Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 мая 2018 г. N ЭА-833/2018

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

рассмотрев жалобу ООО "ПроБаланс" (далее - Заявитель) на действия МБУЗ Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи при проведении электронного аукциона: "Дезинфицирующие средства" (извещение N0318300119418000488) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.

Заявитель обжалует положения аукционной документации. В п.5, п.13 Технического задания установлены требования к показателям нарушающие п.1), п.2) ч.1 ст.64; п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

Представители уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились. Документация разработана в соответствии с Законом о контрактной системе.

Рассмотрев представленные материалы, выслушав пояснения, Комиссия пришла к следующим выводам.

Уполномоченным органом - управлением закупок администрации МО г. Краснодар проводился электронный аукцион: "Дезинфицирующие средства" (извещение N0318300119418000488). Заказчик - МБУЗ Краснодарская городская клиническая больница скорой медицинской помощи.

Начальная (максимальная) цена контракта - 16 660 710,15 руб.

Согласно п.1) ч.3 ст.66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию: при заключении контракта на поставку товара:

а) согласие участника такого аукциона на поставку товара в случае, если этот участник предлагает для поставки товар, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, и (или) такой участник предлагает для поставки товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией;

б) конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе указано, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Из пояснений представителя Заказчика следует, что для более детального описания товара, отвечающего требованиям заказчика, помимо показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, использовались показатели, требования, условные обозначения и терминология, применяемые производителями в технической документации и на официальных сайтах.

Во исполнение требований, предусмотренных п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, в документации об электронном аукционе (Техническое задание) содержится обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Требования к поставляемому товару определяются не возможностями конкретного поставщика, а потребностями лечебного учреждения. При формировании требований к поставляемому товару определяется соответствие запрашиваемого товара потребностям Заказчика.

При разработке требований Заказчиком изучался рынок дезинфицирующих средств, в том числе свидетельства о регистрации, инструкции по применению дезинфицирующих средств, и в соответствии с требованиями Санитарных правил, регламентирующих использование дезинфицирующих средств в медицинской деятельности (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 N 58 (ред. от 10.06.2016) "Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность" (вместе с "СанПиН 2.1.3.2630-10. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...") (далее - Санитарные правила).

Документация электронного аукциона содержит Раздел 8 "Техническое задание. Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены функциональные, технические, качественные характеристики товара, входящего в объект закупки (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться эквивалентность/соответствие). При этом описание объекта закупки указания на товарный знак не содержит.

N
п/п

Наименование товара

Ед.
изм

Кол-во

Наименование показателя, ед. изм. показателя

Описание, значение

5

Дезинфицирующее средство

шт

60

Описание:

готовый раствор

Назначение:

для уничтожения чесоточных клещей и вшей на одежде и постельных принадлежностей людей, пораженных чесоткой и педикулезом, а также для дезинсекции помещений и предметов обстановки в очагах педикулеза и чесотки

Действующие вещества:

эсдепаллетрина %

не менее 0,315

пиперонилбутоксида %

не менее 2,52

Одна штука соответствует одному флакону

наличие

Объем средства во флаконе, гр

не менее 125

Упаковка

флакон с распылителем

13

Дезинфицирующее средство

флак

2 500

Описание:

Концентрированный раствор

Назначение:

 

Дезинфекции и мытья поверхностей в помещениях, жесткой и мягкой мебели, напольных покрытий и обивочных тканей, предметов обстановки, поверхностей аппаратов, приборов, санитарно-технического оборудования, белья, посуды (в том числе одноразовой и лабораторной), предметов для мытья посуды, предметов ухода за больными, предметов личной гигиены в ЛПУ (включая клинические, диагностические и бактериологические лаборатории, отделения неонатологии, роддома, палаты новорожденных), в инфекционных очагах при проведении текущей, заключительной и профилактической дезинфекции

наличие

Дезинфекции кувезов и приспособлений к ним, комплектующих деталей наркозно-дыхательной аппаратуры, анестезиологического оборудования, датчиков к аппаратам УЗИ

наличие

Из пояснений представителей уполномоченного органа, Заказчика следует, что разные виды дезинфицирующих средств, указанные в технической части аукционной документации необходимы учреждению в связи с тем, что основной функцией МБУЗ КГК БСМП является лечебная деятельность (в том числе оказание скорой медицинской помощи). МБУЗ КГК БСМП является многопрофильным учреждением в составе больницы более 40 стационарных отделений, в том числе 7 экстренных операционных блоков, 5 реанимационных отделений. Условия оказания медицинской помощи в экстренной форме требуют соблюдения особого порядка дезинфекции, который невозможен без применения дезинфицирующих средств, обладающих определенными характеристиками, в том числе указанными в Техническом задании.

