Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 03-11-11/8294
Департамент налоговой и таможенной политики (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросу применения глав 23, 26 2 и 34 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) в отношении вознаграждения председателю правления товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) и сообщает следующее.
По вопросу определения объекта обложения страховыми взносами сообщается, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 420 и пункта 1 статьи 421 Налогового кодекса, объектом и базой для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые, в частности, в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением сумм, указанных в статье 422 Налогового кодекса.
В соответствии со статьей 144 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) органами управления ТСЖ являются общее собрание членов товарищества, правление товарищества.
Исходя из положений части 2 статьи 145 Жилищного кодекса, общим собранием членов товарищества избираются члены правления товарищества и в случаях, предусмотренных уставом товарищества, также председатель правления товарищества из числа членов правления товарищества. Определение размера вознаграждения членов правления и председателя товарищества также относится к компетенции общего собрания членов товарищества.
Положениями статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) определено, что в случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают, в частности, в результате избрания на должность.
В соответствии со статьей 17 Трудового кодекса трудовые отношения в результате избрания на должность возникают, если избрание на должность предполагает выполнение физическим лицом определенной трудовой функции.
Таким образом, поскольку статьей 149 Жилищного кодекса на председателя правления ТСЖ возложено выполнение определенных функций на этой выборной должности, то его деятельность можно отнести к трудовой деятельности физического лица.
Если общим собранием членов ТСЖ принято решение о выплате вознаграждения председателю правления ТСЖ, то в данном случае ТСЖ выступает в качестве лица, производящего выплату вознаграждений вышеуказанному лицу и, соответственно, является страхователем, а председатель правления ТСЖ застрахованным лицом в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В связи с вышеизложенным, на основании положений подпункта 1 пункта 1 статьи 419 и подпункта 1 пункта 1 статьи 420 Налогового кодекса ТСЖ является плательщиком страховых взносов с суммы вознаграждения, производимого им в пользу председателя правления ТСЖ в рамках трудовых отношений.
По вопросу применения главы "Налог на доходы физических лиц" 23 Налогового кодекса в отношении ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого председателю правления ТСЖ сообщается, что согласно пункту 1 статьи 210 Налогового кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Налогового кодекса.
Статья 41 Налогового кодекса определяет доход как экономическую выгоду в денежной или натуральной форме, учитываемую в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемую для физических лиц в соответствии с главой 23 Налогового кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 208 Налогового кодекса вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от источников в Российской Федерации.
Таким образом, доход в виде вознаграждения, полученный председателем правления ТСЖ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях.
По вопросу возможности учитывать расходы по выплате вознаграждения председателю правления ТСЖ при определении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН) сообщается, что в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 346 16 Налогового кодекса налогоплательщики, применяющие УСН, с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 346 16 Налогового кодекса предусмотрено, что расходы на оплату труда определяются в порядке, предусмотренном статьей 255 Налогового кодекса, и принимаются при условии их соответствия критериям, указанным в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса, то есть расходы должны быть обоснованными, документально подтвержденными и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом ТСЖ при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, вправе доходы уменьшать на величину расходов по выплате вознаграждения председателю правления ТСЖ при соответствии этого вознаграждения критериям пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса.
Также сообщаем, что разъяснение решений судебных органов не входит в компетенцию Департамента.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом. Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 февраля 2020 г. N 03-11-11/8294
Текст письма опубликован не был