Occupational health and safety management systems. Requirements with guidance for use
ОКС 13.100
Дата введения - 1 апреля 2021 г.
Взамен ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
Предисловие
1 Подготовлен Ассоциацией по сертификации "Русский Регистр" (Ассоциация "Русский Регистр") на основе собственного перевода на русский язык англоязычной версии стандарта, указанного в пункте 4
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 076 "Системы менеджмента"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст
4 Настоящий стандарт идентичен международному стандарту ИСО 45001:2018 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению" (ISO 45001:2018 "Occupational health and safety management systems - Requirements with guidance for use", IDT)
5 Взамен ГОСТ Р 54934-2012/OHSAS 18001:2007
Введение
0.1 Общие сведения
Организация несет ответственность за здоровье и безопасность своих работников и тех, на кого так или иначе влияет деятельность организации. Эта ответственность распространяется на поддержание и защиту их физического и умственного здоровья.
Применение системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) нацелено на то, чтобы дать возможность организации обеспечить безопасные в плане здоровья и условий труда рабочие места, предотвратить производственные травмы и ущерб, а также постоянно улучшать показатели в области ОЗБТ.
0.2 Цель системы менеджмента ОЗБТ
Назначение системы менеджмента ОЗБТ состоит в том, чтобы обеспечить среду для управления рисками и возможностями в области ОЗБТ. Целью и ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья сотрудников, а также обеспечение безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест; соответственно, крайне важно для организации исключить или минимизировать риски в области ОЗБТ за счет принятия результативных предупреждающих и защитных мер.
При осуществлении таких мер организацией в рамках ее системы менеджмента ОЗБТ улучшаются ее показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может быть гораздо результативнее и эффективнее, если заранее предпринимать действия по реализации возможностей для улучшения показателей в области ОЗБТ.
Внедрение системы менеджмента ОЗБТ, соответствующей настоящему стандарту, позволит организации управлять рисками в области ОЗБТ и улучшать показатели в области ОЗБТ. Система менеджмента ОЗБТ может помочь организации выполнять законодательные и иные требования.
0.3 Факторы успеха
Внедрение системы менеджмента ОЗБТ является стратегическим и оперативным решением для организации. Успех системы менеджмента ОЗБТ зависит от лидерства, обязательств и участия на всех уровнях и от взаимодействия всех функций организации.
Реализация и поддержание системы менеджмента ОЗБТ, ее результативность и способность достигать ожидаемых результатов зависят от определенного числа ключевых факторов, которые могут включать в себя следующее:
a) лидерство, приверженность, ответственность и подотчетность высшего руководства;
b) формирование, продвижение и поощрение высшим руководством в организации корпоративной культуры, которая обеспечивает поддержку запланированных результатов системы менеджмента ОЗБТ;
c) обмен информацией;
d) консультации и участие работников и представителей работников при их наличии;
e) выделение необходимых ресурсов для обеспечения системы;
f) политики в области ОЗБТ, которые согласованы с общими стратегическими целями и направлением развития организации;
g) результативный(ые) процесс(ы) идентификации опасностей, управления рисками в области ОЗБТ и реализации возможностей в области ОЗБТ;
h) постоянную оценку и мониторинг показателей системы менеджмента ОЗБТ с целью их улучшения;
i) интеграцию системы ОЗБТ в бизнес-процессы организации;
j) цели в области ОЗБТ, которые согласованы с политиками в области ОЗБТ и учитывают опасности, риски и возможности в области ОЗБТ, существующие в организации;
k) соответствие законодательным и иным требованиям.
Успешное внедрение положений настоящего стандарта может быть использовано организацией, чтобы дать работникам и другим заинтересованным сторонам уверенность в том, что результативная система менеджмента ОЗБТ внедрена. Принятие настоящего стандарта, однако, не дает само по себе гарантии предупреждения производственных травм и ухудшения здоровья работников, обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест, а также улучшения показателей в области ОЗБТ.
Уровень детализации, сложность, объем документированной информации и необходимых ресурсов для гарантии успеха системы менеджмента ОЗБТ организации будут зависеть от определенного числа факторов, таких как:
- среда организации (например, число работников, размер, географическое расположение, корпоративная культура, законодательные и иные требования);
- область применения системы менеджмента ОЗБТ организации;
- характер деятельности организации и связанных с ней рисков в области ОЗБТ.
0.4 Цикл "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA)
Основу подхода к системе менеджмента ОЗБТ, реализуемого в настоящем стандарте, составляет концепция цикла "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA).
Концепция PDCA заключается в повторяющемся процессе, применяемом организацией для достижения постоянного улучшения. Она может применяться к системе менеджмента в целом и к каждому отдельному элементу следующим образом:
a) Планируй: выявлять и оценивать риски и возможности в области ОЗБТ, а также иные риски и возможности, устанавливать цели в области ОЗБТ и процессы, необходимые для получения результатов в соответствии с политикой ОЗБТ;
b) Делай: выполнять процессы, как запланировано;
c) Проверяй: вести мониторинг и измерять результаты деятельности и процессов с учетом политики и целей в области ОЗБТ, а также сообщать о результатах;
d) Действуй: предпринимать действия для постоянного улучшения показателей в области ОЗБТ, чтобы достичь ожидаемых результатов.
Структура настоящего стандарта основывается на концепции цикла PDCA, как показано на рисунке 1.
Примечание - Числа, указанные в скобках, представляют собой ссылки на соответствующие разделы настоящего стандарта.
Рисунок 1 - Связь цикла PDCA и структуры настоящего стандарта
0.5 Содержание настоящего стандарта
Настоящий стандарт соответствует требованиям ИСО к стандартам на системы менеджмента. Эти требования включают в себя структуру высокого уровня, идентичный основной текст и общие термины с основными определениями, ориентированные на пользователей, внедряющих несколько стандартов ИСО на системы менеджмента.
Настоящий стандарт не содержит требований, специфичных для других объектов управления, например качества, социальной ответственности, экологии, безопасности или финансов, но его элементы могут быть согласованы или объединены с элементами других систем менеджмента.
Настоящий стандарт содержит требования, которые могут быть использованы организацией для внедрения системы менеджмента ОЗБТ и оценки соответствия. Организация, которая хочет продемонстрировать соответствие настоящему стандарту, может сделать это посредством:
- проведения самооценки или самодекларации;
- обращения за подтверждением соответствия к сторонам, заинтересованным в организации, например потребителям;
- обращения за подтверждением результатов самодекларации к внешним сторонам;
- сертификации/регистрации ее системы менеджмента ОЗБТ внешней организацией.
Разделы 1-3 определяют область применения, нормативные ссылки, термины и определения, которые используются в настоящем стандарте, а разделы 4-10 содержат требования, которые должны быть использованы для оценки соответствия настоящему стандарту. Приложение А предоставляет пояснения этих требований. Термины и определения, приведенные в разделе 3, расположены в семантическом порядке, а алфавитный перечень приведен в конце настоящего стандарта. В настоящем стандарте используются следующие глагольные формы:
a) "должен" указывает на требование;
b) "следует" указывает на рекомендацию;
c) "могло бы" указывает на разрешение;
d) "может" указывает на возможность или способность.
Информация, оформленная как "примечание", приведена для понимания или разъяснения соответствующего требования. Примечания к определению, приведенные в разделе 3, содержат дополнительную информацию, которая дает более подробные сведения о термине и может описывать условия, относящиеся к его применению.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (ОЗБТ) и содержит руководства по их применению в целях возможного обеспечения организацией безопасных и благоприятных условий труда и предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья, а также принятия предупреждающих мер по улучшению показателей в области ОЗБТ.
