Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение D
(справочное)
Прямое измерение удовлетворенности потребителей
D.1 Общие положения
В настоящем приложении содержатся дополнительная информация и руководящие указания по этапам и действиям, связанным с прямым измерением удовлетворенности потребителей, в соответствии с 7.3.3.
D.2 Методы исследования удовлетворенности потребителей
D.2.1 Общие положения
Методы исследования, измеряющие удовлетворенность потребителя, можно в целом классифицировать как качественные и количественные. Организации следует выбрать методы исследования, соответствующие целям и типу данных, которые необходимо собрать.
D.2.2 Качественные исследования
D.2.2.1 Общие положения
Основными методами, используемыми для проведения качественных исследований, являются всеобъемлющие личные интервью и дискуссионные группы.
D.2.2.2 Всеобъемлющие личные интервью
Всеобъемлющие личные интервью могут предоставить обширную информацию о факторах, которые влияют на удовлетворенность и их относительную важность, а также понимание ожиданий и восприятия потребителя. Они могут быть проведены при личном контакте или по телефону.
Личные интервью позволяют точнее понять ожидания потребителей. Их продолжительность может варьироваться от 45 до 60 мин или дольше. Интервью может быть частично структурировано, т.е. основано на схеме, которая помогает выделить основные темы. Необходимо дать возможность респонденту свободно отвечать и записывать ответы буквально.
Телефонные интервью связаны с меньшими затратами и могут дать результаты быстрее.
D.2.2.3 Дискуссионные группы
Дискуссионные группы обычно состоят из пяти - десяти участников. Они предоставляют меньше информации на индивидуальном уровне, но конфронтация и обмен мнениями в группе могут выявить общие мнения и представления относительно основных сильных и слабых сторон продукции и услуг организации, а также относительной важности факторов удовлетворенности. Дискуссионные группы часто являются хорошим источником информации и идей для улучшения.
Два упомянутых выше подхода могут быть объединены. Например, всеобъемлющее интервью может рассматриваться в рамках дискуссионных групп. Количество интервью или групп зависит от конкретной цели исследования и от степени схожести типов потребителей.
D.2.3 Качественные исследования
Основными методами получения данных с помощью количественных исследований являются:
- личные интервью или телефонные интервью;
- анкеты для самостоятельного заполнения, которые могут быть отправлены по почте, или распространены вместе с продукцией и услугами, или предоставлены онлайн (через Интернет).
Личные интервью менее популярны из-за стоимости и сложности получения интервью с отраслевыми потребителями. Чаще всего используются методы анкетирования по телефону и анкеты самостоятельного заполнения по почте.
D.2.4 Сравнение методов исследования
Относительные преимущества и ограничения некоторых популярных методов исследования приведены в таблице D.1.
Таблица D.1 - Сравнение методов исследования
Метод |
Преимущества |
Ограничения |
Личное интервью |
Контакт и личное присутствие. Возможность сложных и прямых вопросов. Гибкость в проведении интервью. Моментальная доступность информации. Возможность подтвердить информацию |
Занимает больше времени, поэтому более медленный процесс. Более дорогостоящее, особенно если респонденты географически рассредоточены. Риск возможного искажения, вносимый респондентом |
Телефонное интервью |
Затраты меньше, чем у личного интервью. Гибкость. Возможность подтвердить информацию. Большая скорость проведения. Моментальная доступность информации |
За невербальными ответами невозможно наблюдать (нет визуального контакта). Риск искажения респондентом. Ограничение информации из-за относительно короткой длительности интервью. Нежелание клиента участвовать |
Дискуссионная группа |
Затраты меньше, чем у индивидуальных интервью. Частично структурированные вопросы. Спонтанные ответы как результат взаимодействия группы |
Требуются опытный ведущий и соответствующее оборудование. Результат зависит от технических навыков участника. Сложно выполнимое, если потребители рассеяны по регионам |
Исследование по почте |
Низкая стоимость. Может охватить широко рассредоточенную географически удаленную группу. Нет искажений со стороны респондента. Высокий уровень стандартизации. Относительно легко управлять |
Низкий процент отклика. Самостоятельный отбор респондентов может привести к искаженной выборке, которая не отражает группу. Возможные сложности с нечетко сформулированными вопросами. Отсутствие контроля поведения в ответах. Более продолжительное время сбора данных |
Онлайн-исследование (Интернет) |
Низкая стоимость. Предварительно подготовленные вопросы. Нет искажений респондента. Высокий уровень стандартизации/ сопоставимости. Быстрое выполнение. Легкая оценка |
Низкий процент отклика. Отсутствие контроля поведения в ответах. Задержка в доступности данных. Высокая вероятность прерывания в случае нечетко сформулированных вопросов. Предполагается, что клиент имеет оборудование и знаком с технологией |
Преимущества и ограничения, указанные в таблице D.1, предполагают, что сбор данных осуществляется организацией. Если исследование проводится по субподряду, некоторые комментарии допускается не применять.
