Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 мая 2018 г. N 580

 

Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председателя Комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Е.М. Хоменко, главного специалиста-эксперта, Е.А. Шмыгиной, специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" (далее - податель жалобы) на действия уполномоченного учреждения - Муниципального казенного учреждения "Управление муниципальных закупок" (далее - уполномоченное учреждение) и муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Управление по содержанию и строительству автомобильных дорог г. Норильска" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту тротуаров и бортовых камней" (далее - электронный аукцион), размещенного на электронной площадке АО "Электронные торговые системы" (далее - оператор электронной площадки), извещение N 0319300010118000300, установила следующее:

В адрес Красноярского УФАС России 03.05.2018 поступила жалоба ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).

Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.

В адреса подателя жалобы, уполномоченного учреждения, заказчика, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.

В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3, 5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 727/14 (далее - Административный регламент), уполномоченному учреждению, заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы по существу.

В соответствии с Законом о контрактной системе, положениями Административного регламента Красноярским УФАС России при отсутствии возражений заинтересованных лиц в объединении рассмотрения нескольких жалоб в одно производство было принято решение об объединении рассмотрения жалобы, поступившей от подателя жалобы, на действия заказчика при проведении электронного аукциона, а также жалобы ООО "Дельта" (жалоба N 580), на действия уполномоченного учреждения, заказчика при проведении электронного аукциона, поступившей в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовавшей требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона и принятой к рассмотрению по существу.

На заседании Комиссии по рассмотрению жалоб по существу присутствовали:

- представитель ООО "Дельта" Лямин П.А. (доверенность N 3 от 10.05.2018, удостоверение личности);

- представитель уполномоченного учреждения Табакова О.Г. (доверенность N 3 от 12.02.2018, удостоверение личности).

Явку своего представителя на вышеуказанное заседание Комиссии заказчик, ООО "СТРОЙ ЛЕС" не обеспечили. Заказчик заблаговременно представил ходатайство о рассмотрении жалоб в отсутствие его представителя.

Из содержания жалобы ООО "СТРОЙ ЛЕС" следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, уполномоченным учреждением, заказчиком были допущены следующие нарушения положений Закона о контрактной системе.

Во-первых, в отношении товара по позиции 4 "Арматура" заказчик предъявляет требования, ссылаясь на ГОСТ 34028-2016, который является недействующим, поскольку не вступил в силу. При этом обоснование необходимости использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии не в соответствии с действующими стандартами в документации о закупке не содержится.

Во-вторых, в отношении товара по позиции 3 "Бетон тяжелый" заказчик предъявляет требования к показателю "Марка бетона по морозостойкости" в виде "F300" в противоречие пункту 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия", согласно которому по показателям качества бетоны подразделяют: - по морозостойкости: на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F150, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000; на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.

В-третьих, Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. В данном перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбирается из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в государственный и (или) муниципальный контракт. За ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по самостоятельному выполнению видов и объемов работ, предусмотренных контрактом, устанавливается штраф. Однако документация заказчика не предусматривает соответствующего положения об ответственности подрядчика за невыполнение вышеуказанного обязательства.

С вышеуказанными доводами подателя жалобы уполномоченное учреждение, заказчик не согласились на основании доводов, подробно изложенных в представленных письменных пояснениях.

Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.

В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным учреждением были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту тротуаров и бортовых камней.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.

Статья 33 Закона о контрактной системе предписывает заказчику при описании в документации о закупке объекта закупки руководствоваться правилами, изложенными в указанной статье.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчику предписано использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе определено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Изучив Ведомость требуемых материальных ресурсов (Приложение N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации), Комиссия установила, что заказчиком, уполномоченным учреждением были установлены следующие требования к используемому при выполнении работ товару, оспариваемые подателем жалобы:

N п/п

Наименование товара

(материальных ресурсов)

Требования к товару/ характеристики
в т.ч. (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные при наличии)

Предложение участника аукциона

Страна происхождения товара

 

Наименование, ед.изм.

Минимальные значения показателей

Максимальные значения показателей

Показатели, которые не могут изменяться

1

2

3

4

5

6

7

8

3

Бетон тяжелый мелкозернистый.

ГОСТ 26633-2015

Класс прочности на сжатие

 

 

В22,5

указать

указать

Марка бетона по водонепроницаемости

 

 

W6

указать

Марка бетона по морозостойкости

 

 

F300

указать

4

Арматура стальная горячекатаная гладкого и поперечного профиля

ГОСТ 34028-2016

Гладкий профиль класса А-I марки Ст3сп:

указать

Диаметр, мм:

 

 

6

указать

Периодический профиль А-II марки Ст5сп:

Диаметр, мм:

 

 

12

указать

Диаметр, мм:

 

 

16

указать

В Приложении N 2 к части II "Техническое задание" аукционной документации заказчиком, уполномоченным учреждением также указано, что заявка на участие в аукционе должна содержать:

- конкретные показатели используемого товара (столбец 7), соответствующие значениям, установленным документацией об аукционе (столбцы 4 и 5) и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии);

- показатели, значения которых не могут изменяться, содержащиеся в столбце 6 (в том числе установленные в диапазоне значений), в "Предложении участника аукциона" (столбец 7) указываются в строгом соответствии с показателями (диапазонами), установленными в столбце 6;

- наименование страны происхождения товара (столбец 8).

Также заказчиком, уполномоченным учреждением указано на то, что в случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими документами.

Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при подготовке первой части заявки участникам закупки надлежит указывать конкретные показатели предлагаемого к использованию товара.