Настоящий стандарт применим к любой организации, которая планирует разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента ОЗБТ для улучшения состояния в сфере охраны здоровья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области ОЗБТ (включая "слабые места" системы), реализации возможностей в сфере ОЗБТ, а также принятия мер в отношении несоответствий требованиям системы менеджмента ОЗБТ, связанных с деятельностью организации.
Соблюдение требований настоящего стандарта помогает организации достигать ожидаемых от ее системы менеджмента ОЗБТ результатов. В соответствии с политикой организации в области ОЗБТ ожидаемые результаты в области ОЗБТ включают в себя:
a) постоянное улучшение показателей в области ОЗБТ;
b) выполнение законодательных и иных требований;
c) достижение целей в области ОЗБТ.
Настоящий стандарт предназначен для применения в любой организации, независимо от ее размера, типа и видов деятельности. Стандарт применяется к рискам в области ОЗБТ, находящимся под управлением организации, принимая во внимание такие факторы, как среда, в которой функционирует организация, а также потребности и ожидания ее работников и других заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт не устанавливает специфичных критериев для показателей ОЗБТ и требований относительно структуры системы менеджмента ОЗБТ.
Настоящий стандарт дает возможность организации посредством ее системы менеджмента ОЗБТ интегрировать другие аспекты, касающиеся охраны здоровья и безопасности труда, такие как здоровье/хорошее самочувствие работника.
Настоящий стандарт не рассматривает такие вопросы, как безопасность продукции, повреждение собственности или воздействие на окружающую среду вне рисков, которые они представляют для работников и других соответствующих заинтересованных сторон.
Настоящий стандарт может быть применим в целом или частично для систематического улучшения менеджмента в сфере охраны здоровья и безопасности труда. Однако заявления о соответствии настоящему стандарту неприемлемы до тех пор, пока все его требования не реализованы в рамках системы менеджмента ОЗБТ организации и выполняются без исключений.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте нормативные ссылки отсутствуют.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.
ИСО и МЭК поддерживают терминологические базы данных для применения в сфере стандартизации по следующим адресам:
- платформа онлайн-просмотра ИСО доступна по ссылке: https://www.iso.org/obp;
- Электропедия МЭК доступна по ссылке: http://www.electropedia.org/.
3.1 организация (organization): Лицо или группа лиц, обладающая своими собственными функциями с обязанностями, полномочиями и взаимосвязями для достижения своих целей (3.16).
Примечания
1 Термин "организация" включает в себя, но не ограничивается, следующие примеры: индивидуальный предприниматель, компания, корпорация, фирма, предприятие, орган власти, товарищество, благотворительная организация или учреждение, часть или комбинация всего перечисленного, имеющие или не имеющие статус юридического лица, государственные или частные.
2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.2 заинтересованная сторона (предпочтительный термин), стейкхолдер (допустимый термин) (interested party, stakeholder): Лицо или организация (3.1) которые могут воздействовать на осуществление деятельности или принятие решения, быть подверженными их воздействию или воспринимать себя в качестве последних.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.3 работник (worker): Лицо, выполняющее работу или должностные обязанности под управлением организации (3.1).
Примечания
1 Лица, выполняющие работу или свои должностные обязанности в рамках различных соглашений, с оплатой или без оплаты, например на постоянной основе или временно, периодически или сезонно, от случая к случаю или на основе частичной занятости.
2 Термин "работник" включает в себя высшее руководство (3.12), руководителей других уровней и рядовых работников.
3 Работа или должностные обязанности, осуществляемые под управлением организации, могут выполняться работниками самой организации, работниками внешних поставщиков, подрядчиками, физическими лицами, работниками, предоставленными агентствами, а также другими лицами в том объеме, в котором организация контролирует их работу или должностные обязанности в соответствии со средой организации.
3.4 участие (participation): Вовлечение в процесс принятия решений.
Примечание - Участие включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.
3.5 консультация (consultation): Выявление точек зрения перед принятием решения.
Примечание - Консультация включает в себя привлечение комитетов по охране здоровья и безопасности труда, а также представителей работников при их наличии.
3.6 рабочее место (workplace): Место, находящееся под контролем организации (3.1), оборудованное для выполнения работы.
Примечание - Ответственность организации в рамках системы менеджмента ОЗБТ (3.11) в отношении рабочего места зависит от степени контроля над ним.
3.7 подрядчик (contractor): Внешняя организация (3.1), предоставляющая услуги организации в соответствии с согласованными требованиями, сроками и условиями.
Примечание - Услуги могут также включать в себя строительные работы.
3.8 требование (requirement): Потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.
Примечания
1 "Обычно предполагается" означает, что это специфическая или общепринятая практика для организации (3.1) и заинтересованных сторон (3.2), когда рассматриваемые потребности или ожидания предполагаются.
2 Установленным требованием является такое требование, которое определено, например, в документированной информации (3.24).
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.9 законодательные и иные требования (legal requirements and other requirements): Законодательные требования, которым организация (3.1) должна соответствовать, и иные требования (3.8), которые организация должна выполнять или выбрала сама для выполнения.
Примечания
1 В целях настоящего стандарта законодательные и иные требования являются требованиями, существенными для системы менеджмента ОЗБТ (3.11).
2 Законодательные и иные требования включают в себя положения в коллективных договорах.
3 Законодательные и иные требования включают в себя требования, которые определяют лиц, являющихся представителями работников (3.3) в соответствии с законодательными и нормативными актами, коллективными договорами и принятой практикой.
3.10 система менеджмента (management system): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих элементов организации (3.1) для разработки политик (3.14), целей (3.16) и процессов (3.25) для достижения этих целей.
Примечания
1 Система менеджмента может относиться к одному или нескольким аспектам деятельности.
2 Элементы системы менеджмента определяют структуру организации, роли и ответственность, планирование, функционирование, оценку и улучшение показателей.
3 Область применения системы менеджмента может охватывать всю организацию, определенные и идентифицированные функции организации, определенные и идентифицированные части организации, одну или более функций в группе организаций.
4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 2 к определению было модифицировано для разъяснения некоторых более широких элементов системы менеджмента.
3.11 система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда; система менеджмента ОЗБТ (occupational health and safety management system, OH&S management system): Система менеджмента (3.10) или часть системы менеджмента, применяемая для выполнения политики ОЗБТ (3.15).
Примечания
1 Ожидаемыми результатами системы менеджмента ОЗБТ являются предотвращение травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечение в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).
2 Термин "охрана здоровья и безопасность труда" имеет то же значение, что и "безопасность труда и охрана здоровья".
3.12 высшее руководство (top management): Лицо или группа лиц, которая направляет и управляет организацией (3.1) на высшем уровне.
Примечания
1 Высшее руководство обладает правом делегировать полномочия и обеспечивать ресурсами в пределах организации при условии сохранения конечной ответственности за систему менеджмента ОЗБТ (3.11).
2 Если область применения системы менеджмента (3.10) охватывает только часть организации, тогда термин "высшее руководство" относится к тем, кто управляет этой частью организации.
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было модифицировано для разъяснения ответственности высшего руководства в отношении системы менеджмента ОЗБТ.
3.13 результативность (effectiveness): Степень реализации запланированной деятельности и достижения запланированных результатов.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.14 политика (policy): Намерения и направление развития организации (3.1), официально сформулированные высшим руководством (3.12).
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.15 политика в области охраны здоровья и безопасности труда; политика в области ОЗБТ (occupational health and safety policy, OH&S policy): Политика (3.14) для предотвращения производственных травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).
