных ввиду того, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, часто переживают последствия различных психологических травм и могут иметь серьезные проблемы эмоционального и личностного становления. Формирование основ грамотного финансового поведения, умения распоряжаться личными финансами, минимизирование потерь и коммуникаций с недобросовестными участниками финансового рынка позволят данной группе быть более адаптированной, готовой к взаимодействию с внешней средой (в том числе финансовой) после выхода из специализированных учреждений и научиться распоряжаться финансами уже в более взрослом возрасте.
Работающие граждане. Группа считается перспективной с точки зрения важности получения знаний в сфере кредитования и эффективных способов накопления инвестиционных ресурсов, управления личными финансами, принятия грамотных управленческих решений с точки зрения минимизации рисков финансовых потерь.
Безработные. Потребность группы в знаниях в сфере финансовых услуг определяется статусом группы. Получение финансовых знаний может стать одним из путей решения проблемы занятости как в сфере создания собственного бизнеса, так и в выборе направлений по схеме наемного труда.
Пенсионеры. Группа характеризуется в основном незначительными сбережениями, но существенными для ее благополучия. Данная группа в наибольшей степени не приспособлена к условиям меняющегося рынка, является наименее грамотной и наименее способной к обучению, при этом неверные решения относительно использования личного бюджета наиболее болезненно сказываются на жизненном уровне ее представителей. Программа направлена на повышение финансовой безопасности представителей данной группы. Кроме того, данная группа потенциально рассматривается в качестве наиболее активного пользователя единой универсальной электронной карты, а также является наиболее подверженной мошенническим действиям.
Субъекты малого и среднего предпринимательства. Группа характеризуется как одна из важнейших для экономики каждого региона и страны. По данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, на 1 июля 2020 г. в республике осуществляют деятельность 19222 субъекта малого и среднего предпринимательства, в том числе 13885 индивидуальных предпринимателей, количество малых (включая микро) и средних предприятий составило 5337.
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на микропредприятиях, малых и средних предприятиях, включая индивидуальных предпринимателей, составляет 44237 человек.
Оборот малых (микро) и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, в 2019 году составил 176 млрд рублей, что на 3,1% выше показателя предыдущего года.
Формирование у субъектов малого и среднего предпринимательства комплексного представления о существующих инструментах финансирования деятельности в условиях роста ассортимента финансовых продуктов, каналов и институтов их предоставления, возможностях получения государственной поддержки будет способствовать развитию финансовой дисциплины и эффективному распоряжению ресурсами в целях поддержания деятельности и расширенного воспроизводства.
В соответствии со Стратегией повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы оценка результатов реализации Программы будет осуществляться на основе индикаторов, представленных в приложении N 1 к региональной программе.
Ожидаемыми результатами реализации региональной программы являются:
увеличение доли представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности;
увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов;
увеличение доли представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций;
увеличение доли представителей целевых групп населения, сравнивающих условия предоставления финансовых услуг в различных компаниях при выборе финансовой услуги;
увеличение доли представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке и знающих о том, какие действия административного и юридического характера нужно предпринимать в случае нарушения их прав;
увеличение доли представителей целевых групп населения, правильно называющих признаки финансовой пирамиды.
III. Ресурсное обеспечение региональной программы
Финансирование мероприятий региональной программы осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований участников региональной программы, предусмотренных в республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на очередной финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Кабардино-Балкарской Республики, а также в пределах средств, выделенных на содержание ведомств и организаций, финансируемых из других источников.
IV. Механизм реализации региональной программы
Реализация региональной программы осуществляется ответственными исполнителями в соответствии с перечнем основных мероприятий согласно приложению N 2 к региональной программе.
Координаторами и основными исполнителями реализации мероприятий региональной программы являются: Министерство экономического развития Кабардино-Балкарской Республики и Отделение - Национальный банк по Кабардино-Балкарской Республике Южного главного управления Центрального банка Российской Федерации.