Так, по п.5 Технического задания требуются к поставке дезинфицирующее средство, отвечающее требованиям Санитарных правил и применяемое для уничтожения чесоточных клещей и вшей на одежде и постельных принадлежностях людей, пораженных педикулезом и чесоткой, а также для дезинсекции помещений и предметов обстановки в очагах педикулеза и чесотки.

В связи со спецификой лечебного учреждения (Больница скорой медицинской помощи), медицинские услуги оказываются пациентам без определенного места жительства.

Согласно СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность", очаговая дезинфекция проводится при выявлении источника инфекции (больные, носители) в стационарах (отделениях), амбулаторно-поликлинических организациях любого профиля с учетом эпидемиологических особенностей инфекции и механизма передачи ее возбудителя.

Целью очаговой дезинфекции является предупреждение распространения возбудителей инфекций от больных (носителей) с их выделениями и через объекты, имевшие контакт с больными в стационаре (отделении) и за его пределами.

При очаговой дезинфекции обеззараживаются различные объекты, имеющие эпидемиологическое значение в передаче возбудителя; проводится гигиеническая обработка рук медицинского персонала, полная или частичная обработка кожных покровов больных и персонала; дезинсекция и дератизация.

Очаговая дезинфекция осуществляется в формах текущей и заключительной очаговой дезинфекции.

Текущая очаговая дезинфекция объектов внутрибольничной среды в окружении больного проводится с момента выявления у больного внутрибольничной инфекции и до выписки (или перевода в другое отделение/стационар).

В ходе текущей очаговой дезинфекции проводится систематическое обеззараживание потенциально контаминированных выделений больного и всех объектов внутрибольничной среды, с которыми больной имел контакт: изделий медицинского назначения, предметов ухода, посуды, белья, поверхностей в помещениях, в том числе мебели и оборудования, обеззараживание медицинских отходов классов Б и В, дезинсекция и дератизация.

Заключительная очаговая дезинфекция проводится после выписки, смерти или перевода больного в другое отделение или стационар с целью обеззараживания объектов внутрибольничной среды, с которыми он контактировал в процессе пребывания в стационаре.

В ходе заключительной очаговой дезинфекции: обеззараживаются поверхности помещений, в которых находился больной, и места общего пользования; поверхности оборудования и приборов; изделия медицинского назначения; предметы ухода за больным, медицинские отходы; обеззараживаются в дезинфекционных камерах постельные принадлежности, нательное белье и вещи больного, выдаваемые ему перед выпиской; обеззараживается санитарный транспорт, перевозивший больного; проводится полная или частичная санитарная обработка кожных покровов больных перед выпиской; проводятся дезинсекция и дератизация.

Одним из важных аспектов соблюдения санитарно - эпидемиологического режима в медицинском учреждении является использование качественных дезинфицирующих средств, которые в процессе их использования учреждения доказали свою эффектность и надежность, которое имеет огромное значение с целью предупреждения распространения инфекционных заболеваний и инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП). Следующий немаловажный момент - процесс короткой экспозиции, которая обеспечивает быструю, надежную и качественную дезинфекцию в процессе оказания медицинской помощи, защищает пациентов и медицинский персонал от различного рода инфекций.

В целях сокращения времени обеззараживания, обработки соответствующих поверхностей, необходимо использовать готовое к применению средство. Несомненным преимуществом являются средства в виде спрея, в том числе используемые для того, чтобы не подвергать вещи пациентов и постельные принадлежности дезкамерной обработке, которая приводит к их повреждению. Заказчиком при описании объекта закупки использовались инструкции к препаратам, имеющим необходимые свойства, и ранее успешно использовались в деятельности Заказчика.

По п.13 Технического задания требуются к поставке дезинфицирующее средство, отвечающее требованиям Санитарных правил и применяемое для обеззараживания различного вида поверхностей, включая медицинскую аппаратуру, медицинские отходы, изделий медицинского назначения, санитарного транспорта и транспорта для перевозки пищевых продуктов, проведения генеральных уборок в ЛПУ и т.д.