3.16 цель (objective): Результат, который должен быть достигнут.
Примечания
1 Цель может быть стратегической, тактической или оперативной.
2 Цели могут относиться к разным аспектам (такие как финансовые цели, цели в области здоровья и безопасности, экологии), а также применяться на разных уровнях [например, стратегическом, организации в целом, проекта, продукции и процесса (3.25)].
3 Цель может быть выражена разными способами, например в виде ожидаемого результата, намерения, критерия работы, цели в области ОЗБТ (3.17) или другими словами со схожими значениями (например, целевая установка, заданная величина, задача).
4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Исходное примечание 4 было удалено ввиду отдельного определения термина "цель в области ОЗБТ" в 3.17.
3.17 цель в области охраны здоровья и безопасности труда; цель в области ОЗБТ (occupational health and safety objective, OH&S objective): Цель (3.16), установленная организацией (3.1) для достижения конкретных результатов в соответствии с политикой ОЗБТ (3.15).
3.18 травма и ущерб здоровью (injury and ill health): Негативное влияние на физическое, психическое или умственное состояние человека.
Примечания
1 Эти негативные влияния могут включать в себя профессиональное заболевание, болезнь и смерть.
2 Термин "травма и ущерб здоровью" подразумевает наличие травмы или ухудшения здоровья как по отдельности, так и вместе.
3.19 опасность (hazard): Обстоятельство, которое может привести к получению травмы и ущербу для здоровья (3.18).
Примечание - Опасности могут включать в себя ситуации, потенциально ведущие к причинению вреда или возникновению опасных ситуаций или обстоятельств, способных привести к травме или ухудшению здоровья.
3.20 риск (risk): Влияние неопределенности.
Примечания
1 Влияние выражается в отклонении от ожидаемого результата - позитивном или негативном.
2 Неопределенность является состоянием, связанным с недостатком, даже частично, информации, понимания или знания о событии, его последствиях или вероятности.
3 Риск часто определяют по отношению к потенциальным событиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.5.1.3) и их последствиям (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.3) или к их комбинации.
4 Риск часто выражается в терминах комбинации последствий события (включая изменения в обстоятельствах) и связанных с ними вероятностей (как определено в Руководстве ИСО 73:2009, 3.6.1.1) возникновения.
5 В настоящем стандарте при использовании термина "риски и возможности" подразумеваются риски (3.21) и возможности (3.22) в области ОЗБТ, а также другие риски и возможности для системы менеджмента.
6 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Термин "риски и возможности" был модифицирован посредством добавления примечания 5 к определению для использования в настоящем стандарте.
3.21 риск в области охраны здоровья и безопасности труда; риск в области ОЗБТ (occupational health and safety risk, OH&S risk): Комбинация вероятности возникновения опасной производственной ситуации или воздействия(й) и серьезности травмы или ущерба для здоровья (3.18), которые могут быть вызваны этой ситуацией или воздействием(ями).
3.22 возможность в области охраны здоровья и безопасности труда; возможность в области ОЗБТ (occupational health and safety opportunity OH&S opportunity): Обстоятельство или совокупность обстоятельств, которые могут вести к улучшению показателей ОЗБТ (3.28).
3.23 компетентность (competence): Способность применять знания и навыки для достижения намеченных результатов.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.24 документированная информация (documented information): Информация, которая должна управляться и поддерживаться организацией (3.1), и носитель, который ее содержит.
Примечания
1 Документированная информация может быть любого формата и на любом носителе и может быть получена из любого источника.
2 Документированная информация может относиться:
a) к системе менеджмента (3.10), включая соответствующие процессы (3.25);
b) информации, созданной для функционирования организации (документация);
c) свидетельствам достигнутых результатов (записи).
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.25 процесс (process): Совокупность взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.26 процедура (procedure): Установленный способ осуществления деятельности или процесса (3.25).
Примечание - Процедуры могут быть документированными или нет.
3.27 результаты деятельности (performance): Измеримый итог.
Примечания
1 Результаты деятельности могут относиться к количественным и качественным полученным данным. Результаты могут быть определены и оценены количественными и качественными методами.
2 Результаты деятельности могут относиться к менеджменту деятельности, процессам (3.25), продукции (включая услуги), системам или организациям (3.1).
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было модифицировано для разъяснения типов методов, которые могут быть использованы для определения и оценки результатов.
3.28 показатель деятельности в области охраны здоровья и безопасности труда; показатель деятельности в области ОЗБТ (occupational health and safety performance, OH&S performance): Показатель деятельности (3.27), связанный с результативностью (3.13) предотвращения травм и ущерба для здоровья (3.18) работников (3.3) и обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест (3.6).
3.29 передать на аутсорсинг (глагол) (outsource): Заключение соглашения, в соответствии с которым внешняя организация (3.1) выполняет часть функций или процессов (3.25) организации.
Примечания
1 Внешняя организация не входит в область применения системы менеджмента (3.10), хотя переданная функция или процесс подпадают под область применения.
2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.30 мониторинг (monitoring): Определение статуса системы, процесса (3.25) или деятельности.
Примечания
1 Для определения статуса может возникнуть необходимость проверки или критического наблюдения.
2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.31 измерение (measurement): Процесс (3.25) определения величины.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.32 аудит (audit): Систематический, независимый и документируемый процесс (3.25) получения объективных свидетельств аудита и их объективного оценивания для установления степени соответствия критериям аудита.
Примечания
1 Аудит может быть внутренним (аудит, проводимый первой стороной) или внешним (аудит, проводимый второй или третьей стороной), а также аудит может быть комбинированным (совмещающим две или более дисциплины).
2 Внутренний аудит проводится самой организацией (3.1) или внешней стороной от ее имени.
3 Термины "свидетельства аудита" и "критерии аудита" определены в ИСО 19011.
4 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.33 соответствие (conformity): Выполнение требования (3.8).
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1.
3.34 несоответствие (nonconformity): Невыполнение требования (3.8).
Примечания
1 Несоответствие относится к требованиям настоящего стандарта и дополнительным требованиям системы менеджмента ОЗБТ (3.11), которые организация (3.1) установила для себя.
2 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Примечание 1 к определению было добавлено для разъяснения связи несоответствий с требованиями настоящего стандарта, а также собственными требованиями организации к ее системе менеджмента ОЗБТ.
3.35 инцидент (incident): Событие, возникающее в связи или в процессе работы, которое может приводить или приводит к травмам и ущербу для здоровья (3.18).
Примечания
1 Инцидент, приведший к травме и ущербу для здоровья, в некоторых случаях называется "несчастный случай".
2 Инцидент, не приведший к травме и ущербу для здоровья, но который мог привести к ним, называется "предпосылка к инциденту", "угроза инцидента", "опасная ситуация".
3 Несмотря на то что с инцидентом может быть связано одно или более несоответствий (3.34), инцидент может произойти и в случае отсутствия несоответствия.
3.36 корректирующее действие (corrective action): Действие, предпринятое для устранения причин(ы) несоответствия (3.34) или инцидента (3.35) и предупреждения его повторного возникновения.
Примечание - Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Термин был модифицирован для включения ссылки на "инцидент", т.к. инциденты являются ключевым фактором охраны здоровья и безопасности труда, при этом деятельность по устранению инцидентов, так же как и несоответствий, заключается во внедрении корректирующих действий.
3.37 постоянное улучшение (continual improvement): Повторяющаяся деятельность по улучшению функционирования (3.27).