Исполнителями региональной программы также выступают Министерство просвещения, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской Республики, Министерство цифрового развития Кабардино-Балкарской Республики, Министерство труда и социальной защиты Кабардино-Балкарской Республики, Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, образовательные организации и другие заинтересованные организации.
Реализация региональной программы в Кабардино-Балкарской Республике будет осуществляться под контролем межведомственной комиссии по реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики (далее - межведомственная комиссия). Межведомственная комиссия выступает совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие и согласованность действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, иных заинтересованных организаций и лиц в целях повышения уровня финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики. Межведомственная комиссия вносит предложения об уточнении и изменении в случае необходимости перечня мероприятий региональной программы. Положение о межведомственной комиссии и ее состав утверждаются Правительством Кабардино-Балкарской Республики.
В целях эффективной реализации региональной программы, создания институциональной базы, выработки идеологической основы в вопросах финансовой грамотности, финансового образования и защиты прав потребителей при межведомственной комиссии образуется экспертный совет. Положение о деятельности экспертного совета утверждается межведомственной комиссией.
Экспертный совет участвует в подготовке обучающих программ и оценке технических заданий, оценке качества отчетных материалов по реализации мероприятий региональной программы.
Исполнители региональной программы в целях достижения показателей результатов и реализации мероприятий региональной программы:
обеспечивают разработку нормативных правовых актов Кабардино-Балкарской Республики, ведомственных актов, планов, необходимых для реализации мероприятий региональной программы;
разрабатывают конкретные предложения по повышению эффективности реализации мероприятий региональной программы и максимальному достижению целевых индикаторов региональной программы;
содействуют внедрению образовательных программ по финансовой грамотности в образовательный процесс на всех уровнях системы образования, а также созданию необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
реализуют программы и проводят мероприятия по повышению финансовой грамотности и развитию у населения, субъектов малого и среднего предпринимательства навыков использования знаний;
повышают уровень доступности для населения информации о финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, в том числе в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах;
способствуют развитию кадрового потенциала в области реализации программ повышения финансовой грамотности, включая повышение квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников;
участвуют и (или) поддерживают мероприятия в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг, проводимых на федеральном уровне;
обеспечивают информирование населения по вопросам финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг, информационную поддержку реализации региональной программы;
организуют работу по реализации региональной программы в структурных подразделениях и подведомственных организациях, обеспечивают взаимодействие с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики по вопросам реализации региональной программы;
осуществляют взаимодействие и поддержку волонтеров финансового просвещения, волонтерских центров, в том числе работающих на базе общеобразовательных организаций, образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций;
организуют мониторинг и оценку уровня финансовой грамотности населения;
по запросу Министерства экономического развития Кабардино-Балкарской Республики представляют отчетные сведения о реализации мероприятий региональной программы.
V. Анализ рисков и описание мер управления рисками реализации региональной программы
На реализацию региональной программы могут повлиять как внешние, так и внутренние риски, при наступлении которых могут быть не достигнуты запланированные показатели роста уровня повышения финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики.
К внешним рискам относятся риски, воздействующие на конечные результаты региональной программы:
неблагоприятные экономические условия, рост социальной напряженности;
системные сбои на рынке кредитно-финансовых услуг;
нарушение сроков принятия необходимых нормативных правовых актов для обеспечения реализации региональной программы;
транспортная удаленность административных центров муниципальных районов Кабардино-Балкарской Республики, низкая степень доступности услуг финансовых консультантов в сельской местности, малых городах и труднодоступных населенных пунктах.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым нововведениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации, в том числе:
непонимание и невосприимчивость тематики региональной программы целевыми группами населения;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности.
