Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 мая 2018 г. N 1022

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:

 

- Шумилов А.А.

-

председатель комиссии, заместитель руководителя управления,

- Балабина Н.В.

-

член комиссии, заместитель начальника отдела контроля закупок,

- Смирнова Л.О.

-

член комиссии, ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок,

при участии:

 

 

 

- Турусовой Т.М.

 

- Угарова И.А.

-

 

-

представителя администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (доверенность от 14.05.2018 N 63),

представителя администрации городского округа город Выкса Нижегородской области (доверенность от 14.05.2018 N 63),

-Щеглова П.С.

-

представителя ООО "Дзержинскгоргаз" (доверенность от 14.05.2018 б/н),

рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Евграфова Дениса Андреевича (далее также - ИП Евграфов Д.А., заявитель) о нарушении администрацией городского округа города Выкса Нижегородской области (далее также - заказчик) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при определении подрядчика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ для обеспечения муниципальных нужд,

 

установила:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, города Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), номер извещения: 0132300008018000031.

По мнению заявителя, положения документации названного электронного аукциона не соответствуют требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе в сфере закупок).

На заседании комиссии Нижегородского УФАС России представители заявителя отсутствовали. Доказательства надлежащего извещения о времени и месте рассмотрения жалобы в материалах дела имеются.

Представители администрации городского округа города Выкса Нижегородской области присутствующие на заседании комиссии Нижегородского УФАС России с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, факт нарушения требований Закона о контрактной системе в сфере закупок не признали, считают жалобу ИП Евграфова Д. А. необоснованной, а требования, изложенные в ней, - не подлежащими удовлетворению.

Представитель заинтересованного лица - ООО "Дзержинскгоргаз" (участник закупки), присутствовавший на заседании Комиссии Нижегородского УФАС России, позицию и требования заявителя, изложенные в жалобе, поддержал в части доводов относительно описания объекта закупки (по отдельным позициям) с нарушением требований законодательства о контрактной системе.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, исследовав имеющиеся в деле материалы и осуществив внеплановую проверку рассматриваемой закупки в соответствии с требованиями части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утверждённого приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее также - Административный регламент), пришла к следующим выводам.

1) 20.04.2018 в Единой информационной системе и на электронной площадке www.etp-ets.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, города Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), номер извещения: 0132300008018000031, и документация об электронном аукционе.

Заказчиком данной закупки выступает администрация городского округа город Выкса Нижегородской области.

Предметом данной закупки является выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, города Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), с начальной (максимальной) ценой контракта - 33 623 595,08 рублей.

Оператором электронной площадки является национальная электронная площадка.

2) Согласно части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, среди прочего, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона.

Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация, среди прочего, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 названого Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В соответствии со статьей 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, среди прочего, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 названного Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроках поставки товара или завершения работ либо график оказания услуг.

Частью 1 статьи 64, пунктами 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Описание объекта закупки определено заказчиком в извещении, разделе II документации.

Требования к показателям товаров, используемых при выполнении работ, установлены в отдельно размещенном файле.

Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по ряду требований к товарам, используемым при выполнении работ заказчик установил значения показателей, определяемых только по результатам испытаний, так, например, по позиции: "пескоцемент" заказчиком установлены требования к таким показателям как, например: содержание цемента, морозостойкость, циклов попеременного замораживания и оттаивания, стойкость к температурам, жизнеспособность раствора, плотность, температура эксплуатации и т.д.; по позиции "песок" заказчиком установлены требования к таким показателям как, например: истинная плотность зерен песка, размер истинной плотности зерен песка и т.д.; по позиции "стойка опоры" заказчиком установлены требования к таким показателям как, например: класс бетона по прочности на сжатие, и так далее по ряду иных позиций.

Изложенное указывает на невозможность указания конкретных показателей по данным позициям участниками в своих заявках ввиду отсутствия на момент подачи заявки товаров и отсутствия необходимости иметь таковые при подаче заявок.

Следовательно, заказчик нарушил требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание изложенным в документации образом требований к товарам, используемым при выполнении работ, фактически влечет за собой ограничение количества участников закупки, а также не позволяет определить соответствие предлагаемых к использованию товаров потребностям заказчика на стадии рассмотрения заявок, а также при приёмке работ (без проведения дополнительно соответствующих испытаний).

Данная позиция подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 NИА/44536/16.