Примечания
1 Улучшение функционирования относится к использованию системы менеджмента ОЗБТ (3.11) для улучшения общего функционирования ОЗБТ (3.28) в соответствии с политикой в области ОЗБТ (3.15) и целями в области ОЗБТ (3.17).
2 Термин "постоянное" не подразумевает непрерывность, поэтому деятельность не обязательно должна осуществляться одновременно во всех областях.
3 Термин является одним из числа общих терминов и определений для стандартов ИСО на системы менеджмента, приведенных в приложении SL к сводным дополнениям ИСО Директив ИСО/МЭК, часть 1. Были добавлены примечания 1 и 2 к определению: примечание 1 - для разъяснения значения термина "функционирование" в среде системы менеджмента ОЗБТ; примечание 2 - для разъяснения значения термина "постоянное".
4 Среда организации
4.1 Понимание организации и ее среды
Организация должна определить внешние и внутренние факторы, относящиеся к ее цели и влияющие на ее способность достигать намеченного(ых) результата(ов) системы менеджмента ОЗБТ.
4.2 Понимание потребностей и ожиданий работников и других заинтересованных сторон
Организация должна определить:
a) другие заинтересованные стороны, кроме работников, имеющие отношение к системе менеджмента ОЗБТ;
b) соответствующие потребности и ожидания (т.е. требования) работников и других заинтересованных сторон;
c) какие из этих потребностей и ожиданий стали или могли бы стать законодательными и иными требованиями.
4.3 Определение области применения системы менеджмента ОЗБТ
Организация должна определить границы и применимость системы менеджмента ОЗБТ, чтобы установить ее область применения.
При определении этой области организация должна:
a) учесть внешние и внутренние факторы, приведенные в 4.1;
b) принять во внимание требования, приведенные в 4.2;
c) принять во внимание планируемые или осуществляемые меры, связанные с производством.
Система менеджмента ОЗБТ должна включать в себя виды деятельности, продукцию и услуги в рамках контроля или влияния организации, которые могут влиять на показатели ОЗБТ организации.
Область применения должна быть представлена как документированная информация.
4.4 Система менеджмента ОЗБТ
Организация должна установить, внедрить, поддерживать в рабочем состоянии и постоянно улучшать систему менеджмента ОЗБТ, включая необходимые процессы и их взаимодействия, в соответствии с требованиями настоящего стандарта.
5 Лидерство и участие работников
5.1 Лидерство и приверженность
Высшее руководство должно демонстрировать лидерство и приверженность в отношении системы менеджмента ОЗБТ посредством:
a) принятия общей ответственности за предупреждение производственных травм и ухудшения здоровья, а также обеспечения безопасных в плане здоровья и условий труда рабочих мест и видов деятельности;
b) гарантии того, что политика в области ОЗБТ и связанные с ней цели в области ОЗБТ установлены и согласуются с направлением стратегического развития организации;
c) обеспечения интеграции требований системы менеджмента ОЗБТ в бизнес-процессы организации;
d) обеспечения наличия ресурсов, необходимых для разработки, внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента ОЗБТ;
e) информирования о важности результативного менеджмента ОЗБТ и соответствия требованиям системы менеджмента ОЗБТ;
f) обеспечения того, что система менеджмента ОЗБТ достигает ожидаемых результатов;
g) руководства и поддержки вклада персонала в результативность системы менеджмента ОЗБТ;
h) обеспечения и поощрения постоянного улучшения;
i) поощрения демонстрации лидерства на различных уровнях управления в границах установленной ответственности;
j) создания, демонстрации личным примером и поощрения в организации корпоративной культуры, которая обеспечивает поддержку достижения системой менеджмента ОЗБТ ожидаемых результатов;
k) защиты сотрудников от наказания при сообщении об инцидентах, опасностях, рисках и возможностях;
l) обеспечения организацией разработки и внедрения процесса(ов) консультаций и участия сотрудников организации (см. 5.4);
m) поддержки в учреждении и функционировании комитетов по охране здоровья и безопасности труда [см. 5.4 е) 1)].
Примечание - Термин "бизнес" в настоящем стандарте может интерпретироваться широко, обозначая ту деятельность, которая является основной с точки зрения целей организации.
5.2 Политика в области ОЗБТ
Высшее руководство должно разработать, внедрить и поддерживать политику в области ОЗБТ, которая:
a) включает в себя обязательство обеспечить безопасные и благоприятные условия труда для предупреждения производственных травм и ущерба для здоровья, а также соответствует целям, размеру и среде организации и характеру рисков и возможностей в области ОЗБТ, свойственных организации;
b) обеспечивает основу для установления целей в области ОЗБТ;
c) включает обязательство выполнения законодательных и иных требований;
d) включает обязательство исключать опасности и снижать риски в области ОЗБТ (см. 8.1.2);
e) включает обязательство постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ;
f) включает обязательство консультаций с работниками и участия их и представителей работников при их наличии.
Политика в области ОЗБТ должна быть:
- оформлена как документированная информация;
- доведена до сведения работников организации;
- доступна соответствующим заинтересованным сторонам по мере возможности;
- актуальной и соответствующей.
5.3 Функции, ответственность и полномочия в организации
Высшее руководство должно гарантировать, что ответственность и полномочия для соответствующих функций в рамках системы менеджмента ОЗБТ распределены и доведены до сведения на всех уровнях организации и поддерживаются в виде документированной информации. Работники на каждом уровне организации должны принять на себя ответственность за те аспекты системы менеджмента ОЗБТ, которые находятся под их контролем.
Примечание - Несмотря на то что ответственность и полномочия могут быть распределены, высшее руководство остается ответственным за функционирование системы менеджмента ОЗБТ.
Высшее руководство должно распределить ответственность и полномочия:
a) для обеспечения соответствия системы менеджмента ОЗБТ требованиям настоящего стандарта;
b) отчетности о функционировании системы менеджмента ОЗБТ высшему руководству
5.4 Консультации и участие работников
Организация должна разработать, внедрить и поддерживать процесс(ы) консультаций с работниками и их участия на всех соответствующих уровнях и для всех функций, а также, при их наличии, участия представителей работников в разработке, планировании, внедрении, оценке показателей и действиях по улучшению системы менеджмента ОЗБТ.
Организация должна:
a) предоставлять механизмы, время, подготовку и ресурсы, необходимые для консультаций и участия.
Примечание - Наличие представителей работников может быть таким механизмом для консультаций и участия;
b) обеспечить своевременный доступ к четкой, понятной и актуальной информации о системе менеджмента ОЗБТ;
c) определить и устранить препятствия или барьеры для участия и минимизировать те из них, которые не могут быть устранены.
Примечание - Препятствия или барьеры могут включать в себя отсутствие ответной реакции на предложения или иную информацию от работника, барьеры, связанные с языком или уровнем грамотности, санкции или угрозы санкций, а также политики или практики, которые препятствуют участию работника или допускают его наказание за участие;
d) акцентировать внимание на консультациях с рядовыми работниками по следующим вопросам:
1) определение потребностей и ожиданий заинтересованных сторон (см. 4.2);
2) разработка политики в области ОЗБТ (см. 5.2);
3) распределение организационных функций, ответственности и полномочий, насколько это применимо (см. 5.3);
4) определение способа соответствия законодательным и другим требованиям (см. 6.1.3);
5) установление целей в области ОЗБТ и планирование их достижения (см. 6.2);
6) определение применимых средств управления при аутсорсинге, закупках и для подрядчиков (см. 8.1.4);
7) определение потребностей, подлежащих мониторингу, измерению и оценке (см. 9.1);
8) планирование, разработка, внедрение и управление программой(ами) аудита (см. 9.2.2);
9) обеспечение постоянного улучшения (см. 10.3);
e) акцентировать внимание на участии рядовых работников в следующем:
1) определении механизмов для их участия и консультаций с ними;
3) определении действий по исключению опасностей и снижению рисков в области ОЗБТ (см. 6.1.4);
4) выявлении требований к компетентности, потребностей в подготовке, в самой подготовке и оценке результатов подготовки (см. 7.2);
5) определении потребностей, о которых необходимо информировать, и способов информирования (см. 7.4);
6) определении средств управления и их результативного внедрения и применения (см. 8.1, 8.1.3, 8.2);
7) расследовании инцидентов и несоответствий и определении корректирующих действий (см. 10.2).
