27.04.2018 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 08.12.2016 N 1733/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "Главтехстрой" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Центральной базовой таможни (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на проектно-изыскательские работы с целью корректировки проектно-сметной документации по объекту строительства "Гаражный комплекс для служебных автомобилей ФТС России, г. Москва, ул. 2-я Магистральная, 14Б" и разработка рабочей документации (номер извещения 0373100023318000010) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) осуществляющего Конкурс в рамках государственного оборонного заказа и установившего в Конкурсной документации требование о том, что участником закупки может быть только юридическое лицо;
2) установившего вКонкурсной документации запреты, предусмотренные постановлением N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9);
3) установившего в Конкурсной документации требование о подтверждении опыта выполнения работ исключительно государственными контрактами;
4) объединившего в один лот работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, что ограничивает количество участников закупки;
5) установившего требование к сроку действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации.
ПредставителиЗаказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколом, составленным при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурсаразмещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru(далее - ЕИС)- 25.04.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта-44 000 000 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 15.05.2018.
1. В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона о контрактной системе особенности регулирования отношений, указанных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, могут быть установлены, в том числе, Федеральным законом от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" (далее - Закон о государственном оборонном заказе).
Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации указанная закупка осуществляется за счет средств государственного оборонного заказа.
На заседании Комиссии представители Заказчика представили документы и сведений, подтверждающие, что Заказчику для осуществления указанной закупки выделены средства в рамках государственного оборонного заказа.
При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о государственном оборонном заказе головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу.
В Конкурсной документации установлено следующее требование: "к участию в Конкурсе допускаются только юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации (в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе")".
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, осуществляющего закупку в рамках государственного оборонного заказа и установившего в Конкурсной документации требование о том, что участником закупки может быть только юридическое лицо, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
2.В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления N 9установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением товаров по перечню согласно приложению и товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза), работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров, выполнение работ и оказание услуг на территории Евразийского экономического союза отсутствуют.
Пунктом 7 Постановления N 9 установлено следующее: "для целей применения настоящего постановления под закупками товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства понимаются закупки товаров, работ (услуг) в целях выполнения мероприятий государственных программ Российской Федерации, долгосрочных (федеральных) целевых программ в области обороны страны и безопасности государства, государственной программы вооружения, иных мероприятий в рамках государственного оборонного заказа, а также закупки товаров, работ (услуг) для выполнения функций и полномочий заказчиков, непосредственно связанных с обеспечением обороны страны и безопасности государства".
В пункте 15 раздела I "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" Конкурсной документацииустановлен запрет на допуск работ, выполняемых иностранными лицами (за исключением лиц государств - членов Евразийского экономического союза) в соответствии с Постановлением N 9.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что запреты, предусмотренные Постановлением N 9, установлены Заказчиком в связи с тем, что закупка осуществляется в рамках государственного оборонного заказа.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 3 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки), "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил оценки, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Подпунктом "б" пункта 4 Правил оценки установлено, что заказчик устанавливает в документации о закупке критерии оценки, характеризующиеся как нестоимостные критерии оценки, в том числе: "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" может быть опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки:
1) Цена контракта - Значимость критерия: 60%;
2) Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация) - Значимость критерия: 40%.
По критерию Квалификация установлен, в том числе показатель "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель).
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 19.04.2018 внесены изменения в Конкурсную документацию, в том числе в "сведения и документы, которые могут быть представлены участником закупки в подтверждение представленной информации" порядка оценки.
В соответствии с пунктом 4.2 раздела III"ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ" Конкурсной документации (в ред. от 25.04.2018) сведениями и документами, которые могут быть представлены участником закупки в подтверждения представленной информации по Показателю являются "Сведения об исполнении участником закупки контрактов, предметом которых является выполнение проектно-изыскательских работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту общественных зданий, копии таких контрактов (договоров) и актов выполнения работ по таким контрактам (договорам).
Сведения подтверждаются копиями исполненных участником закупки контрактов (договоров) с приложением актов выполненных работ".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией установлено, что объектом закупки является проектно-изыскательские работы с целью корректировки проектно-сметной документации по объекту строительства "Гаражный комплекс для служебных автомобилей ФТС России, г. Москва, ул. 2-я Магистральная, 14Б" и разработка рабочей документации.
Статьей 110.2 Закона о контрактной системе предусмотрено заключение контракта, предметом которого является выполнение проектных и (или) изыскательских работ.
Частью 5.2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено следующее: "договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае указанное физическое или юридическое лицо осуществляет также организацию и координацию работ по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения указанным физическим или юридическим лицом технических условий".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчик объединил в один лот проектные и изыскательские работы в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также исходя из потребностей Заказчика.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих, что действия Заказчика, объединившего в один лот работы по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации ограничивают количество участников закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
5. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержатьпредусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено Градостроительным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса Российской Федерации предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что Заказчиком 25.04.2018 внесены изменения в Конкурсную документацию, в том числе в "требования к содержанию, форме, составу заявки на участие в Конкурсе и инструкция по ее заполнению".
В соответствии с пунктом 24 раздела I "ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА КОНКУРСА" Конкурсной документации (в ред. от 25.04.2018) заявка на участие в Конкурсе должна содержать, в том числе "документы, подтверждающие соответствие участника Конкурса требованиям к участникам Конкурса, установленным Заказчиком в пункте 23 Информационной карты (пп. 1 п. 1) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, или копии таких документов, а именно: выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выданные по форме, установленной приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика не противоречат требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать действия Заказчика соответствующими требованиям Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 апреля 2018 г. N ПГОЗ-083/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.05.2018