Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 мая 2018 г. N 1870/2

 

Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 07.05.2018 N 166 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "КоролСтрой" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - Управления строительства, транспорта, ЖКХ и топливно -энергетического комплекса администрации Ракитянского района, уполномоченного органа - администрации Ракитянского района, в отсутствие представителей заявителя - ООО "КоролСтрой" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 325-18-Т по жалобе ООО "КоролСтрой" на положения документации при проведении электронного аукциона на выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области (Завершение работ) (закупка N 0126300033818000114) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "КоролСтрой" на положения документации об Электронном аукционе.

Из жалобы ООО "КоролСтрой" следует:

1. Требования, содержащиеся в документации об Электронном аукционе, не соответствуют требованиям Постановления N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

2. При проведении Электронного аукциона заказчик не разместил в ЕИС в полном объеме проектную документацию. Отсутствие проектно-сметной документации в полном объеме в составе документации означает, что заказчик не установил требования к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта, а также лишил участника закупки возможности обоснованно сформировать свое предложение.

3. В пункте 4.19 проекта контракта к подрядчику установлено требование: "Привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 процентов от цены контракта".

В извещении об электронном аукционе данное требование не установлено.

При указанных обстоятельствах, заказчик неправомерно установил данную обязанность подрядчика в проекте контракта.

4. Заказчик в пункте 4.23 проекта контракта неправомерно установил следующее требование: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Заказчик - управление строительства, транспорта, ЖКХ и топливно-энергетического комплекса администрации Ракитянского района представил письменное возражение на жалобу ООО "КоролСтрой".

На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении на жалобу ООО "КоролСтрой".

Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "КоролСтрой", возражение заказчика, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.

На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 19.04.2018 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.

Объект закупки - выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского райцона Белгородской области (Завершение работ).

Начальная (максимальная) цена контракта - 10 947 400,00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО "КоролСтрой" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.

1. Согласно части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 установлены: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" пункта 2 Постановления N 570, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 года.

Таким образом, Правительство Российской Федерации установило виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Объектом закупки является выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области (Завершение работ).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5.12 раздела 5 главы 2 "Информационная карта аукциона" документации об Электронном аукционе Подрядчик должен предоставить перечень конкретных видов и объемов работ по объекту: "Дополнительные работы по капитальному ремонту детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области (Завершение работ)" из числа видов работ и объемов работ, исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту. В совокупном стоимостном выражении такие работы должны составлять не менее 15% цены Контракта.

Указанные сведения предоставляются по форме согласно Приложению N1 "Виды и объемы работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно" Контракта.

Из пункта 2.6 проекта контракта следует, что конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных документацией о проведении электронного аукциона, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года N570, которые в соответствии с пунктом 1.6 настоящего контракта подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по настоящему контракту определяются по предложению подрядчика, и включаются в приложение N1 "Виды и объемы работ которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно" к настоящему Контракту, и исходя из сметной стоимости этих работ, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 15 процентов от цены Контракта.

В связи с тем, что объектом закупки является капитальный ремонт, то требования, содержащиеся в проекте контракта, не соответствуют требованиям Постановления N 570 и нарушают часть 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

Из изложенного следует, что первый довод жалобы ООО "КоролСтрой" является обоснованным.

2. Согласно подпункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна среди прочего содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Состав проектной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.

Из анализа Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию следует, что проектная документация состоит из текстовой части, которая содержит сведения в отношении объекта капитального строительства, описание принятых технических и иных решений, пояснения, ссылки на нормативные и (или) технические документы, используемые при подготовке проектной документации и результаты расчетов, обосновывающие принятые решения; из графической части, которая отображает принятые технические и иные решения и выполняется в виде чертежей, схем, планов и других документов в графической форме, иными словами содержит требования к результату выполняемых работ.

Согласно пункту 7 Положения необходимость разработки требований к содержанию разделов проектной документации, наличие которых согласно настоящему Положению не является обязательным, определяется по согласованию между проектной организацией и заказчиком такой документации.

Разделы 6, 11, 5 и 9 проектной документации, требования к содержанию которых устанавливаются соответственно пунктами 23, 27(1) - 31, 38 и 42 настоящего Положения, разрабатываются в полном объеме для объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично за счет средств соответствующих бюджетов. Во всех остальных случаях необходимость и объем разработки указанных разделов определяются заказчиком и указываются в задании на проектирование.

Предметом исследуемой закупки является выполнение дополнительных работ по капитальному ремонту детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области (Завершение работ).

На заседании Комиссии представители заказчика представили положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2017 N 31-1-1738-17 по объекту: капитальный ремонт детского сада N3, п. Ракитное Ракитянского района Белгородской области (Завершение работ).

Из государственной экспертизы следует, что для экспертизы представлена сметная документация и дефектные ведомости.

Таким образом, заказчиком была разработана проектная документация, состоящая из текстовой части.

Представитель заказчика подтвердил, что проектная документация состоит из текстовой части, которая размещена в составе документации об Электронном аукционе в ЕИС.

При указанных обстоятельствах второй довод жалобы ООО "КоролСтрой" является необоснованным.

3. В соответствии с частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 6 статьи 30 Закона о контрактной системе условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 статьи 30 Закона о контрактной системе, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

Из пояснений представителя заказчика на заседании Комиссии следует, что в соответствии с извещением и положениями документации об Электронном аукционе условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций не предусмотрено.

Вместе с тем из проекта контракта следует, что подрядчик обязан привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - субподрядчики, соисполнители) в объеме 15 процентов от цены контракта (пункт 4.19).

Таким образом, заказчик, включив в проект контракта условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций при условии отсутствия такого требования в извещении, нарушил часть 6 статьи 30 Закона о контрактной системе.

Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При указанных обстоятельствах третий довод жалобы ООО "КоролСтрой" является обоснованным.

4. В соответствии с частью 7 статьи 30 Закона о контрактной системе типовые условия контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций могут устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Пунктом 5 Типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций" (далее - Постановление N 1466) установлен срок оплаты поставленных субподрядчиком, соисполнителем товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, отдельных этапов исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 15 рабочих дней с даты подписания поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

В соответствии с пунктом 4.23 проекта контракта заказчиком установлено следующее требование: "Оплачивать поставленные субподрядчиком, соисполнителем товары, выполненные работы (ее результаты), оказанные услуги, отдельные этапы исполнения договора, заключенного с таким субподрядчиком, соисполнителем, в течение 30 дней с даты подписания подрядчиком документа о приемке товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения договора.

Учитывая отсутствие в извещении ограничений в отношении участников закупок, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, Комиссия приходит к выводу, что пункт 4.23 проекта контракта не противоречит требованиям закона о контрактной системе.

При указанных обстоятельствах четвертый довод жалобы ООО "КоролСтрой" не нашел своего подтверждения.

Нарушения, выявленные при рассмотрении первого и третьего доводов жалобы ООО "КоролСтрой", установлены при рассмотрении жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" на положения документации об Электронном аукционе (дело N 324-18-Т), по результатам рассмотрения которой выдано предписание N 44 от 14.05.2018 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Материалы дела направлены должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.

 

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "КоролСтрой" обоснованной в части доводов 1 и 3 жалобы.

2. Признать в действиях заказчика, уполномоченного органа нарушения части 6 статьи 30, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

3. Предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать в связи с тем, что предписание N 44 от 14.04.2018 об устранении нарушений части 12 статьи 21, части 6 и части 7 статьи 30, части 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд выдано по результатам рассмотрения жалобы ООО "ОПТ-СНАБ" на положения документации об Электронном аукционе (дело N 324-18-Т).

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 14 мая 2018 г. N 1870/2


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.05.2018