Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. N 02-07-05/102604
Департамент бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросам организации работы комиссии по инвентаризации, сообщает следующее.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" рассмотрению подлежат следующие виды обращений граждан:
предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
просьбы граждан о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщения о нарушении законов или иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
жалобы граждан - просьбы о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав и свобод или законных интересов других лиц.
Содержащаяся в обращении просьба разъяснить порядок создания и работы комиссии по инвентаризации, не относится к выше перечисленным видам, относящимся к обращениям граждан.
Учитывая, что вопрос, указанный в обращении, связан с организацией ведения бюджетного учета, по мнению Департамента, обращение должно быть оформлено на бланке организации, с установленным составом реквизитов, включая регистрационный номер документа, и подписано лицом, уполномоченным на его подписание от имени организации.
В силу положений постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации", Министерство финансов Российской Федерации не наделено полномочиями по консультированию физических лиц по вопросам применения нормативных правовых актов по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора.
Вместе с тем, Департамент считает необходимым сообщить.
Единые требования к организации бухгалтерского учета (в частности вопросов инвентаризации), а также правового механизма регулирования бухгалтерского учета определяются Федеральным законом Российской Федерации от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ).
В соответствии с положениями статьи 11 Закона N 402-ФЗ, активы и обязательства подлежат инвентаризации, в ходе которой выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.
Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом (субъектом учета) самостоятельно, за исключением обязательного проведения инвентаризации, которое устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.
Полномочия субъекта учета устанавливать в рамках формирования своей учетной политики основания, сроки и порядок проведения инвентаризации определены:
- Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н (далее - СГС "Концептуальные основы");
- Федеральным стандартом бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2017 N 274н (далее - СГС "Учетная политика");
- Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Приказ N 157н).
Определение сроков и порядка проведения инвентаризации, в случаях ее проведения согласно установленным требованиям законодательства (обязательная инвентаризация) также устанавливаются субъектом учета в рамках своей учетной политики.
В настоящее время нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета (СГС "Концептуальные основы", СГС "Учетная политика", Приказ N 157н), не содержат прямых указаний как к способам, правилам проведения инвентаризации, так и к определению состава комиссии по инвентаризации и порядку её работы.
Следует отметить, что положения Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49 (не зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации), не относятся к нормативным правовым актам, устанавливающими обязательные требования к проведению инвентаризации, и носят рекомендательный характер (пункт 4 статьи 21 Закона N 402-ФЗ).
Учитывая изложенное, субъекту учета необходимо обеспечить проведение инвентаризации в рамках законодательства Российской Федерации, при этом самостоятельно определяя её особенности.
Министерством финансов Российской Федерации созданы условия, обеспечивающие доступность всех заинтересованных пользователей к текстам нормативных правовых актов и методических рекомендаций по их применению, разрабатываемых департаментами ведомства.
Текст Приказа N 157н с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Деятельность/Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Бухгалтерский учет государственного сектора".
Тексты СГС "Концептуальные основы", СГС "Учетная политика" с учетом последних изменений размещены на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в разделе "Деятельность/Бюджет/Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора/Стандарты финансовой отчетности для государственного сектора".
Интернет-адрес сайта - http://www.minfin.ru.
Заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе |
С.В. Сивец |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Как пояснил Минфин, субъекту учета необходимо обеспечить проведение инвентаризации в рамках законодательства, при этом самостоятельно определить ее особенности.
Письмо Минфина России от 25 ноября 2020 г. N 02-07-05/102604
Текст письма опубликован не был