Guidance on interaction of non-profit consumer organizations with control and supervision bodies
ОКС 03.080.020
Дата введения - 1 сентября 2021 г.
Введен впервые
Предисловие
1 Разработан Автономной некоммерческой организацией "Российский институт потребительских испытаний" (РИПИ)
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 111 "Защита прав потребителей на основе контроля продукции на стадиях обращения и при оказании услуг"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 684-ст
4 Введен впервые
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает правила взаимодействия некоммерческих организаций с государственными органами контроля и надзора при выявлении несоответствия потребительских товаров обязательным нормативным требованиям или заявленным производителями свойствам.
Настоящий стандарт предназначен для применения некоммерческими организациями, деятельность которых направлена на защиту прав потребителей при взаимодействии с государственными органами контроля и надзора.
Настоящий стандарт не распространяется:
- на бюджетные организации;
- отраслевые союзы и ассоциации производителей и продавцов.
2 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
2.1 обращение некоммерческой потребительской организации: Заявление, направленное в государственный орган контроля и надзора в письменной форме или в форме электронного документа, содержащее сведения об опасном товаре либо товаре ненадлежащего качества, а также о выявленных нарушениях обязательных нормативных требований при производстве товаров.
2.2 опасный товар: Товар, использование которого причинило или может причинить вред жизни, здоровью и/или имуществу потребителя или окружающей среде.
2.3 товар ненадлежащего качества: Товар, не соответствующий обязательным требованиям нормативных правовых актов, либо товар, не соответствующий заявленным производителем свойствам.
3 Сокращения
В настоящем стандарте применены следующие сокращения:
ИЛ/ИЦ - испытательная лаборатория или испытательный центр;
ОКН - государственные органы контроля и надзора;
организация - некоммерческая потребительская организация;
обращение - обращение некоммерческой потребительской организации;
НД - нормативный документ;
TP ТС - Технический регламент Таможенного союза;
ФИО - фамилия, имя, отчество.
4 Общие положения
Сочетание государственных и общественных форм контроля является распространенной мировой практикой процесса контроля и надзора за безопасностью на потребительском рынке. При этом организации обеспечивают эффективную обратную связь с гражданами и ретранслируют общественное мнение в ОКН. Отсутствие общественного контроля качества и безопасности потребительских товаров, то есть реализация данных функций усилиями одного государства, может привести к неэффективности системы контрольно-надзорной деятельности в области защиты прав потребителей. Организации, в задачи которых входит защита прав потребителей, выполняют в системе контроля и надзора следующие функции:
- становятся транслятором общественных интересов, аккумулируя информацию о качестве товаров на рынке непосредственно от потребителей;
- препятствуют возможности сговора между контролирующими органами и недобросовестными производителями;
- создают переговорную площадку между бизнесом и потребителями, формируют альтернативные варианты решения конфликтных ситуаций;
- осуществляют формирование потребительской культуры и норм ведения бизнеса и т.д.
Основные функции организаций в сфере контроля качества и безопасности потребительских товаров относятся к установлению и поддержке каналов информации между производителями, государственными регуляторами и потребителями.
Примечание - Организации выполняют функцию "включенного третьего", способствуя предотвращению трансформации системы контроля и надзора, как в интересах исполнительной власти в лице регуляторов, так и в интересах бизнеса, в первую очередь крупного, имеющего влиятельную переговорную силу и преследующего корпоративные интересы. В отсутствие общественного контроля за контрольно-надзорной деятельностью могут искажаться стимулы производителей и регуляторов как на этапе разработки законодательства, так и в ходе его применения.
Развитие государственно-общественного контроля должно, с одной стороны, облегчить и ускорить реализацию задачи эффективного контроля в сфере потребительского рынка посредством обеспечения общественного мониторинга качества товаров в различных регионах, а с другой стороны, сформировать грамотного, требовательного потребителя, способного оказывать давление на недобросовестных производителей и продавцов и формировать общественное мнение.
Функционирование организаций как общественной формы контроля приобретает критическую важность для обеспечения позитивной динамики изменений в области государственного контроля и надзора на потребительском рынке.