Заказчиком не были установлены какие-либо особые требования к товару, не предусмотренные Законом о контрактной системе. При подготовке технического задания Заказчиком в соответствии с нормами Закона о размещении заказов были сформулированы требования к товару, которые отражают потребность лечебного учреждения в дезинфицирующих средствах для использования их в рамках технологического процесса по поддержанию санитарно-противоэпидемического режима. Среди этих требований - активно действующие вещества, микробиологическая активность, возможность применения средства для выполнения определенных манипуляций, экономическая составляющая и т.п.

Требования к химическому составу прописаны подобным образом в связи с тем, что препараты, обладающие более низкой концентрацией действующих веществ, либо более высокой их концентрацией, при их использовании в лечебном учреждении, с учетом специализации МБУЗ КГК БСМП не привели к нужному заказчику микробоцидному эффекту. Требования, установленные в порядковом номере 13 технического задания, определены потребностями Заказчика, а именно:

1- Аминопентандиовая кислота (глутаминовая), % не менее 0,19

Соль тетранатрия, N, N-диуксусной кислоты, % не менее 0,19

усиливает действия остальных действующих веществ, и в результате чего используются растворы в концентрации от 0,15% до 2%, а это ведет к экономии дезинфицирующих средств, денежных средств заказчика.

Вместе с тем, данные вещества (1- Аминопентандиовая кислота (глутаминовая), Соль тетранатрия, N, N-диуксусной кислоты) не являются действующим веществом, а носят вспомогательный характер.

Кроме того, аналогичными характеристиками обладают несколько препаратов, имеющихся в свободной продаже в РФ, а именно: "ФлориСепт", "А-Дез", "АБАКТЕРИЛ" , "АКТОСЕД ПЛЮС".

Указанные заказчиком технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в там числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.

Заказчиком не были установлены какие-либо особые требования к товару, не предусмотренные Законом о контрактной системе. При подготовке технического задания Заказчиком в соответствии с нормами Закона о размещении заказов были сформулированы требования к товару, которые отражают потребность лечебного учреждения в дезинфицирующих средствах для использования их в рамках технологического процесса по поддержанию санитарно-противоэпидемического режима. Среди этих требований активно действующие вещества, срок годности концентрата и готовых растворов, микробиологическая активность, возможность применения средства для выполнения определенных манипуляций, экономическая составляющая и т.п.

Требования к химическому составу прописаны подобным образом в связи с тем, что препараты, обладающие более низкой концентрацией действующих веществ, либо более высокой их концентрацией, при их использовании в лечебном учреждении, с учетом специализации данного ЛПУ, не привели к нужному Заказчику микробному эффекту.

Указанные технические характеристики дезинфицирующих средств максимально удовлетворяют потребностям Заказчика, что подтверждается отбором смывов на условно-патогенную микрофлору, которые показывают отрицательные результаты.

Анализ существующего товарного рынка позволяет сделать вывод о многочисленном наличии поставщиков, готовых участвовать в электронном аукционе на предложенных условиях и произвести поставку всех товаров, которые должным образом зарегистрированы на территории Российской Федерации в соответствии с требованиями заказчика. Данные товары не подлежат лицензированию, что позволяют любому юридическому или физическому лицу участвовать в аукционе.

В соответствии с поступившими коммерческими предложениями, положенными в обоснование начальной (максимальной) центы контракта, на рынке присутствуют еще как минимум три поставщика, готовых к поставке товаров, являющихся предметом торгов, характеристики которых отвечают требованиям, указанным в техническом задании документации об аукционе.

Таким образом, для данного вида товара существует функционирующий рынок, что свидетельствует о наличии неограниченной конкуренции среди поставщиков и соблюдении Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Заявителем не представлены доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при установлении вышеуказанных требований, а также свидетельствующие о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе. Также Заявителем не представлено доказательств, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.

Следовательно, участником закупки могло выступить любое лицо, в том числе и не являющееся производителем требуемого к поставке товара, готовое поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе и удовлетворяющий потребности Заказчика.

Документов, подтверждающих невозможность поставить товар необходимый Заказчику, Заявителем на рассмотренное Комиссии не предоставлено.

Таким образом, требования, указанные Заказчиком в Разделе 8 "Техническое задание. Описание объекта" документации по п.5, п.13 не противоречат Закону о контрактной системе.

Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "ПроБаланс" необоснованной.

2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N0318300119418000488).

 

Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 мая 2018 г. N ЭА-833/2018


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018