Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2018 г. N 44-2540/18

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:

 

в присутствии представителей:

ГБДОУ детский сад N 136 Выборгского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):

 

ООО "Спика-Строй" (далее - Заявитель):

 

рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 11979-ЭП/18 от 11.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на капитальный ремонт системы водоснабжения, отопления и канализации здания Заказчика по адресу: Северный пр., д. 10, к. 3, лит. А (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведении аукциона размещено 08.02.2018 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения N 0372200220418000001. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 999 325,46 рублей.

В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе в части отказа в допуске к участию в аукционе первой части его заявки.

Заказчик считает жалобу необоснованной.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.

В соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не предусмотренным ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.05.2018 N0372200220418000001-4 первой части заявки Заявителя (порядковый номер 40) отказано в допуске к участию в аукционе по следующим основаниям: "на основании п.2 ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ. (В заявке указаны недостоверные сведения об объекте закупки: П. 41 "Клапаны" в заявке указано: "Номинальное давление Рном 16,0 кгс/см2 Назначение: для трубопроводов тепловых электростанций и других энергетических установок на рабочее максимальное избыточное давление Рр 16 МПа и максимальной температурой рабочей среды (горячая вода, водяной пар) tmax 350 0C". Согласно ГОСТ Р 53402-2009, ГОСТ 356-80 Номинальному давлению Рном 16,0 кгс/см2 tmax 350 0C соответствует рабочее максимальное избыточное давление Рр 11 МПа. В заявке указаны неконкретные сведения об объекте закупки: П.43 "Термометр" в заявке указано: "Диапазон температур не уже 0_150 0С." В соответствии с ГОСТ 9871-75 Таблица 1 диапазон температур измерения прибора имеет конкретные верхнюю и нижнюю границу измерения. П.42 "Манометр" в заявке указано: "Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний, диапазон шкалы не уже от 0 до 25%: 1,0 %. Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний , диапазон шкалы не уже от 25 до 75% 1,0 %. Согласно ГОСТ 2405-88 Табл.2 диапазон шкалы имеет конкретные верхнюю и нижнюю границу измерения.).".

В соответствии с пп. б) п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работ или оказание услуг должна содержать: согласие, предусмотренное п. 2 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Требования к конкретным показателям товаров установлены Заказчиком в Приложении N 2 к Техническому заданию.

Согласно п. 41 "Клапаны" Заказчиком установлено: "Номинальное давление Рном от 16,0 до 25,0 кгс/см2. Назначение: для трубопроводов тепловых электростанций и других энергетических установок на рабочее максимальное избыточное давление Рр до 40 МПа и максимальной температурой рабочей среды (горячая вода, водяной пар) tmax до 450 оC.".

Заявителем в первой части заявки представлено: "Номинальное давление Рном 16,0 кгс/см2 Назначение: для трубопроводов тепловых электростанций и других энергетических установок на рабочее максимальное избыточное давление Рр 16 МПа и максимальной температурой рабочей среды (горячая вода, водяной пар) tmax 350 оC".

Согласно выводам аукционной комиссии Заказчика первая часть заявки Заявителя по показателю рабочего максимального избыточного давления не соответствует ГОСТ Р 53402-2009, ГОСТ 356-80.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Инструкция установлена Заказчиком в разделе 5 Части III документации, согласно которой установлено: "ГОСТ 24856-2014 " Арматура трубопроводная. Термины и определения", ГОСТ 26349-84 "Соединения трубопроводов и арматура. Давления номинальные. Ряды" (с Изменениями N 1, 2, 3), ГОСТ 28338-89 "Соединения трубопроводов и арматура. Номинальные диаметры. Ряды" (с Изменениями N 1, 2), товар N41 должен соответствовать указанным стандартам.".

Таким образом, документация о закупке по п. 41 Приложения N 2 к Техническому заданию не содержит требование о соответствии товара ГОСТ Р 53402-2009, ГОСТ 356-80.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Комиссия УФАС приходит к выводу, что в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе Заказчик в документации о закупке обязан устанавливать стандартные показатели товаров, требования к товарам, работам, услугам.

