Федеральная налоговая служба, рассмотрев обращение ОАО, сообщает, что целями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) является обеспечение интересов граждан и организаций, защиты прав потребителей, обеспечения установленного порядка осуществления расчетов, полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, в том числе в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Согласно пункту 1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.
Положениями статьи 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ определен термин расчеты, под которым понимается, в частности, прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов.
Таким образом, организацией применяется контрольно-кассовая техника при осуществлении каждого расчета.
При этом следует учитывать, что в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2018 N 192-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 192-ФЗ), обязанность по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов для организации и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта установлена с 01.07.2019.
Из указанного следует, что соответствующие организации и индивидуальные предприниматели с июля 2018 года обязаны были принять все необходимые меры для исполнения требований Федерального закона N 54-ФЗ, а именно обеспечить применение контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с вышеуказанной даты.
При этом, в целях поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта на законодательном уровне был закреплен мораторий на применение штрафных санкций, связанных с неприменением контрольно-кассовой техники.
Таким образом, при осуществлении расчетов без применения контрольно-кассовой техники до 01.10.2020 к соответствующим организациям и индивидуальным предпринимателям не применяются именно штрафные санкции, а не предоставлена возможность осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники.
Также, в целях снижения издержек организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере транспорта Федеральным законом N 192-ФЗ предусмотрена возможность применения одной единицы контрольно-кассовой техники вне места совершения расчетов, с помощью которой возможно осуществление фискализации расчетов на всех принадлежащих таким организациям и индивидуальным предпринимателям транспортных средствах.
Согласно пункту 5.8 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм бланков документов, используемых при оказании услуг населению, и (или) законодательство Российской Федерации предусматривает использование соответствующих бланков документов при оказании услуг населению, обязанность пользователя по выдаче (направлению) клиенту кассового чека (бланка строгой отчетности) помимо способов, указанных в пункте 2 указанной статьи, может быть исполнена пользователем путем передачи клиенту указанного документа на бумажном носителе с содержащимися на нем реквизитами кассового чека (бланка строгой отчетности), позволяющими идентифицировать этот кассовый чек (бланк строгой отчетности) (QR-код и (или) дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя и фискальный признак документа).
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ в случае, если обязанность по предоставлению кассового чека (бланка строгой отчетности) обеспечивается путем отражения QR-кода, который позволяет покупателю (клиенту) осуществить его считывание и идентифицировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) и структура данных которого включает в себя дату и время осуществления расчета, порядковый номер фискального документа, признак расчета, сумму расчета, заводской номер фискального накопителя, фискальный признак документа (QR-код), на дисплее компьютерного устройства пользователя или печати такого QR-кода на бланке документа в случаях, предусмотренных Федеральным законом N 54-ФЗ, получение кассового чека (бланка строгой отчетности) в электронной форме с реквизитами, предусмотренными статьей 4.7 Федерального закона N 54-ФЗ, осуществляется покупателем (клиентом) самостоятельно с использованием информационного сервиса уполномоченного органа, порядок использования которого определяется уполномоченным органом, или официального программного средства уполномоченного органа для мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства путем считывания указанного QR-кода с использованием мобильного телефона, смартфона или иного компьютерного устройства покупателя (клиента), который обеспечивает доступ покупателя (клиента) к такому информационному сервису уполномоченного органа или указанному мобильному приложению уполномоченного органа.
Таким образом, предусмотрена возможность отказа от печати кассового чека на бумажном носителе, посредством предоставления кассового чека путем отражения QR-кода на дисплее компьютерного устройства (валидаторе) или печати QR-кода на проездном билете.
Согласно пункту 2.1 статьи 1.2 Федерального закона N 54-ФЗ при осуществлении расчетов в виде зачета или возврата предварительной оплаты и (или) авансов, ранее внесенных физическими лицами за услуги в сфере и перевозки пассажиров, багажа, грузов и грузобагажа пользователем может быть сформирован один кассовый чек (бланк строгой отчетности), содержащий сведения о всех таких расчетах, совершенных за расчетный период, не превышающий календарного месяца или установленный законодательством Российской Федерации (но не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода), без выдачи (направления) кассового чека (бланка строгой отчетности) клиенту.
Учитывая изложенное, при зачете аванса (предоплаты) за услуги в сфере перевозки пассажиров, багажа кассовый чек должен быть сформирован не позднее десяти календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода.
Настоящее письмо не является нормативным правовым актом, не влечет изменений правового регулирования отношений в сфере применения контрольно-кассовой техники, не содержит норм, влекущих юридические последствия для неопределенного круга лиц, носит информационный характер и не препятствует налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающимися от положений настоящего письма.
Государственный советник |
А.В. Бударин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
С 1 июля 2019 г. организации и ИП сферы транспорта обязаны применять ККТ. Для поддержки субъектов был закреплен мораторий на применение штрафных санкций до 1 октября 2020 г. Однако это не означает, что до этой даты плательщики могли работать без кассы.
Допускается применять одну единицу ККТ вне места расчетов, с помощью которой возможна фискализация расчетов на всех принадлежащих организациям и ИП транспортных средствах.
При зачете аванса (предоплаты) за услуги в сфере перевозки пассажиров, багажа кассовый чек должен быть сформирован не позднее 10 календарных дней, следующих за днем окончания расчетного периода.
Письмо Федеральной налоговой службы от 6 ноября 2020 г. N АБ-4-20/18280@ "О рассмотрении обращения"
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 15 февраля 2021 г. N 4