Примечания
1 Положение, подчеркивающее необходимость консультаций и участия рядовых работников, ориентировано на применение его к лицам, осуществляющим трудовую деятельность, но не предполагает исключения, например, руководителей, на которых влияет трудовая деятельность или другие факторы в организации.
2 Признано, что бесплатное обучение работников и обучение в рабочее время, когда это возможно, могут устранить существенные препятствия на пути участия работников.
6 Планирование
6.1 Действия в отношении рисков и возможностей
6.1.1 Общие положения
При планировании системы менеджмента ОЗБТ организация должна принимать во внимание факторы, упомянутые в 4.1 (среда), требования, упомянутые в 4.2 (заинтересованные стороны) и 4.3 (область применения системы менеджмента ОЗБТ), а также определять риски и возможности, в отношении которых должны быть приняты меры, в целях:
a) обеспечения уверенности в том, что система менеджмента ОЗБТ может достигать ожидаемых результатов;
b) предотвращения или уменьшения нежелательных последствий;
c) достижения постоянного улучшения.
При определении рисков и возможностей для системы менеджмента ОЗБТ и ее ожидаемых результатов, в отношении которых необходимо предпринимать действия, организация должна принять во внимание:
- опасности (см. 6.1.2.1);
- риски в области ОЗБТ и иные риски (см. 6.1.2.2);
- возможности в области ОЗБТ и иные возможности (см. 6.1.2.3);
- законодательные и иные требования (см. 6.1.3).
При планировании процесса(ов) организация должна определять и оценивать риски и возможности, которые значимы с точки зрения ожидаемых результатов системы менеджмента ОЗБТ, связанные с изменениями в организации, ее процессов или системы менеджмента ОЗБТ. В случае планируемых изменений, долгосрочных или краткосрочных, эта оценка должна проводиться до внедрения изменений (см. 8.1.3).
Организация должна поддерживать в рабочем состоянии документированную информацию:
- о рисках и возможностях;
- процессе(ах), необходимом(ых) для определения и действий в отношении рисков и возможностей (см. 6.1.2-6.1.4) в надлежащем объеме, чтобы иметь уверенность в том, что он (они) осуществляется(ются), как запланировано.
6.1.2 Идентификация опасностей и оценка рисков и возможностей
6.1.2.1 Идентификация опасностей
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) выявления опасностей, имеющий(ие) постоянный и проактивный характер. Данный(ые) процесс(ы) должен (должны) принимать во внимание, но не ограничиваться, следующее:
a) каким образом организована работа, социальные факторы (в том числе объем работ, часы работы, репрессии, преследование и издевательства), лидерство и корпоративную культуру в организации;
b) регулярные и выполняющиеся время от времени работы и ситуации, включая опасности, связанные:
1) с инфраструктурой, оборудованием, материалами, веществами и физическими условиями на рабочем месте;
2) проектированием продукта и услуги, исследованием, разработкой, испытаниями, производством, сборкой, строительством, предоставлением услуг, обслуживанием и утилизацией;
3) человеческим фактором;
4) тем, каким образом выполняется работа;
c) соответствующие инциденты в прошлом как внутри, так и за пределами организации, включая аварии и их причины;
d) возможные аварийные ситуации;
e) персонал, учитывая:
1) работников, имеющих доступ к рабочему месту и выполняемым на нем работам, в том числе работников, подрядчиков, посетителей и иных лиц;
2) тех, кто находится в непосредственной близости от рабочего места и может быть затронут проводимыми на нем организацией работами;
3) работников, находящихся на месте выполнения работ, которые не находятся под прямым управлением организации;
f) другие вопросы, учитывающие:
1) организацию рабочих мест, процессов, конструкцию установок, машин/оборудования, рабочие процедуры и организацию работ, в том числе их адаптацию к потребностям и возможностям задействованных работников;
2) ситуации в непосредственной близости от рабочего места, возникающие вследствие выполнения работ под контролем организации;
3) ситуации, не контролируемые организацией и возникающие в непосредственной близости от рабочего места, которые могут привести к производственной травме или ухудшению здоровья работников на рабочем месте;
g) фактические или предполагаемые изменения в организации, ее операциях, процессах, работах и системе менеджмента ОЗБТ (см. 8.1.3);
h) изменения в требованиях и информации об опасностях.
6.1.2.2 Оценка рисков в области ОЗБТ и других рисков системы менеджмента ОЗБТ
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) в целях:
a) оценки рисков в области ОЗБТ, связанных с идентифицированными опасностями, принимая во внимание результативность имеющихся средств управления;
b) выявления и оценки других рисков, связанных с разработкой, внедрением, функционированием и поддержкой системы менеджмента ОЗБТ.
Методология(ии) и критерии, применяемые организацией для оценки рисков в области ОЗБТ, должны быть определены с учетом их масштаба, характера и временных параметров, чтобы гарантировать возможность предупреждения, нежели ответного характера и систематического применения. Документированная информация в отношении этих методологий и критериев должна поддерживаться в рабочем состоянии и сохраняться.
6.1.2.3 Оценка возможностей в области ОЗБТ и других возможностей системы менеджмента ОЗБТ
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) для оценки:
a) возможностей в области ОЗБТ для повышения показателей в данной области ОЗБТ, принимая во внимание планируемые изменения в организации, ее политиках, процессах или видах деятельности и возможности:
1) для адаптации работы, организации труда и рабочей среды к работникам;
2) устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ;
b) иные возможности для улучшения системы менеджмента ОЗБТ.
Примечание - Риски и возможности в области ОЗБТ могут приводить к другим рискам и создавать другие возможности для организации.
6.1.3 Определение законодательных и иных требований
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы) в целях:
a) определения и наличия доступа к актуальным законодательным и иным требованиям, которые применимы к ее опасностям, рискам в области ОЗБТ и системе менеджмента ОЗБТ;
b) определения применения законодательных и иных требований к организации и о чем необходимо информировать;
c) учета этих законодательных и иных требований при разработке, внедрении, поддержании и постоянном улучшении системы менеджмента ОЗБТ.
Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную информацию, связанную с законодательными и иными требованиями, а также должна гарантировать, что она обновляется для отражения любых изменений.
Примечание - Законодательные и иные требования могут приводить к рискам и создавать возможности для организации.
6.1.4 Планирование действий
Организация должна планировать:
a) действия:
2) в отношении законодательных и иных требований (см. 6.1.3);
3) для подготовки к аварийным ситуациям и реагирования на них (см. 8.2);
b) каким образом:
1) интегрировать и внедрять эти действия в процессы системы менеджмента ОЗБТ или другие бизнес-процессы;
2) оценивать результативность этих действий.
При планировании действий организация должна принимать во внимание иерархию средств управления (см. 8.1.2) и выходы системы менеджмента ОЗБТ.