В соответствии с п. 2 письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 в случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

Так, например, если показатель в Стандарте определен любым допустимым значением от 10 до 20 единиц, то значения, содержащиеся в документации, извещении о закупке и в отношении которых участники закупки делают свое предложение, не должны:

1) позволять участникам закупки указать в своих заявках значения, которые противоречат требованиям Стандарта, например значение - 5 единиц;

2) вводить участников закупки в заблуждение, предусматривая в документации значения, например от 10 до 30 единиц, которые впоследствии могут рассматриваться комиссией заказчика по осуществлению закупок, как соответствующие значениям документации, извещения о проведении закупки, но в свою очередь противоречащие требованиям Стандарта, что повлечет отклонение заявки участника закупки.

Таким образом, на основании письма ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16, норм Закона о контрактной системе Комиссия УФАС приходит к выводу, что законодательством о контрактной системе не установлена обязанность Заказчика по указанию в документации о закупке на соответствие товара государственному стандарту, при этом требования к показателям должны быть стандартными для данного вида товара. При отсутствии в документации о закупке требования о соответствии товара государственному стандарту, которому не соответствует, по мнению аукционной комиссии Заказчика, предлагаемый участником товар, участник закупки вправе предложить товар, соответствующий требованиям документации о закупке к конкретным показателям товаров, который произведен на основании иной нормативно-технической документации.

Следовательно, несоответствие первой части заявки государственному стандарту, требования о соответствии которому не установлено в документации о закупке, не может являться основанием для отказа в допуске к участию в аукционе.

Согласно п. 43 "Термометр" Заказчиком установлено: "Диапазон температур не уже 0_150 оС.". По п. 45 "Манометр" Заказчиком установлено: "Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний, диапазон шкалы не уже от 0 до 25%: не более 1,5 %. Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний, диапазон шкалы не уже от 25 до 75% не более 1,5 %.".

Заявителем по п. 43 представлено: "Диапазон температур не уже 0_150 0С". По п. 42 Заявителем представлено: "Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний, диапазон шкалы не уже от 0 до 25%: 1,0 %. Предел допускаемой основной погрешности от диапазона показаний, диапазон шкалы не уже от 25 до 75% 1,0 %.".

Согласно инструкции Заказчиком указан следующий порядок заполнения: "; требование "не уже диапазона" , в том числе с применением словосочетаний "должен(-на)(-ны) (-но) быть", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть", означает, что в заявке  указывается диапазонный показатель,  без применения словосочетаний  "не уже диапазона", "должен(-на)(-ны) (-но) быть", "не должен(-на)(-ны) (-но) быть", при этом нижнее значение предоставляемого диапазонного значения должно быть менее установленного значения или равно установленному значению, а верхнее значение должно быть более верхнего установленного значения или равно верхнему установленному значению.

Во всех случаях, не предусмотренных разделом 4.2. настоящей инструкции, показатели и характеристики изменению не подлежат.".

Таким образом, инструкция не содержит порядок заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слов "не уже" без использования слова "диапазона".

Следовательно, Заявитель в соответствии с требованиями инструкции представил значение показателя диапазона температур по п. 43 Приложения N 2 к Техническому заданию в соответствии с требованиями инструкции. К аналогичным выводам в связи с отсутствием в инструкции порядка заполнения показателей, требования к которым установлены с использованием слов "не уже от... до...", Комиссия УФАС приходит в отношении оспариваемых показателей по п. 42 Приложения N 2 к Техническому заданию.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на соответствие требованиям, установленным документацией.

Следовательно, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по показателям, которые соответствуют требованиям инструкции.

На основании изложенного, у аукционной комиссии Заказчика отсутствовали правовые основания для отказа в допуске к участию в аукционе первой части заявки Заявителя по основаниям, указанным в протоколе.

В действиях аукционной комиссии Заказчика выявлено нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.

Следовательно, жалоба признана обоснованной.

Выявленное в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дало основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе путем пересмотра первых частей заявок.

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Спика-Строй" обоснованной.

2. Признать в действиях аукционной комиссии Заказчика нарушение ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении аукционной комиссии Заказчика.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 18 мая 2018 г. N 44-2540/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018