Организации как на федеральном, так и на региональном уровне могут участвовать в обеспечении безопасности потребительского рынка на всех этапах:
- разработки норм технического регулирования - TP ТС, стандартов и иных НД;
- принятия решений относительно допустимого уровня риска и желаемого качества;
- предотвращения появления на рынке опасного товара и товара ненадлежащего качества;
- защиты прав потребителей, которым причинен ущерб вследствие нарушения требований TP ТС, стандартов и иных НД.
5 Взаимодействие организации с государственными органами контроля и надзора
5.1 Возможные виды взаимодействия организации с государственными органами контроля и надзора
Ниже приведены возможные виды взаимодействия организации с ОКН:
а) информирование об опасных, не соответствующих требованиям TP ТС и иным нормативным требованиям товарах на основе сведений, полученных в результате собственных испытаний;
б) информирование об опасных, не соответствующих требованиям TP ТС и иным нормативным требованиям контрафактных товарах на основе сведений, полученных в результате обращений потребителей;
в) совместная работа организаций и ОКН по выявлению товаров, не соответствующих требованиям TP ТС, стандартов и иных НД;
г) информирование ОКН о проблемах потребительского рынка на основе статистики, анализа, изучения конкретных сегментов рынка, отдельных регионов, проведенных организацией. Это является превентивной мерой по предотвращению возможных нарушений со стороны производителей и продавцов обязательных нормативных требований к производству продукции (реализации) и может служить основанием для включения конкретного предприятия в плановую проверку будущего года;
д) создание совместных (временных или долгосрочных) рабочих групп с целью выполнения конкретных задач.
Виды возможного взаимодействия организации и ОКН могут не ограничиваться приведенными в перечислениях а) - д) и иметь свою специфику в зависимости от актуальности решаемых задач.
Необходимо принимать во внимание, что ОКН, работая с организациями, предоставляют государственную услугу и в этой работе руководствуются соответствующими нормативными правовыми актами (см. приложение А).
5.2 Оперативность взаимодействия
Оперативность взаимодействия организации и ОКН определена в большинстве случаев степенью опасности товара или степенью риска ее возникновения.
5.2.1 Оперативное (срочное) взаимодействие - по фактам обнаружения товаров, не соответствующих установленным в законодательстве обязательным требованиям безопасности (опасным товарам), установленным в TP ТС, СанПиН и иных НД. В случаях выявления нарушений требований по безопасности продукции, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью потребителей, информацию о нарушениях рекомендуется передавать в ОКН (соответствующий территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека) в максимально сжатые сроки с целью предотвращения причинения возможного ущерба жизни или здоровью граждан. Допускается передача самых важных данных без части сопроводительной документации с последующей отправкой недостающих форм (например, акта обезличивания и шифрования образцов и т.п.).
5.2.2 Обращение организации по фактам обнаружения товаров, не соответствующих заявленным свойствам, в первую очередь фальсификатам, рекомендуется проводить после завершения испытаний и подготовки пакета отчетных документов.
5.2.3 Обращения от лица граждан по жалобам, направленным в организацию
Подобного рода обращения могут иметь характер сопроводительных и прилагаться к обращениям граждан (в виде экспертных заключений, протоколов испытаний, иных форм). Необходимо иметь в виду, что основанием для внеплановой проверки в рамках действующего законодательства в случае нарушения прав потребителей являются только личные обращения граждан, права которых нарушены [1].
6 Рекомендации по оформлению обращения от лица организации в государственные органы контроля и надзора
Обращения организации по вопросам нарушения обязательных требований законодательства по безопасности и качеству потребительских товаров следует направлять в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные управления в соответствии с [2].
Если результаты испытаний товара свидетельствуют о нарушении требований TP ТС, в том числе соответствующего TP ТС на конкретный вид продукции, организация информирует об этом ОКН.
Пример - В случае пищевой продукции следует указывать [3] и соответствующие TP ТС на отдельные виды пищевой продукции.
В соответствии с действующим законодательством [1] обращения, направленные организацией (заявителем), могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
Обращение направляется в территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по месту приобретенного товара или по месту юридической регистрации производителя.
Обращение в ОКН рекомендуется направлять в письменном виде.
Следует учитывать, что ОКН необходимо идентифицировать и аутентифицировать заявителя, поэтому обращение рекомендуется размещать на официальном бланке организации с подписью руководителя (или ответственного уполномоченного лица).
