Письмо Минфина России от 30 октября 2020 г. N 02-06-10/95352
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел письмо Контрольно-счетной палаты города по вопросу о передаче полномочий от органов местного самоуправления финансовому органу муниципального образования, и сообщает.
Единые требования к организации ведения бухгалтерского учета, включая составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учета установлены Федеральным законом от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
Общая норма, регламентирующая требования к организации ведения экономическими субъектами (юридическими лицами) бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета, установленная положениями статьи 7 Закона N 402-ФЗ, предусматривает исключительную компетенцию руководителя экономического субъекта по организации ведения бухгалтерского учета. Способ организации ведения бухгалтерского учета определяется самостоятельно экономическим субъектом (бухгалтерским подразделением) или путем передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета иной организации, определяется, согласно указанным общим положениям Закона N 402-ФЗ, решением руководителя экономического субъекта.
Вместе с тем, особенности правового регулирования выполнения полномочий ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы, к которым согласно пункту 9 статьи 3 Закона N 402-ФЗ относятся органы местного самоуправления (контрольно-счетный орган муниципального образования), обусловлены прежде всего особенностями выполняемых организациями бюджетной сферы государственных функций и бюджетных полномочий.
Согласно статье 2 Закона N 402-ФЗ, организация ведения бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с положениями Закона N 402-ФЗ с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации.
Согласно положениям Бюджетного кодекса, передача полномочий по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности (далее - полномочия по ведению учета) осуществляется по решению:
руководителя органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления (муниципального органа), органа управления государственного внебюджетного фонда, а также руководителя казенного учреждения, принятому по согласованию с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого оно находится, (части 10.1, 11 статьи 161 Бюджетного кодекса);
Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, принятому в соответствии с положениями части 6 статьи 264.1 Бюджетного кодекса в целях создания централизованной модели ведения учета.
При этом нормами статьи 161 Бюджетного кодекса предусмотрено, что передача органом местного самоуправления полномочий по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности при наличии соответствующего решения осуществляется иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) на основании договора (соглашения).
Согласно единым требованиям к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", передача по решению государственного (муниципального) казенного, бюджетного или автономного учреждения полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится учреждение) на основании договора (соглашения).
Выбор решения по способу передачи полномочий, по ведению бюджетного учета, составлению и представлению бюджетной отчетности, включая выбор государственного (муниципального) учреждения (централизованной бухгалтерии) (созданного в целях осуществления централизуемых полномочий по ведению учета учреждения области (муниципального образования), должен опираться в том числе на необходимость оптимизации бюджетных расходов, обеспечение непрерывности выполнения функций средствами единой интегрированной информационной среды, с использованием имеющихся ресурсов, обеспечивающих технологическую и (или) функциональную централизацию ведения бюджетного учета, начисления и выплаты заработной платы.
Принимая во внимание изложенное, передача полномочий по ведению бюджетного учета, формированию бюджетной отчетности от органа местного самоуправления централизованной бухгалтерии осуществляется на основании соглашения, заключаемого с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих исполнение передаваемых полномочий.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Передача полномочий по ведению бюджетного учета, формированию бюджетной отчетности от органа местного самоуправления централизованной бухгалтерии осуществляется на основании соглашения, заключаемого с учетом положений нормативных правовых актов, регулирующих исполнение передаваемых полномочий.
Письмо Минфина России от 30 октября 2020 г. N 02-06-10/95352
Текст письма опубликован не был