Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение о возможности применения "ретроактивной оговорки" при заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), сообщает следующее.
Минфин России в соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329, пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728, пунктом 7.7. Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н (зарегистрирован в Минюсте России 12.07.2012 N 24894), не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, по толкованию норм, терминов и понятий, не рассматривает по существу обращения организаций по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Одновременно Департамент отмечает, что письма Минфина России не являются источником права в законодательстве Российской Федерации в сфере закупок, способом закрепления норм права, в связи с чем письма не подлежат обязательному учету в правоприменении, в том числе при осуществлении контроля, аудита в сфере закупок, при осуществлении судебной защиты гражданских прав.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить, что согласно статье 3.6 Закона N 223-ФЗ порядок подготовки и осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) и исчерпывающий перечень случаев проведения такой закупки устанавливаются положением о закупке.
В связи с отсутствием в Законе N 223-ФЗ специальных положений по данному вопросу, не следует исключать, что применение пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации при заключении договора с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) может быть оценено контрольно-надзорными органами в качестве не соответствующего принципам, предусмотренным частью 1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ, поскольку указанное положение предусматривает возможность возникновения правоотношений, которые в том числе могут предусматривать поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг до момента заключения договора, что может не в полной мере соответствовать положениям, указанным в части 1 статьи 1, частях 1 и 5.1 статьи 3 Закона N 223-ФЗ.
Учитывая изложенное, во избежание формирования противоречивой правоприменительной практики Департамент считает целесообразным рекомендовать избегать любой возможности наступления случаев, влекущих неоднозначное и (или) спорное толкование терминов и определений различными участниками правоотношений.
Заместитель директора Департамента |
А.В. Гриненко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина России от 13 февраля 2020 г. N 24-04-07/9883 "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован не был