При планировании этих действий организация должна учитывать лучшие практики, технологические возможности, а также финансовые, эксплуатационные требования и требования бизнеса.
6.2 Цели в области ОЗБТ и планирование их достижения
6.2.1 Цели в области ОЗБТ
Организация должна устанавливать цели в области ОЗБТ для соответствующих функций и на соответствующих уровнях для поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ и показателей ОЗБТ (см. 10.3):
Цели в области ОЗБТ должны:
a) быть согласованы с политикой в области ОЗБТ;
b) быть измеримыми (если практически осуществимо) или иметь возможность оценки;
c) учитывать:
1) применимые требования;
3) результаты консультаций с работниками (см. 5.4) и, при их наличии, представителями работников;
d) быть объектом мониторинга;
e) быть доведены до сведения;
f) обновляться по необходимости.
6.2.2 Планирование достижения целей в области ОЗБТ
При планировании достижения целей в области ОЗБТ организация должна определить:
a) объем работы;
b) необходимые ресурсы;
c) ответственное лицо;
d) срок завершения действия;
e) способы измерения результатов, включая показатели для мониторинга;
f) каким образом действия по достижению целей в области ОЗБТ будут интегрированы в бизнес-процессы организации.
Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную информацию о целях в области ОЗБТ и планах по их достижению.
7 Средства обеспечения
7.1 Ресурсы
Организация должна определять и обеспечивать ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, поддержания в рабочем состоянии и постоянного улучшения системы менеджмента ОЗБТ.
7.2 Компетентность
Организация должна:
a) определять необходимую компетентность работников, которые влияют или могут влиять на показатели в области ОЗБТ;
b) гарантировать, что работники компетентны (включая способность выявления опасностей) в силу соответствующего образования, подготовки или опыта;
c) предпринимать меры для приобретения и поддержания необходимой компетентности и оценивать результативность предпринятых мер там, где это применимо;
d) сохранять соответствующую документированную информацию как свидетельство компетентности.
Примечание - Возможные действия могут включать в себя, например, обучение, наставничество, изменение функций работающих сотрудников или привлечение по контракту компетентных специалистов.
7.3 Осведомленность
Работники должны быть осведомлены:
a) о политике и целях в области ОЗБТ;
b) их вкладе в результативность системы менеджмента ОЗБТ, включая позитивные последствия от улучшения показателей в области ОЗБТ;
c) воздействии и возможных последствиях при несоответствии требованиям системы менеджмента ОЗБТ;
d) инцидентах и результатах их расследования;
e) опасностях и рисках в области ОЗБТ, а также разработанных в их отношении мерах;
f) способности избежать ситуаций в ходе работы, которые, по их мнению, представляют непосредственную и серьезную опасность для их жизни или здоровья, а также о мерах, защищающих их от негативных последствий этого.
7.4 Обмен информацией
7.4.1 Общие положения
Организация должна разрабатывать, внедрять и поддерживать процесс(ы), необходимый(ые) для внутреннего и внешнего обмена информацией, относящейся к системе менеджмента ОЗБТ, включая определение:
a) предмета обмена информацией;
b) времени обмена информацией;
c) сторон обмена информацией:
1) внутри организации на разных уровнях и между различными функциями;
2) с подрядчиками и посетителями на рабочих местах;
3) другими заинтересованными сторонами;
d) способ обмена информацией.
При определении своих потребностей в обмене информацией организация должна принимать во внимание различия (например, пол, язык, культуру, уровень грамотности, ограничения в дееспособности).
При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна учитывать точки зрения внешних заинтересованных сторон.
При разработке процесса(ов) обмена информацией организация должна:
- принять во внимание законодательные и иные требования;
- обеспечивать достоверность и соответствие информации, генерируемой в рамках системы менеджмента ОЗБТ, относительно ОЗБТ, которая должна сообщаться.
Организация должна реагировать на соответствующую информацию, касающуюся ее системы менеджмента ОЗБТ.
Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство ее обмена информацией, если применимо.
7.4.2 Внутренний обмен информацией
Организация должна:
a) поддерживать внутренний обмен информацией, относящейся к системе менеджмента ОЗБТ, на разных уровнях и между различными функциями организации, в том числе относительно изменений в системе менеджмента ОЗБТ, если применимо;
b) обеспечивать процесс(ы) обмена информацией, который(ые) дает(ют) возможность работникам вносить свой вклад в постоянное улучшение.
7.4.3 Внешний обмен информацией
Организация должна поддерживать внешний обмен информацией, касающейся системы менеджмента ОЗБТ, как это предписано процессом(ами) обмена информацией самой организации, и принимать во внимание законодательные и иные требования.
7.5 Документированная информация
7.5.1 Общие положения
Система менеджмента ОЗБТ организации должна включать в себя следующее:
a) документированную информацию, требуемую настоящим стандартом;
b) документированную информацию, признанную организацией необходимой для обеспечения результативности системы менеджмента ОЗБТ.
Примечание - Объем документированной информации по системе менеджмента ОЗБТ может отличаться в разных организациях в силу:
- размера организации и вида ее деятельности, процессов, продукции и услуг;
- необходимости демонстрировать соблюдение законодательных и иных требований;
- сложности процессов и их взаимодействия;
- компетентности работников.
7.5.2 Создание и актуализация
При создании и актуализации документированной информации организация должна обеспечить соответствующие:
a) идентификацию и описание (например, название, дата, автор или ссылочный номер);
b) формат (например, язык, версия программного обеспечения, графики) и носитель (например, бумага, электронный вид);
c) пересмотр и утверждение пригодности и соответствия.
7.5.3 Управление документированной информацией
Документированная информация, требуемая системой менеджмента ОЗБТ и настоящим стандартом, должна быть управляемой для обеспечения:
a) доступности и пригодности, где и когда она необходима;
b) надлежащей защиты (например, от потери конфиденциальности, неправильного использования или потери целостности).
Для управления документированной информацией организация должна осуществлять следующие действия, насколько это применимо:
- рассылать, обеспечивать доступ, поиск и использование;
- хранить и сохранять в надлежащем состоянии, включая сохранение читаемости;
- контролировать изменения (например, контроль версий);
- устанавливать срок хранения и методы уничтожения.
Документированная информация внешнего происхождения, признанная организацией необходимой для планирования и функционирования системы менеджмента ОЗБТ, должна быть идентифицирована соответствующим образом и управляться.
Примечания
1 Термин "доступ" может подразумевать решение относительно разрешения только просматривать документированную информацию или разрешения и полномочий просматривать и изменять документированную информацию.
2 Доступ к соответствующей документированной информации включает в себя доступ для работников и, при наличии, представителей работников.
8 Функционирование
8.1 Оперативное планирование и управление
8.1.1 Общие положения
Организация должна планировать, внедрять, управлять и поддерживать процессы, необходимые для обеспечения соответствия требованиям системы менеджмента ОЗБТ, и выполнять действия, определенные в разделе 6, посредством:
a) установления критериев для этих процессов;
b) управления этими процессами в соответствии с критериями;
c) управления и сохранения документированной информации в объеме, необходимом для обеспечения уверенности, что процессы были выполнены, как запланировано;
d) адаптации рабочего процесса.
В случаях если рабочее место предоставлено группой работодателей, организация должна координировать соответствующие части системы менеджмента ОЗБТ с другими организациями.
8.1.2 Устранение опасностей и снижение уровня рисков в области ОЗБТ
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) для устранения опасностей и снижения рисков в области ОЗБТ, следуя нижеприведенной иерархии средств управления:
a) устранение опасности;
b) замена на менее опасные процессы, операции, материалы или оборудование;
c) использование технических средств контроля и изменение организации работ;
d) использование административных средств управления, включая обучение;
e) использование соответствующих средств индивидуальной защиты.