Каких-либо доказательств необходимости описания объекта закупки подобным образом документация не содержит, и при рассмотрении жалобы такие доказательства также не представлены.

3) Кроме того, Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции "трубы стальные электросварные. ГОСТ 10704" установлены, среди прочего следующие показатели "толщина стенки трубы наружным диаметром 159 мм и 273 мм, не менее 4,5"; "теоретическая масса 1 м трубы наружным диаметром 159 мм, кг не должна быть менее 22,64".

Вместе с тем согласно требованиям ГОСТ 10704-91 с учетом параметров, истребуемых заказчиком, теоретическая масса 1 м трубы наружным диаметром 159 мм и толщиной стенки 4,5 мм составляет 17, 15 кг; по массе 22,64 кг и более согласно названному ГОСТу соответствует труба наружным диаметром 159 мм с толщиной стенки 6 мм и более.

Также Комиссией Нижегородского УФАС России установлено, что по позиции "уголок стальной ГОСТ 8509" заказчиком установлено требование к показателю "номер уголка 2,5", "размер полки по ширине не менее 24 мм", "толщина полки не менее 2,4 мм".

Вместе с тем согласно требованиям ГОСТ 8509-93 с учетом параметров, истребуемых заказчиком для уголка номер 2,5 размер полки по ширине составляет 25 мм, толщина полки должна составлять 3 или 4 мм.

Таким образом, разработав документацию об электронном аукционе подобным образом и не включив в нее обоснование необходимости использования показателей, отличных от ГОСТа, заказчик нарушил часть 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

Изложенное свидетельствует об обоснованности жалобы заявителя в рассматриваемых частях.

4) По мнению заявителя, заказчиком нарушена часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в части отсутствия в документации показателей, позволяющих определить соответствие закупаемых товаров, работ услуг относительно позиции "неразъемное соединение полиэтилен-сталь (НСПС) 63х57 и 160х159 и 90х89 и 315х273) в части отсутствия разъяснений показателя "длина Lc, м", "длина L1, мм".

Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что рассматриваемый довод заявителя несостоятелен ввиду несоответствия действительности, поскольку в документация содержит рисунок 1 с обозначением названных показателей. Кроме того, в требованиях к характеристикам по данной позиции установлено, среди прочего, что вид должен соответствовать рисунку 1.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы заявителя в рассматриваемой части.

5) Также Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что доводы заявителя относительно невозможности определения срока действия банковской гарантии признаются несостоятельными в виду несоответствия действительности. Требования к сроку действия банковской гарантии не противоречат законодательству о контрактной системе.

Изложенное свидетельствует о необоснованности жалобы ИП Евграфова Д.А. в рассматриваемых частях.

6) В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Подпунктом а) пункта 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных названным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.

Названным постановление предусмотрены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, в перечень которых, среди прочего, входят земляные работы, устройство наружных сетей газоснабжения, работы по монтажу технологического оборудования, работы по устройству наружных электрических сетей.

Возможные виды и объём работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в документации об электронном аукционе установлены пунктом 2.3 раздела II документации, а именно:

N п/п

Виды работ *

Объем работ, руб.

1

Земляные работы

5 043 539,26

2

Устройство наружных сетей газоснабжения

16 811 797,54

Что не противоречит действующему законодательству о контрактной системе.

Довод заявителя относительно неправомерного невключения в документацию работ по монтажу технологического оборудования а также по устройству наружных электрических сетей, входящих, среди прочего, в состав работ, являющихся объектом закупки (согласно локально сметным расчетам) и в перечень утвержденный названным Постановлением признается несостоятельным, поскольку действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит императивного требования о включении в документацию об осуществлении закупки каждого предполагаемого к выполнению вида работ, входящего в названный перечень.

Таким образом, жалоба заявителя признается необоснованной в рассматриваемой части.

7) 08.05.2018 аукционной комиссией рассмотрены первые части заявок участников закупки, поданные для участия в электронном аукционе. Результаты данной процедуры зафиксированы в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.05.2018 N0132300008018000031-1-1.

В соответствии с названным протоколом до окончания указанного в извещении срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступило 5 заявок на участие в электронном аукционе, которым оператором электронной площадки присвоены порядковые номера с 1 по 5 соответственно.