Если процент отклика на исследование низкий, организации следует рассмотреть другие способы дополнения или подтверждения полученной информации.
D.3 Объем выборки и метод выборки
D.3.1 Объем выборки
Объем выборки следует определять статистически, чтобы обеспечить определенный уровень достоверности результатов в пределах определенной погрешности.
Статистически рассчитанный объем выборки может быть больше, чем может обеспечить организация. На практике выбранный объем выборки, как правило, представляет собой компромисс между желаемой точностью и уровнем достоверности, а также стоимостью или сложностью выборки.
В случае качественных исследований объем выборки, как правило, невелик и обычно основан на деловых суждениях.
Если число потребителей относительно невелико, как, например, в контексте "бизнес для бизнеса", может быть опрошена вся группа. В таких случаях может быть выбрано несколько человек от каждой организации.
D.3.2 Метод выборки
Организации также следует определить, как будет проводиться выборка, чтобы результаты были репрезентативными от группы потребителей. Два широко используемых метода выборки описаны ниже.
Один из подходов заключается в отборе потребителей по "случайной выборке", т.е. там, где вероятность выбора любого потребителя в группе одинакова. Он может быть использован, когда группа относительно однородна, или при наличии ограниченной информации о составе группы, или при ее отсутствии.
Другой подход заключается в использовании "стратифицированной выборки", при которой потребители группируются по различным категориям (или стратам) в соответствии с некоторыми критериями, например расположение, знание или использование продукции и услуг, размер, отношение (терпимый/недовольный), пол/возраст потребителей и потенциальная ценность для организации. Затем осуществляется пропорциональная выборка из каждой указанной страты группы.
Случайная выборка применима, если целью является получение информации для группы в целом. Стратифицированная выборка подходит, когда цель состоит в том, чтобы гарантировать, что информация собирается от каждой страты группы.
D.4 Разработка анкеты удовлетворенности потребителя
D.4.1 Определение вопросов
D.4.1.1 Общие положения
Структура и содержание вопросов зависят от контекста и цели в каждом конкретном случае, но в целом применимы этапы и рекомендации, приведенные ниже.
D.4.1.2 Определение необходимой информации
Организации следует обеспечить, чтобы запрашиваемая информация полностью охватывала все компоненты изучаемого вопроса. В дополнение к традиционным характеристикам качества, предоставления и цены могут быть и другие характеристики, важные для потребителя, например коммуникация, или поведение организации, или позиция организации по общественным вопросам. Также следует учитывать демографию и другие релевантные характеристики целевой группы.
D.4.1.3 Выбор метода сбора информации
Метод, выбранный организацией для сбора информации, зависит от типа запрашиваемой информации и логистических соображений при достижении целевой группы. Логистические соображения могут включать в себя время, географию, демографию, доступность или другие аспекты.
D.4.1.4 Определение содержания отдельных вопросов
Организации следует сформулировать отдельные вопросы, чтобы запросить необходимую информацию, и убедиться, что вопросы поняты респонденту.
Рекомендуется также учитывать комментарии и предложения потребителей при формулировании вопросов, чтобы избежать двусмысленных или запутанных ответов потребителей.
D.4.1.5 Оценивание респондента
При опросе следует учитывать, насколько респондент внятно формулирует, хорошо информирован или насколько хорошо знаком с продукцией, услугой и организацией. Организации следует минимизировать усилия, требуемые от респондента, и обеспечить, чтобы сбор информации был уместным и законным.