Примечание - Во многих странах законодательные и иные требования включают в себя бесплатное предоставление работникам средств индивидуальной защиты (СИЗ).
8.1.3 Управление изменениями
Организация должна установить процесс(ы) для внедрения и управления запланированными краткосрочными или долгосрочными изменениями, которые влияют на показатели системы менеджмента ОЗБТ, включая:
a) новую продукцию, услуги и процессы или изменения в существующей продукции, услугах и процессах, в том числе:
- размещение рабочих мест и окружающая среда;
- организация работ;
- производственные условия;
- оборудование;
- трудовые ресурсы;
b) изменения в законодательных и иных требованиях;
c) изменения в знаниях или информации об опасностях и рисках в области ОЗБТ;
d) совершенствование знаний и разработки в технологии.
Организация должна анализировать последствия незапланированных изменений, предпринимая действия для снижения любых негативных воздействий, насколько это необходимо.
Примечание - Изменения могут приводить к рискам и возможностям.
8.1.4 Закупки
8.1.4.1 Общие положения
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) управления закупками продуктов и услуг, чтобы гарантировать его (их) соответствие требованиям системы менеджмента ОЗБТ.
8.1.4.2 Подрядчики
Организация должна координировать свой (свои) процесс(ы) закупок с ее подрядчиками с целью идентификации опасностей, а также оценки и управления рисками в области ОЗБТ, возникающими вследствие:
a) работ и операций подрядчика, влияющих на организацию;
b) работ и операций организации, влияющих на работников подрядчика;
c) работ и операций, которые влияют на другие заинтересованные стороны на рабочем месте.
Организация должна обеспечивать соответствие подрядчиков и их работников требованиям системы менеджмента ОЗБТ организации. Процесс(ы) закупок организации должен (должны) определять и использовать критерии в области ОЗБТ для выбора подрядчиков.
Примечание - Может быть полезным включение критериев в области ОЗБТ для выбора подрядчиков в контрактные документы.
8.1.4.3 Аутсорсинг
Организация должна гарантировать, что функции и процессы, переданные на аутсорсинг, находятся под контролем. Организация должна гарантировать, что ее соглашения по аутсорсингу соответствуют законодательным и иным требованиям, а также обеспечивают достижение запланированных результатов системой менеджмента ОЗБТ. Тип и степень контроля, применяемые к этим функциям и процессам, должны быть определены в системе менеджмента ОЗБТ.
Примечание - Координация с внешними поставщиками может помочь организации в принятии мер по любому влиянию, которое аутсорсинг оказывает на показатели в области ОЗБТ.
8.2 Готовность к аварийным ситуациям и реагирование на них
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы), необходимый(ые) для подготовки и реагирования на возможные аварийные ситуации, как это определено в 6.1.2.1, включая:
a) разработку запланированных ответных мер на аварийную ситуацию, в том числе на оказание первой помощи;
b) предоставление подготовки для запланированного реагирования;
c) периодическую проверку и испытания возможностей запланированных ответных мер;
d) функциональную оценку и, если необходимо, пересмотр запланированных ответных мер, в том числе после испытаний и в особенности после наступления аварийной ситуации;
e) обмен информацией и передачу соответствующей информации всем работникам об их должностных обязанностях и ответственностях;
f) сообщение соответствующей информации подрядчикам, посетителям, аварийным службам, органам власти и, если применимо, местному населению;
g) учет потребностей и возможностей всех соответствующих заинтересованных сторон и обеспечение их привлечения, насколько это возможно, к разработке планируемых ответных мер.
Организация должна поддерживать в рабочем состоянии и сохранять документированную информацию по процессу(ам) и планам действий в возможных аварийных ситуациях.
9 Оценка результатов деятельности
9.1 Мониторинг, измерение, анализ и оценка
9.1.1 Общие положения
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) мониторинга, измерения, анализа и оценки показателей.
Организация должна определять:
a) объект мониторинга и измерений, включая:
1) степень, с которой выполняются законодательные и иные требования;
2) свои действия и операции, связанные с идентифицированными опасностями, рисками и возможностями;
3) степень достижения целей организации в области ОЗБТ;
4) результативность оперативного и иного управления;
b) методы мониторинга, измерения, анализа и оценки показателей, насколько это применимо, чтобы гарантировать обоснованные результаты;
c) критерии, на соответствие которым организация будет оценивать показатели в области ОЗБТ;
d) выполнение мониторинга и измерений;
e) сроки, когда результаты мониторинга и измерений должны быть проанализированы, оценены и доведены до сведения.
Организация должна оценивать показатели в области ОЗБТ и определять результативность системы менеджмента ОЗБТ.
Оборудование для мониторинга и измерений при необходимости должно быть откалибровано или верифицировано, применяться и обслуживаться надлежащим образом.
Примечание - Возможно наличие законодательных и иных требований (например, национальных или международных стандартов), относящихся к калибровке и верификации оборудования для мониторинга и измерений.
Организация должна сохранять соответствующую документированную информацию:
- как свидетельство результатов мониторинга, измерений, анализа и оценки показателей;
- по обслуживанию, калибровке или верификации измерительного оборудования.
9.1.2 Оценка соответствия
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы) оценки соответствия законодательным и иным требованиям (см. 6.1.3).
Организация должна:
a) определять частоту и метод(ы) оценки соответствия;
b) оценивать соответствие и предпринимать меры при необходимости (см. 10.2);
c) поддерживать знания и понимание своего соответствия законодательным и иным требованиям;
d) сохранять документированную информацию о результатах оценки соответствия.
9.2 Внутренний аудит
9.2.1 Общие положения
Организация должна проводить внутренние аудиты через запланированные интервалы времени для получения информации о том, является ли система менеджмента ОЗБТ:
a) соответствующей:
1) собственным требованиям организации к ее системе менеджмента ОЗБТ, включая политику и цели в области ОЗБТ;
2) требованиям настоящего стандарта;
b) результативно внедренной и функционирующей.
9.2.2 Программа внутреннего аудита
Организация должна:
a) планировать, устанавливать, выполнять и поддерживать в рабочем состоянии программу(ы) аудита, включая периодичность ее (их) проведения, методы, ответственность, консультации, требования к планированию и отчетности, которая должна принимать во внимание значимость проверяемых процессов и результаты предыдущих аудитов;
b) определять критерии и область для каждого аудита;
c) подбирать аудиторов и проводить аудиты так, чтобы гарантировать объективность и беспристрастность этого процесса аудита;
d) обеспечивать передачу результатов аудитов соответствующим руководителям; гарантировать, что соответствующие результаты аудита сообщены работникам и, при наличии, представителям работников, а также другим соответствующим заинтересованным сторонам;
e) предпринимать соответствующие действия в отношении несоответствий и постоянно улучшать показатели системы менеджмента ОЗБТ (см. раздел 10);
f) сохранять документированную информацию как свидетельство выполнения программы аудита и его результатов.
Примечание - Более подробную информацию по аудитам и компетентности аудиторов см. в ИСО 19011.
9.3 Анализ со стороны руководства
Высшее руководство должно анализировать систему менеджмента ОЗБТ организации через запланированные интервалы времени, чтобы обеспечить ее постоянную пригодность, адекватность и результативность.