Комиссией установлено, что ГОСТ 34028-2016 "Межгосударственный стандарт. Прокат арматурный для железобетонных конструкций. Технические условия" вводится в действие с 1 января 2019 года. Таким образом, на момент составления и утверждения аукционной документации указанны ГОСТ являлся недействующим.

Указание в аукционной документации на то, что "в случае если в документации об аукционе присутствуют ссылки на государственные стандарты и иные документы, которые на момент составления заявки утратили силу - при составлении заявки участникам закупки необходимо руководствоваться действующими документами", неприменимо в рассматриваемом случае, поскольку предусматривает случай, когда документы утратили силу, а не случай, когда документы еще не вступили в силу.

Таким образом, заказчиком, уполномоченным учреждением при формировании требований к товару "Арматура стальная горячекатаная гладкого и поперечного профиля" в нарушение пункта 2 части 1 статьи 33 использовались требования, предусмотренные недействующим стандартом. При этом заказчиком, уполномоченным учреждением в аукционную документацию не включено обоснование необходимости использования при составлении описания объекта закупки требований недействующего стандарта.

В соответствии с 4.3.1 ГОСТ 26633-2015 "Межгосударственный стандарт. Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия" по показателям качества бетоны подразделяют:

- по морозостойкости: на марки по первому базовому методу: F150, F175, F1100, F1150, F1200, F1300, F1400, F1500, F1600, F1800, F11000; на марки по второму базовому методу: F2100, F2150, F2200, F2300, F2400, F2500.

Таким образом, требования к показателю "Марка бетона по морозостойкости" товара "Бетон тяжелый мелкозернистый" установлены заказчиком, уполномоченным учреждением не в соответствии с требованиями ГОСТ 26633-2015. При этом заказчиком, уполномоченным учреждением в аукционную документацию не включено обоснование необходимости использования при составлении описания требований к товару "Бетон тяжелый мелкозернистый" противоречащих ГОСТ 26633-2015 требований.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия пришла к выводу о том, что вышеуказанные действия заказчика, уполномоченного учреждения при установлении требований к товарам, являющимся объектом закупки, не соответствуют пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Комиссия приняла во внимание тот факт, что на момент рассмотрения жалобы по существу аукционной комиссией уполномоченного учреждения были рассмотрены первые части заявок на участие в электронном аукционе, оформлен и размещен в единой информационной системе Протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе. Изучив содержание указанного протокола, Комиссия выявила, что ни одна из поданных заявок не была отклонена аукционной комиссией от участия в электронном аукционе по причине предоставления несоответствующих требованиям аукционной документации сведений о товарах "Бетон тяжелый мелкозернистый", "Арматура стальная горячекатаная гладкого и поперечного профиля".

Таким образом, выявленные нарушения заказчиком, уполномоченным учреждением требований Закона о контрактной системе не повлияли и не могут повлиять на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Доказательства обратного у Комиссии отсутствуют.

В связи с вышеуказанным, Комиссия посчитала возможным в рассматриваемом случае предписание об устранении выявленных нарушений заказчику, уполномоченному учреждению не выдавать.

В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Во исполнение части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации вынесено Постановление от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ от 15.05.2017 N 570).

Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 утверждены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

Также Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлено, что:

а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;

б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:

не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;

не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.;

в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2017 г. N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063".

При этом из положений аукционной документации следует, что описание объекта закупки изложено заказчиком, уполномоченным учреждением в части II "Техническое задание" аукционной документации (далее - Описание объекта закупки). И содержания указанного раздела следует, что основная задача ремонта состоит в устранении дефектов и восстановлении параметров тротуаров и бортовых камней улично-дорожной сети. В соответствии с Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 N 402, данные работы относятся к подпункту д) пункта 2, подпункту в) пункта 4 раздела III "Классификация работ по ремонту автомобильных дорог".

Объектом производства работ является выполнение работ по ремонту тротуаров и бортовых камней улично-дорожной сети муниципального образования город Норильск. Состав работ предусматривает демонтаж существующего бортового камня и покрытия тротуаров; разработку грунта, устройство подушки основания; устройство бортового камня; окраску бордюрного камня; устройство покрытия тротуаров из брусчатки и асфальтобетона.

Комиссия обращает внимание на то, что Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог утверждена Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 (далее - Классификация). Классификация распространяется на автомобильные дороги, расположенные на территории Российской Федерации (далее - автомобильные дороги) и устанавливает состав и виды работ, выполняемых при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог (далее - дорожные работы), и предназначена для использования при планировании объемов дорожных работ, в том числе при их проектировании и формировании программ дорожных работ на краткосрочный и среднесрочный периоды.

В соответствии с пунктом 5 Классификации виды работ, предусмотренные частью II "Техническое задание" аукционной документации, отнесены к работам, выполняемым при текущем ремонте автомобильных дорог.

Поскольку объект закупки согласно описанию такого объекта (часть II "Техническое задание" аукционной документации), пояснениям заказчика, уполномоченного учреждения, образуют работы по текущему ремонту объектов улично-дорожной сети, и не относятся к работам по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, то действия заказчика, уполномоченного учреждения по неустановлению в аукционной документации требований в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.

На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате проведенной внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Административного регламента, Комиссия Красноярского УФАС России решила:

1. Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы по жалобе ООО "СТРОЙ ЛЕС" уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностных лиц заказчика.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Председатель Комиссии

О.П. Харченко

 

 

Члены Комиссии

Е.М. Хоменко

 

 

 

Е.А. Шмыгина

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 мая 2018 г. N 580


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.05.2018