Минимизация перечисленных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп населения при проведении мероприятий региональной программы;
презентации региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения, в том числе с привлечением средств массовой информации, хода и результатов реализации региональной программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию региональной программы:
недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках региональной программы;
слабая мотивация участников реализации региональной программы по выполнению задач региональной программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы;
слабая координация между исполнителями региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части неполучения методической поддержки;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер:
создания межведомственной комиссии, экспертного совета;
отбора участников региональной программы, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия;
привлечения широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей региональной программы;
использования лучших практик (в том числе разработанных в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (интернет ресурс https://www.vashifinancy.ru), а также разработанных Банком России (интернет-ресурс https://www.fincult.info) и другими участниками реализации мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы) и поддержки частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации региональной программы, а также внесения изменений в региональную программу на основе данных мониторинга.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
"Повышение уровня финансовой
грамотности населения
в Кабардино-Балкарской Республике
на 2020 - 2023 годы"
Целевые показатели
уровня финансовой грамотности населения в результате реализации региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 - 2023 годы"
N |
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения целевых показателей |
|||
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
|||
1. |
Доля представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности |
процентов |
1 |
5 |
10 |
15 |
2. |
Доля представителей целевых групп населения региона, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов |
процентов |
1 |
5 |
10 |
15 |
3. |
Доля представителей целевых групп, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций |
процентов |
1 |
5 |
10 |
15 |
4. |
Доля действительных и потенциальных потребителей финансовых услуг с низким и средним уровнем доходов, сравнивающих альтернативные предложения, прежде чем брать кредит |
процентов |
1 |
5 |
10 |
15 |
5. |
Доля представителей целевых групп населения, осведомленных об организациях, занимающихся защитой прав потребителей на финансовом рынке |
процентов |
1 |
5 |
10 |
15 |
_________________________________
Данные на 2019 год по итогам мониторинга ПАО Сбербанк и IT-компании "Платформа ОФД" (https://platformaofd.ru/pdf/sberbank-platformaofd-reiting-gorodov.pdf)
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
"Повышение уровня финансовой
грамотности населения
в Кабардино-Балкарской Республике
на 2020 - 2023 годы"
Перечень
основных мероприятий региональной программы "Повышение уровня финансовой грамотности населения в Кабардино-Балкарской Республике на 2020 - 2023 годы"
N |
Наименование основного мероприятия |
Ответственные исполнители |
Срок исполнения |
Планируемый результат |
Задача 1. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка | ||||
1.1 |
Создание и организация деятельности межведомственной комиссии по реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики |
Минэкономразвития КБР, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2020 |
Обеспечение деятельности межведомственной комиссии по реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики |
Задача 2. Развитие кадрового потенциала и институциональной базы по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики | ||||
2.1 |
Обеспечение консультационной поддержки реализации региональной программы |
Минэкономразвития КБР, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2020-2023 |
Наличие координатора реализации региональной программы на региональном уровне |
2.2 |
Повышение квалификации педагогических работников Кабардино-Балкарской Республики |
Минпросвещения КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Включение в программы курсов повышения квалификации педагогических работников программы (модуля) по темам финансовой грамотности |
2.3 |
Организация конкурсов профессионального мастерства для педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы финансовой грамотности |
Минпросвещения КБР, КБГУ Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение проведения одного мероприятия в год |
2.4 |
Проведение просветительских мероприятий для сотрудников органов исполнительной власти Кабардино-Балкарской Республики, осуществляющих работу с населением |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, Минэкономразвития КБР |
2021-2023 |