Анализ со стороны руководства должен учитывать:
a) статус мероприятий, предусмотренных предыдущим анализом;
b) изменения в состоянии внешних и внутренних факторов, которые важны для системы менеджмента ОЗБТ, включая:
1) потребности и ожидания заинтересованных сторон;
2) законодательные и иные требования;
3) риски и возможности;
c) степень выполнения политики и целей в области ОЗБТ;
d) информацию о показателях в области ОЗБТ, включая тенденции:
1) в инцидентах, несоответствиях, корректирующих действиях и постоянном улучшении;
2) результатах мониторинга и измерений;
3) результатах оценки соответствия законодательным и иным требованиям;
4) результатах аудитов;
5) консультациях и участии работников;
6) рисках и возможностях;
e) достаточность ресурсов для поддержки результативной системы менеджмента ОЗБТ;
f) соответствующий обмен информацией с заинтересованными сторонами;
g) возможности для постоянного улучшения.
Выходы анализа со стороны руководства должны включать решения, связанные:
- с постоянной пригодностью, адекватностью и результативностью системы менеджмента ОЗБТ в достижении запланированных результатов;
- возможностями постоянного улучшения;
- любыми потребностями в изменениях системы менеджмента ОЗБТ;
- необходимыми ресурсами;
- действиями, если они необходимы;
- возможностями для улучшения интеграции системы менеджмента ОЗБТ с другими бизнес-процессами;
- любыми последствиями для стратегического направления организации.
Высшее руководство должно сообщать соответствующие результаты анализа со стороны руководства работникам и, при их наличии, представителям работников (см. 7.4).
Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство результатов анализа со стороны руководства.
10 Улучшение
10.1 Общие положения
Организация должна определять возможности для улучшения (см. раздел 9), а также выполнять необходимые действия для достижения запланированных результатов ее системы менеджмента ОЗБТ.
10.2 Инцидент, несоответствие и корректирующее действие
Организация должна устанавливать, внедрять и поддерживать процесс(ы), включающий(ие) в себя отчетность, расследование и принятие мер для выявления и управления инцидентами и несоответствиями.
При возникновении инцидента или несоответствия организация должна:
a) своевременно реагировать на инцидент или несоответствие, насколько применимо:
1) предпринимать действия по управлению им и исправлению его;
2) предпринимать действия в отношении последствий;
b) оценивать с участием работников (см. 5.4) и привлечением других соответствующих заинтересованных сторон потребность в корректирующем действии по устранению корневой(ых) причины (причин) инцидента или несоответствия с тем, чтобы оно не повторялось или не происходило в другом месте, посредством:
1) расследования инцидента или анализа несоответствия;
2) определения причины (причин) инцидента или несоответствия;
3) выявления фактического или потенциального наличия подобных инцидентов и несоответствий;
c) анализировать существующую оценку рисков в области ОЗБТ и других рисков, насколько это применимо (см. 6.1);
d) определять и осуществлять любое необходимое действие, включая корректирующее действие, в соответствии с иерархией средств управления (см. 8.1.2) и управлением изменениями (см. 8.1.3);
e) до принятия мер оценивать риски в области ОЗБТ, которые могут приводить к новым или измененным опасностям;
f) анализировать результативность всех предпринятых действий, включая корректирующие действия;
g) вносить изменения в систему менеджмента ОЗБТ, если необходимо.
Корректирующие действия должны соответствовать последствиям или потенциальным последствиям выявленных инцидентов или несоответствий.
Организация должна сохранять документированную информацию как свидетельство:
- характера инцидентов или несоответствий и любых последующих предпринятых мер;
- результатов любого действия и корректирующего действия, включая их результативность.
Организация должна сообщать эту документированную информацию соответствующим работникам и, при их наличии, представителям работников и соответствующим заинтересованным сторонам.
Примечание - Информирование об инцидентах и их расследование без задержки может помочь в скорейшем устранении опасностей и минимизации связанных с ними рисков в области ОЗБТ.
10.3 Постоянное улучшение
Организация должна постоянно улучшать пригодность, соответствие и результативность системы менеджмента ОЗБТ, посредством:
a) улучшения показателей в области ОЗБТ;
b) продвижения корпоративной культуры, поддерживающей систему менеджмента ОЗБТ;
c) поощрения участия работников во внедрении действий по постоянному улучшению системы менеджмента ОЗБТ;
d) сообщения соответствующих результатов постоянного улучшения работникам и, при их наличии, представителям работников;
е) поддержания в рабочем состоянии и сохранения документированной информации как свидетельства постоянного улучшения.
Алфавитный указатель терминов
аудит ... |
|
возможность в области охраны здоровья и безопасности труда ... |
|
действие корректирующее ... |
|
измерение ... |
|
информация документированная ... |
|
инцидент ... |
|
компетентность ... |
|
консультация ... |
|
место рабочее ... |
|
мониторинг ... |
|
несоответствие ... |
|
организация ... |
|
опасность ... |
|
передать на аутсорсинг ... |
|
подрядчик ... |
|
показатель деятельности в области охраны здоровья и безопасности труда ... |
|
политика ... |
|
политика в области охраны здоровья и безопасности труда ... |
|
процедура ... |
|
процесс ... |
|
работник ... |
|
результативность ... |
|
результаты деятельности ... |
|
риск ... |
|
риск в области охраны здоровья и безопасности труда ... |
|
руководство высшее ... |
|
система менеджмента ... |
|
система менеджмента охраны здоровья и безопасности труда ... |
|
соответствие ... |
|
сторона заинтересованная ... |
|
травма и ущерб здоровью ... |
|
требование ... |
|
требования законодательные и иные ... |
|
улучшение постоянное ... |
|
участие ... |
|
цель ... |
|
цель в области охраны здоровья и безопасности труда ... |
Библиография
[1] |
ISO 9000:2015 |
Quality management systems - Fundamentals and vocabulary |
[2] |
ISO 9001 |
Quality management systems - Requirements |
[3] |
ISO 14001 |
Environmental management systems - Requirements with guidance for use |
[4] |
ISO 19011 |
Guidelines for auditing management systems |
[5] |
ISO 20400 |
Sustainable procurement - Guidance |
[6] |
ISO 26000 |
Guidance on social responsibility |
[7] |
ISO 31000 |
Risk management - Principles and guidelines |
[8] |
ISO 37500 |
Guidance on outsourcing |
[9] |
ISO 39001 |
Road traffic safety (RTS) management systems - Requirements with guidance for use |
[10] |
ISO Guide 73:2009 |
Risk management - Vocabulary |
[11] |
IEC 31010 |
Risk management - Risk assessment techniques |
[12] |
IKO. Guidelines on occupational safety and health management systems, ILO-OSH 2001. 2nd ed. International Labour Office, Geneva, 2009. Available at:http://www.ilo.org/safework/info/standards-and-instrments/WCMS_107727/lang-en/index.htm |
|
[13] |
ILO. International Labour Standards (including those on occupational safety and health). International Labour Office, Geneva. Available at:http://www.ilo.org/normlex (click on "instruments", then "Conventions and Recommendations by subject" |
|
[14] |
OHSAS 18001 |
Occupational health and safety management systems - Requirements. 2nd ed. OHSAS Project Group, London, July 2007, ISBN 978 0 580 50802 8 |
[15] |
OHSAS 18002 |
Occupational health and safety management systems - Guidelines for the implementation of OHSAS 18001:2007. 2nd ed. OHSAS Project Group, London, Nov 2008, ISBN 978-0-580-61674-7 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р ИСО 45001-2020 "Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья. Требования и руководство по применению" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2020 г. N 581-ст)
Текст ГОСТа приводится по официальному изданию Стандартинформ, Москва, 2020 г.
Дата введения - 1 апреля 2021 г.