Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2020 г. N 03-02-07/1/98445
В Минфине России рассмотрено обращение и сообщается следующее.
Статьёй 54 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлены пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов
Так, в силу пункта 1 указанной статьи не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Согласно пункту 2 статьи 54 1 Кодекса при отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 указанной статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:
1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачёт (возврат) суммы налога;
2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключённого с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.
В соответствии с пунктом 5 статьи 82 Кодекса доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V.1, V.2 Кодекса.
Исходя из приведённых норм Кодекса бремя доказывания упомянутых обстоятельств лежит не на налогоплательщике, как это отмечено в представленном обращении, а на налоговом органе, и само по себе отсутствие у контрагента налогоплательщика необходимых для исполнения договора ресурсов не является обстоятельством, предусмотренным пунктом 1 статьи 54 1 Кодекса, или фактом несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 Кодекса.
Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) установлена правовая конструкция, предусматривающая самостоятельность заказчика в осуществлении закупочной деятельности и возможность установить оптимальный порядок осуществления закупок с учетом специфики своей хозяйственной деятельности. Так, значительная часть порядка осуществления закупок регулируется заказчиком в положении о закупке, которое должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.
Частью 6 статьи 3 Закона N 223-ФЗ предусмотрено, что заказчик определяет требования к участникам закупки в документации о конкурентной закупке в соответствии с положением о закупке. Не допускается предъявлять к участникам закупки, к закупаемым товарам, работам, услугам, а также к условиям исполнения договора требования и осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Требования, предъявляемые к участникам закупки применяются в равной степени ко всем участникам закупки.
На основании изложенного:
требования к участникам закупок определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке и устанавливаются в документации о закупке;
вопрос об установлении квалификационных требований (о наличии необходимых материальных и кадровых ресурсов для исполнения договора) решается заказчиком самостоятельно;
вопрос о наличии либо отсутствии признаков нарушений Закона N 223-ФЗ рассматривается органом контроля в каждом случае, исходя из всех обстоятельств.
Исходя из изложенного, проблемы несоответствия норм законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства не усматривается.
Заместитель директора Департамента налоговой политики |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Требования к участникам закупок определяются заказчиком самостоятельно в положении о закупке и устанавливаются в документации о закупке.
Вопрос об установлении квалификационных требований (о наличии необходимых материальных и кадровых ресурсов для исполнения договора) решается заказчиком самостоятельно.
Вопрос о наличии либо отсутствии признаков нарушений 223-ФЗ рассматривается органом контроля в каждом случае исходя из всех обстоятельств.
Минфин не нашел несоответствия норм законодательства о налогах и сборах и антимонопольного законодательства.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 11 ноября 2020 г. N 03-02-07/1/98445
Текст письма опубликован не был