Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. N 02-06-05/103344
Департамент бюджетной методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел обращение, и сообщает.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон) рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащийся в обращении вопрос не соответствует предусмотренным Законом видам обращений граждан, подлежащих рассмотрению федеральными органами государственной власти.
Учитывая, что вопрос, указанный в обращении, связан с организацией ведения бюджетного учета, по мнению Департамента, обращение должно быть оформлено на бланке организации, с установленным составом реквизитов, включая регистрационный номер документа, и подписано лицом, уполномоченным на его подписание от имени организации.
Вместе с тем, Департамент обращает внимание на следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06.12.2020 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" порядок передачи полномочий по ведению бухгалтерского учета и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности организациями бюджетной сферы устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "06.12.2011"
В условиях ограниченности бюджетных ресурсов и необходимости решения ключевых задач социально-экономического развития страны передача полномочий (перераспределение функций (полномочий) между организациями бюджетной сферы) направлена на использование имеющихся резервов ресурсов и повышение эффективности использования бюджетных средств через совершенствование процедур планирования и исполнения бюджета.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип самостоятельности бюджетов, который определяет право и обязанность органов государственной власти самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность органов государственной власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, право органов государственной власти самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.
Пунктом 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, в том числе материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности государственных учреждений субъекта Российской Федерации.
Создание центра компетенции на базе финансового органа соответствующего публично-правового образования (государственного (муниципального) учреждения), обладающего необходимыми ресурсами, знаниями, компетенциями в области бюджетного учета и составления бюджетной отчетности, использование государственных (муниципальных) информационных систем, интегрированных с иными государственными (муниципальными) информационными ресурсами, позволяет обеспечить исполнение бюджетных полномочий исходя из принципа эффективности бюджетных расходов без увеличения расходных обязательств публично-правового образования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
При этом автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом.
Согласно единым требованиям к ведению бухгалтерского учета государственными (муниципальными) автономными учреждениями, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению", передача автономным учреждением полномочий по ведению бухгалтерского учета, в том числе по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, другому государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии) осуществляется по согласованию с субъектом консолидированной отчетности (с финансовым органом, в ведении которого находится учреждение).
Учитывая изложенное, Правительство субъекта Российской Федерации вправе принять решение о создании специализированного учреждения (централизованной бухгалтерии) предметом и целями деятельности которого является осуществление ведения бухгалтерского учета, формирования отчетности учреждений, созданных субъектом Российской Федерации.
Таким образом реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств, осуществляемая Правительством области путем создания централизованных бухгалтерий, в том числе создания единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах государственной власти области и государственных учреждениях области в соответствии с Планом реализации программы финансового оздоровления Калужской области на 2016-2019 годы (постановлением Правительства Калужской области от 30.12.2018 N 462) не противоречит, по мнению Департамента, законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учете, а также бюджетному законодательству Российской Федерации.
С уважением,
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Реализация мер по оптимизации бюджетных расходов и повышению эффективности использования бюджетных средств, осуществляемая путем создания централизованных бухгалтерий, в том числе единой централизованной информационной системы учета и отчетности в органах госвласти региона и госучреждениях, не противоречит законодательству.
Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. N 02-06-05/103344
Текст письма опубликован не был