Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
ведущей заседание Комиссии: |
И.С. Шестаковой |
заместителя руководителя - начальника отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; |
||
членов Комиссии:
с участием представителей: |
Ю.К.Быстровой
Л.В.Шевченко |
старшего государственного инспектора отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, |
||
заказчика - муниципальное бюджетное учреждение "БЛАГОУСТРОЙСТВО",
уполномоченное учреждение - муниципальное казенное учреждение "Муниципальный аукцион и заказ",
в отсутствие представителей ООО "ДЕЗКОНТРОЛЬ", о времени и месте проведения заседания уведомленных надлежащим образом, |
О.Ю.Николаевой
Н.А.Иванцовой
|
представителя по доверенности;
представителя по доверенности;
|
рассмотрев жалобу ООО "ДЕЗКОНТРОЛЬ" (ИНН 3906336485; КПП 390601001, юридический адрес: 236010, г. Калининград, ул. Бассейная, д. 53) (далее - Заявитель) (вх. N 2907 от 07/05/2018) на действия заказчика - муниципального бюджетного учреждения "БЛАГОУСТРОЙСТВО" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территорий (извещение N 0835300006018000025) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 07.05.2018 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона в части установления требований в документации об Аукционе.
В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы
Объектом закупки является оказание услуг по акарицидной (противоклещевой) обработке территорий.
По мнению Заявителя, указанные работы не относятся к медицинской деятельности и не подлежат лицензированию.
Вместе с тем, в документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявок на участие в аукционе лицензии на осуществление медицинской деятельности, что нарушает, по мнению Заявителя, требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Устанавливая единые требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии, Заказчик учитывал решения по аналогичным делам комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области, а также определения Верховного суда Российской Федерации от 15.01.2018 N309- КГ17-12073.
Уполномоченным учреждением даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя
Уполномоченное учреждение поддерживает позицию Заказчика и считает жалобу Заявителя необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее
27.04.2018 Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона и документация об Аукционе.
Начальная (максимальная) цена контракта - 179 996,67 рублей.
Согласно части 1 статьи 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме этого, согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Комиссией установлено, что в пункте 22 "Требования к содержанию и составу заявки на участие в аукционе и инструкция по ее заполнению" раздела 2. Информационная карта электронного аукциона документации об Аукционе Заказчиком установлено требование о предоставлении в составе второй части заявки документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 указанного закона.
Пунктом 23 "Требования, установленные в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, оказание услуг, выполнение работ, являющихся объектом закупки" раздела 2. Информационная карта аукциона в электронной форме документации об Аукционе установлены следующие требования:
1) В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 г. N291 "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", исполнителю необходимо иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), с разрешенными видами работ дезинфектология.
В пункте 35 "Требования к участникам аукциона в электронной форме" раздела 2. Информационная карта электронного аукциона документации об Аукционе Заказчиком установлены, в том числе следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки - требование установлено.
При рассмотрении доводов жалобы Заявителя Комиссия исходит из следующих обстоятельств.
Верховный Суд РФ в Определении от 12.01.2018 года N 310-КГ17-14344 по делу N А-23-840/2016 указывает:
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан, Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ)).
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Закона N 52-ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В частности, в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии, состоящие из работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
В соответствии с общепринятой терминологией дезинфекция включает в себя работы по удалению или уничтожению возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды; дезинсекция - уничтожение членистоногих и клещей, являющихся переносчиками возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней, а также других насекомых, мешающих труду и отдыху людей, а дератизация - уничтожение грызунов, носителей возбудителей инфекционных (паразитарных) болезней в (на) объектах окружающей среды.
Следовательно, указанные понятия рассматриваются как один из способов предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и составляют терминологическую основу Санитарно-эпидемиологических Правил СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности" СП 3.5.1378-03, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.06.2003 N 131 (далее - СП 3.5.1378-03) и отнесенных к группе 3.5 "Дезинфектология".
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, и должен рассматриваться в системной связи с проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Дезинфекционная деятельность осуществляется специально обученным персоналом организации, осуществляющей дезинфекционную деятельность, в строгом соответствии с требованиями, установленными СП 3.5.1378-03 и предусматривающими соблюдение условий хранения, транспортировки, приготовления рабочих растворов, химических и биологических средств, допущенных к применению и не оказывающих неблагоприятного воздействия на человека.
В связи с тем, что дезинфекционные, дезинсекционные, дератизационные работы (в комплексе или отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
С учетом изложенного Судебная коллегия пришла к выводу, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных работ в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан должна рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Федеральным Законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежит лицензированию.
Письмом Министерства здравоохранения Калининградской области от 21.02.2018 Калининградским УФАС России получены следующие пояснения:
"Порядок лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), установлен Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.
В силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе с скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санитарно - курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитароно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Работы (услуги) по дезинфектологии включены в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, соответственно подлежат лицензированию.
Положением о лицензировании определен перечень документов и сведений, необходимых для предоставления (направления) в лицензирующий орган при обращении с заявлением о предоставлении. Переоформлении лицензии, а также установлены обязательные лицензионные требования, предъявляемые к соискателям лицензии, лицензиатам при осуществлении медицинской деятельности.
На официальном сайте Министерства здравоохранения Калининградской области https://infomed39.ru, на портале госуслуг, а также в помещении Департамента лицензирования и контроля качества медицинской помощи размещены нормативные правовые акты, регламентирующие процедуру лицензирования, формы документов для получения государственной услуги по лицензированию.
Учитывая, что лицензирование носит заявительный характер, при поступлении от соискателей лицензии, лицензиатов заявлений о предоставлении лицензии, переоформлении лицензии Министерство здравоохранения Калининградской области проводит административные процедуры по лицензированию в соответствии с требованиями действующего законодательства и в установленный законом срок вне зависимости от вида заявленных работ (услуг), включая и работу (услугу) "дезинфектология"".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных, дератизационных является медицинской деятельностью и в соответствии с Законом N 99-ФЗ подлежит лицензированию.
Таким образом, Заказчик, установив при проведении Аукциона требования к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности, не нарушил требования пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос ведущего заседание Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ДЕЗКОНТРОЛЬ" необоснованной.
Ведущий заседание Комиссии: |
|
И.С. Шестакова |
Члены Комиссии: |
|
Л.В.Шевченко
Ю.К.Быстрова |
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 14 мая 2018 г. N КС-147/2018
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018