В обращении рекомендуется указывать:
- краткую информацию об организации (уставные цели, задачи, иное);
- наименование товара и уточняющие данные: артикул, НД или техническую документацию на товар (TP ТС, ГОСТ, ТУ и т.д.), вид упаковки (фасовки), массу - для пищевой продукции, технические характеристики - для непродовольственных товаров;
- данные изготовителя (наименование, адрес);
- данные места закупки (наименование торгового предприятия, адрес) и дату закупки;
- сведения о выявленных нарушениях (ссылки на конкретный пункт НД);
- данные исследования (параметры, значение).
К обращению рекомендуется прилагать копии следующих документов:
- чека на покупку;
- акта закупки;
- акта обезличивания и шифрования образца (в случае их проведения);
- акта приема-передач и в ИЛ;
- протокола испытаний.
Обращение организации рекомендуется завершать просьбой о проведении контрольно-надзорных мероприятий в соответствии с действующим законодательством [1], [4].
Если в результате испытаний товар не соответствует требованиям TP ТС в части безопасности, то есть может причинить вред жизни и здоровью граждан, информирование ОКН рекомендуется осуществлять в самые сжатые сроки. При обосновании необходимости проведения внеплановой проверки по данному товару рекомендуется ссылаться на [1] (статья 10, подпункт "а" пункта 2 части 2) и [4].
Пример обращения по фактам нарушения TP ТС в части нарушения требований безопасности приведен в приложении Б.
Если в результате испытаний установлено, что товар не соответствует заявленным в маркировке свойствам/характеристикам (например, по физико-химическим показателям, по составу), то это является неполной и недостоверной информацией о товаре и представляет собой нарушение требований TP ТС и [5].
Организации при составлении обращения об инициировании внеплановой проверки рекомендуется ссылаться на положения [1] (статья 10, подпункт "г" пункта 2 части 2) и [4].
Пример обращения по фактам несоответствия продукции обязательным требованиям TP ТС (за исключением требований безопасности) приведен в приложении В.
После отправления обращения организации рекомендуется удостовериться в том, что оно получено территориальным управлением ОКН и принято в работу, узнать входящий номер и дату поступления обращения, ФИО и контактные данные ответственного исполнителя.
Рекомендуется учитывать, что первичную проверку обоснованности поступившего от организации обращения проводят на основании анализа приложенных сопроводительных документов.
При отсутствии в обращении организации документов, позволяющих проверить его обоснованность, ОКН может запрашивать у организации дополнительные документы, поясняющие, на основании каких именно данных сделан вывод об опасности или фальсификации товара.
По результатам первичного анализа документов ОКН делает вывод о наличии/отсутствии оснований для проведения проверки и принятия мер к предотвращению выпуска опасного или фальсифицированного товара.
Изложенная в обращении организации информация является основополагающей для принятия ОКН решения для реализации административных мер реагирования, предусмотренных законодательством. Поводы к возбуждению дела об административном правонарушении установлены действующим законодательством [4].
По окончании процедуры проверки ОКН уведомляет организацию о ее результатах. Если факты, изложенные в обращении, не подтвердились, организация вправе проводить дальнейшие исследования продукции с целью привлечения дополнительных доказательств ранее установленным фактам нарушения обязательных требований TP ТС.
Если ОКН сообщает об отсутствии оснований для проведения внеплановой проверки, организации рекомендуется проанализировать полученный ответ. Если организация может доказать необоснованность отказа ОКН в проведении внеплановой проверки, то рекомендуется направить повторное письмо с изложением сути вопроса.
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" |
|
[2] |
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 322 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" |
|
[3] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 021/2011 |
О безопасности пищевой продукции |
[4] |
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 2 августа 2019 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 ноября 2019 г.) "Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ)" |
|
[5] |
Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 (ред. от 18 июля 2019 г.) "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 9 января 1996 г. N 2-ФЗ) (с изм. на 24 апреля 2020 г.) |
|
[6] |
Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" |
|
[7] |
Технический регламент Таможенного союза TP ТС 022/2011 |
Пищевая продукция в части ее маркировки |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59048-2020 "Руководство по взаимодействию некоммерческих потребительских организаций с органами контроля и надзора" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29 сентября 2020 г. N 684-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 сентября 2021 г.