Обеспечение проведения мероприятий с участием слушателей в количестве 30 человек в 2021 году; 40 человек в 2022 году; 50 человек в 2023 году |
Задача 3. Реализация образовательных программ и информационных кампаний по повышению финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики | ||||
3.1 |
Внедрение примерной рабочей программы образовательной области "Основы финансовой грамотности" в дошкольных образовательных организациях |
Минпросвещения КБР |
2021-2023 |
Обеспечение внедрения примерной рабочей программы в 4 дошкольных образовательных организациях в 2021 году, 6 - в 2022 году, 10 - в 2023 году |
3.2 |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в общеобразовательных организациях |
Минпросвещения КБР |
2021-2023 |
Обеспечение реализации образовательных программ в 15 общеобразовательных организациях в 2021 году, 30 - в 2022 году, 40- в 2023 году |
3.3 |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях |
Минпросвещения КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Обеспечение реализации образовательных программ в 2 профессиональных образовательных организациях в 2021 году, 3 - в 2022 году, 5 - в 2023 году |
3.4 |
Реализация образовательных программ по финансовой грамотности в образовательных организациях высшего образования |
КБГУ |
2021-2023 |
Обеспечение реализации общеобразовательных программ в одной организации высшего образования в год |
3.5 |
Проведение в образовательных организациях викторин, олимпиад, творческих конкурсов, деловых игр, направленных на формирование ответственного распоряжения личными и семейными финансами |
Минпросвещения КБР, КБГУ, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
1. Обеспечение доли представителей целевых групп населения, понимающих важность наличия "финансового буфера" на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций, в размере 5% в 2021 году, 10% - в 2022 году, 15% - в 2023 году 2. Обеспечение доли представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов, в размере 5% в 2021 году, 10% - в 2022 году, 15% - в 2023 году |
3.6 |
Организация конференций, семинаров, "круглых столов" и других мероприятий для педагогических работников в целях обмена опытом реализации программ по повышению финансовой грамотности |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, Минпросвещения КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Проведение 2 мероприятий в 2021 году, 3 - в 2022 году, 4 - в 2023 году |
3.7 |
Организация и распространение материалов по финансовой грамотности в печатном виде |
Минпросвещения КБР, Минцифра КБР, Минфин КБР, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Распространение информационных материалов в зонах для посетителей |
3.8 |
Организация и распространение материалов по финансовой грамотности в электронном виде, в том числе трансляция роликов Банка России на экранах в общедоступных местах |
Минпросвещения КБР, Минцифра КБР, Минфин КБР, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Распространение материалов с использованием всех доступных информационных каналов |
3.9 |
Информационная поддержка реализации мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности населения, в том числе информация, о планируемых мероприятиях, пресс-релизы о прошедших событиях |
Минпросвещения КБР, Минцифра КБР, Минфин КБР, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Наличие информации в сети Интернет на сайтах исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в Кабардино-Балкарской Республике, органов местного самоуправления |
3.10 |
Размещение ссылки на порталы fincult.info, vashifinancy.ru на сайтах: местных администраций муниципальных районов и городских округов; общеобразовательных организаций; высших учебных заведений; бизнес-сообществ; центров занятости и социальной защиты и др. |
Минпросвещения КБР, Минцифра КБР, Минфин КБР, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР, КБГУ |
2021-2023 |
Наличие информации в сети Интернет на сайтах исполнительных органов государственной власти Кабардино-Балкарской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления |
3.11 |
Проведение "дней открытых дверей" по вопросам планирования личных финансов и защиты прав в финансовой сфере, специализированных выставок банковских и других финансовых услуг |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение проведения одного мероприятия в год |
Задача 4: Увеличение численности населения, получившего финансовое образование и повышение уровня информированности населения о финансово грамотном поведении, в том числе в части пенсионного обеспечения и социальной ответственности участников финансового рынка и информированности населения | ||||
4.1 |
Проведение тематических занятий в детских летних лагерях и организациях дополнительного образования детей |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, Минпросвещения КБР |
2021-2023 |
Обеспечение проведения тематических занятий с участием слушателей в количестве 20 человек в 2021 году; 40 - в 2022 году; 50 - в 2023 году |
4.2 |
Проведение информационных и консультационных мероприятий среди членов трудовых коллективов |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, Минэкономразвития КБР |