D.4.1.6 Выбор формулировки вопроса
Организации следует:
- четко определить вопрос: с точки зрения объема, сроков, способов и источников;
- использовать доступный язык, т.е. слова, которые соответствуют словарному запасу респондентов;
- избегать двусмысленных слов (например, "случайный" или "профессиональный");
- избегать формулировок, которые могут дать подсказки респонденту или оказать влияние на ответ респондента.
D.4.2 Разработка анкеты
D.4.2.1 Общие положения
Анкету следует начинать с четких инструкций по применению. Если применимо, в ней следует дать руководящие указания о том, как отвечать на количественные/качественные вопросы.
При разработке анкеты изложенные ниже положения могут облегчить сбор необходимой информации.
D.4.2.2 Выбор структуры вопроса
Организации следует структурировать вопросы в логической последовательности, где это возможно, и использовать более одного вопроса, чтобы облегчить работу респонденту, если ответ включает в себя множество альтернатив.
Вопросы следует задавать в логическом порядке, начиная с общих вопросов, после чего следуют конкретные вопросы. Аналогичным образом в приоритете следует в первую очередь получить основную информацию, в то время как относительно сложные, деликатные или составные вопросы следует рассматривать позже.
D.4.2.3 Определение формы и схема
Респондент не должен столкнуться с трудностями при заполнении анкеты, например она должна содержать логически упорядоченные и пронумерованные вопросы в каждом разделе с четкими указаниями или инструкциями. Информацию следует излагать ясным и недвусмысленным языком, она должна быть доступна в альтернативных форматах, подходящих для существующих и потенциальных клиентов, таких как аудиоформат, формат крупным шрифтом, большими буквами, шрифтом Брайля, по электронной почте или на доступном веб-сайте.
Примечание - Альтернативный формат описывает другое представление или репрезентацию, предназначенную для того, чтобы сделать информацию доступной посредством другой модальности или сенсорной способности. Предоставляя все входные и выходные данные (т.е. информацию и функции) по крайней мере в одном альтернативном формате (например, визуальный и тактильный), можно помочь большему количеству людей, включая людей с проблемами языка/грамотности. Презентационные факторы, которые могут повлиять на удобочитаемость и простоту понимания, включают в себя следующее:
- схему;
- цветную печать и контраст;
- размер и стиль шрифта и символов;
- выбор и использование нескольких языков.
Инструкции по использованию продуктов потребителями приведены в Руководстве ИСО/МЭК 37.
Схему следует спроектировать так, чтобы облегчить анализ собранных данных, например использовать вертикально выровненные столбцы для ответов.
D.4.2.4 Определение шкалы измерений
Шкала измерения зависит от типа запрашиваемой информации, и ее следует четко определить. При оценке положений часто используется пятиступенчатая шкала для категорий.
Пример - "Полностью согласен"; "Согласен"; "Незаинтересованный"; "Не согласен"; "Полностью не согласен".
В тех случаях, где требуется большая разборчивость, может быть использован более широкий масштаб, например 10 ступеней.
Если необходимо заставить респондента занять определенную позицию и избежать нейтрального ответа, в анкете можно использовать четное количество ступеней в шкале (например, 4 или 6).
Пример - "Крайне удовлетворен"; "Удовлетворен"; "Не удовлетворен"; "Крайне не удовлетворен".
D.4.2.5 Подтверждение путем проведения "предварительного теста"
"Предварительный тест" - это предварительное исследование, проводимое с небольшой, но репрезентативной группой респондентов, чтобы оценить сильные и слабые стороны анкеты. Это настоятельно рекомендуемая практика, хотя она может оказаться невозможной, если число респондентов ограничено.
Там, где это возможно, все ключевые аспекты анкеты следует протестировать с использованием тех же методов (например, по почте или по телефону), что и при фактическом исследовании. Это необходимо повторять при каждом значительном пересмотре анкеты.
Результаты предварительного теста следует проанализировать, чтобы оценить метод исследования, его область и ясность, а также реакцию респондентов, затем исследование в случае необходимости должно быть изменено. Например, если окажется, что анкета слишком длинная, ее можно разделить на более короткие анкеты, которые занимают меньше времени для заполнения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.