Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр" (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Большева Наталья Александровна (далее - Заявитель), надлежащим образом извещенного о времени и месте заседания,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 10935-ЭП/18 от 26.04.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на оказание услуг по пересылке заказных писем с уведомлениями, пересылке заказных бандеролей с копиями постановлений и материалами дел об административных правонарушениях в области дорожного движения (далее - закупка), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении закупки размещено 24.04.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200238818000022. Начальная (максимальная) цена контракта - 223 259 040,27 руб.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в жалобе.
Заказчик с доводами жалобы не согласился.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в том числе при осуществлении закупки товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях", а также услуг центрального депозитария.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, в том числе в сфере услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи" (далее - Постановление Правительства N 637) утвержден перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная антимонопольная служба (далее - Перечень).
Согласно Перечню предоставление услуг по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей) относится к услугам общедоступной почтовой связи, а значит является видом деятельности, отнесенным к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Согласно проекта государственного контракта установлены следующие услуги:
Пересылка заказного письма весом до 20 г;
Пересылка заказной бандероли весом 100 г;
Пересылка заказного уведомления;
Возвращение заказного письма весом до 20 г;
Возвращение заказной бандероли весом 100 г.
Таким образом, в проект государственного контракта включены услуги не предусмотренные Перечнем, следовательно, такие услуги не относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
На основании изложенного Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматривается нарушение ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, выразившиеся в незаконном выборе способа проведения закупки.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
2. Согласно п. 8.1 проекта государственного контракта контракт вступает в силу со дня его заключения, распространяет свое действие на отношения Сторон, возникшие с 01.04.2018, и действует до 31.01.2019.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из Закона о контрактной системе и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закона о контрактной системе.
Следовательно, к отношениям по контрактам, которые заключаются в соответствии с Законом о контрактной системе, применяются нормы Гражданского кодекса Российской Федерации с учетом положений Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения договора, если иное не установлено законом или не вытекает из существа соответствующих отношений.
При этом в соответствии с пунктами 2 - 3 статьи 3 Закона о контрактной системе закупка представляет собой совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, и начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) начинается с размещения извещения об осуществлении закупки либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается заключением контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что контракт, заключаемый Заказчиком в соответствии с Законом о контрактной системе вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения, применяется к правоотношениям, возникшим с момента его заключения.
Следовательно, указание в проекте государственного контракта условия, согласно которому действие контракта распространяется на отношения, возникшие до его заключения противоречит ч. 1 ст. 1 (пункту 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), п. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
Следовательно, данный довод жалобы является обоснованным.
3. Доводы Заявителя о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (далее - Закон о защите конкуренции), вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции заявитель имеет право обратится в Санкт-Петербургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Большева Наталья Александровна обоснованной в части доводов о незаконном выборе способа закупки, и установлении незаконных требований в государственном контракте.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 5 ст. 24, ч. 1 ст. 1 (пункта 2 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации), п. 3 ст. 3, ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что государственный контракт заключён.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 7 мая 2018 г. N 44-2412/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.05.2018