2021-2023 |
Проведение 5 мероприятий в год |
4.3 |
Проведение просветительских и обучающих мероприятий по финансовой грамотности в различных форматах для взрослого населения и населения пенсионного возраста |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР |
2021-2023 |
Проведение 5 мероприятий в год |
4.4 |
Проведение онлайн-уроков финансовой грамотности для обучающихся общеобразовательных организаций, студентов профессиональных образовательных организаций, воспитанников детских домов |
Минпросвещения КБР, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение доли образовательных организаций, принявших участие в проекте онлайн-уроки финансовой грамотности, 30% - в 2021 году, 40% - в 2022 году, 50% - в 2023 году |
4.5 |
Проведение, вебинаров, семинаров, дискуссий, способствующих повышению уровня финансовой грамотности, информированию об инструментах поддержки для субъектов малого и среднего предпринимательства на площадках бизнес-сообществ |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика, Минэкономразвития КБР |
2021-2023 |
Проведение 4 мероприятий в год |
4.6 |
Участие во всероссийских мероприятиях: Всероссийская олимпиада по финансовой грамотности, финансовому рынку и защите прав потребителей финансовых услуг для старшеклассников; Международная неделя инвесторов; Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи в рамках проекта Минфина России "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения"; Всероссийская программа "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях"; Всероссийская неделя сбережений; Всемирный день защиты прав потребителей; День российского предпринимательства; Фестиваль финансовой грамотности, приуроченный к Дню финансиста |
Минпросвещения КБР, Минэкономразвития КБР, КБГУ, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение участия заинтересованных лиц |
Задача 5. Развитие движения волонтеров финансового просвещения Кабардино-Балкарской Республики | ||||
5.1 |
Формирование списка студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры, заинтересованных в осуществлении волонтерской деятельности по финансовому просвещению и направление списка в Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
КБГУ, Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Включение в список студентов в количестве 20 человек в 2021 году; 30 человек в 2022 году; 40 человек в 2023 году |
5.2 |
Проведение собеседования и организация дистанционного обучения для заинтересованных лиц |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение 100-процентного охвата заинтересованных лиц |
Задача 6. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения Кабардино-Балкарской Республики | ||||
6.1 |
Проведение мониторинга уровня финансовой грамотности и финансового поведения населения |
Отделение-НБ, Минэкономразвития КБР |
2021-2023 |
Обеспечение ежегодных замеров уровня финансовой грамотности |
6.2 |
Проведение анализа эффективности реализации региональной программы |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика; Минпросвещения КБР, Минцифра КБР, Минфин КБР, ГУ-Отделение Пенсионного фонда России по КБР, КБГУ; Минэкономразвития КБР |
2021-2023 |
Представление ежегодного отчета об эффективности реализации региональной программы |
6.3 |
Формирование и направление отчета о реализации мероприятий региональной программы в межведомственную координационную комиссию по реализации мероприятий Стратегии |
Отделение-НБ Кабардино-Балкарская Республика |
2021-2023 |
Обеспечение формирования и направления ежегодного отчета |
Примечание: Указание КБГУ, Отделения-НБ Кабардино-Балкарская Республика, ГУ-Отделения Пенсионного фонда России по КБР в качестве ответственных исполнителей мероприятий носит рекомендательный характер.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Программа реализуется в 2020 - 2023 годы. Она нацелена на содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения.
Реализация программных мероприятий позволит к 2023 году достичь доли представителей целевых групп населения, прошедших обучение по программам повышения финансовой грамотности, 15%; представителей целевых групп населения, понимающих соотношение "риск-доходность" при выборе финансовых продуктов, - 15% и т.д.
Финансирование мероприятий программы осуществляется в пределах лимитов бюджетных ассигнований участников программы, предусмотренных в республиканском бюджете на очередной финансовый год, а также в пределах средств, выделенных на содержание ведомств и организаций, финансируемых из других источников.
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 2 ноября 2020 г. N 497-рп
Вступает в силу с 2 ноября 2020 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном информационном интернет-портале Правительства Кабардино-Балкарской Республики (www.pravitelstvokbr.ru) 6 ноября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Распоряжение Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 17 февраля 2023 г. N 63-рп
Изменения вступают в силу с 17 февраля 2023 г.