Согласно протоколу от 08.05.2018 N0132300008018000031-1-1 участнику закупки, подавшему заявку под порядковыми номерами 3, 4, 5, отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

Согласно части 3 статьи 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 названной статьи.

В силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нём в случае:

- непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

- несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 названного Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с подпунктом б) пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 названной части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Как установлено Комиссией Нижегородского УФАС России, участникам, подавшим заявки под порядковыми номерами 5 и 4, отказано в допуске к участию в электронном аукционе по следующему основанию: "пункт 1 части 4 статьи 67 (непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ, или предоставления недостоверной информации)), по причине не соответствия поданной заявки требованиям документации, а именно: заявка участника по пункту "Пескоцемент" не содержит конкретного предложения относительно морозостойкости изделия (указано 50 циклов и 100 циклов)".

Анализ первых частей заявок под порядковыми номерами 4 и 5 показал, что участником закупки по позиции "Пескоцемент" содержат конкретные показатели соответствующие требованиям документации (с учетом инструкции по заполнению заявки) и Законодательству о контрактной системе относительно характеристик: "морозостойкость, циклов попеременного замораживания и оттаивания", а именно указано: "50" (требование документации: "не менее 50"); относительно характеристики "марка по морозостойкости, F" указано: "100" (требование документации: F 150), при этом наличия взаимосвязи между приведенными показателям со ссылкой на нормативно-технические документы не представлены.

При этом Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что указанное в протоколе основание само по себе неверно, поскольку значение "100 циклов" в заявках отсутствует.

Таким образом, аукционная комиссия заказчика, отказав в допуске к участию в электронном аукционе участнику, подавшему заявку под порядковыми номерами 4 и 5 по основаниям, указанным в протоколе, нарушила требования частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Кроме того, Комиссия Нижегородского УФАС России, осуществив анализ первых частей заявок под порядковыми номерами 1 и 2, установила, что участниками закупки по позиции 12 "Задвижка" (в части характеристики расхода эмаль указано значение показатель "температура рабочей среды" в сопровождении словосочетания "в диапазоне") и позиции 3 "эмаль" (в части характеристики "расхода эмали" указано значение в сопровождении словосочетания "в диапазоне"), согласно которой указанное словосочетание необходимо исключить из наименования и значения показателей.

Таким образом, аукционная комиссия заказчика, допустив к участию в электронном аукционе участников закупки, подавших заявки под порядковыми номерами 1 и 2, нарушила требования частей 3, 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

11.05.2018 состоялся аукцион, о чем составлен протокол проведения электронного аукциона от 11.05.2018 N0132300008018000031-2-1.

8) По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать заказчику, единой комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, нарушения заказчиком требований части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушение аукционной комиссией требований частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, в данном случае могут быть устранены путём отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения электронного аукциона (номер извещения 0132300008018000031) и повторного проведения аукционных процедур, начиная со стадии рассмотрения первых частей заявок. В связи с этим аукционной комиссии выдаётся соответствующее предписание.

Также возникает необходимость в выдаче предписания оператору электронной площадки (Национальная электронная площадка) об обеспечении возможности заказчику и его аукционной комиссии совершения действий указанных в предписании.

С учётом изложенного, руководствуясь частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок

 

решила:

 

1. Признать жалобу ИП Евграфов Д.А. о нарушении администрацией городского округа города Выкса Нижегородской области при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, города Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), номер извещения: 0132300008018000031, обоснованной в части ненадлежащего описания объекта закупки по отдельным позициям.

2. В остальной части жалобу ИП Евграфов Д.А. о нарушении заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по строительству распределительных газопроводов высокого и низкого давления с установкой ПРГ села Нижняя Верея, города Выкса Нижегородской области (два этапа строительства), номер извещения: 0132300008018000031, признать необоснованной.

3. Признать заказчика нарушившим требования части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.

4. Признать аукционную комиссию нарушившей требования частей 3 и 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

6. Выдать заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки (Национальная электронная площадка www.etp-ets.ru) предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

7. Передать уполномоченному должностному лицу Нижегородского УФАС России материалы дела для рассмотрения вопроса о возможности возбуждения административного производства по признакам совершения административных правонарушений, предусмотренных частями 2 и 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель комиссии А.А. Шумилов

 

Члены комиссии Н.В. Балабина

 

Л.О. Смирнова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 15 мая 2018 г. N 1022


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 18.05.2018