Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2018 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),

рассмотрев жалобу ООО "Строй лес" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Департамент Управления инфраструктуры Администрации города Лысьвы" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул. Балахнина, 128 в г. Лысьва Пермского края (изв. N 0156300066018000016),

 

УСТАНОВИЛА:

Согласно извещению N 0156300066018000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул. Балахнина, 128 в г. Лысьва Пермского края.

Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.

В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездгействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.

В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно ч. 3 ст. 33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.

При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.

Кроме того, при установлении требований к качественным, техническим и функциональным показателям Заказчик также руководствуется собственными потребностями и не обязан обосновывать установленные требования. При этом данные требования не должны приводить к ограничению количества участников закупки.

В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).

Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.

В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды, которая заключается выполнении работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул. Балахнина, 128 в г. Лысьва Пермского края.

1. В соответствии с пп. "б" п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о закупках, первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать, в том числе, согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование места происхождения товара или наименование производителя товара при условии отсутствия в данной документации указания на товарный знак, знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

В документации об электронном аукционе установлены требования, аналогичные обозначенным выше (п. 1 раздела 8 аукционной документации).

В п. 2 раздела 4 аукционной документации указано, что описание объекта закупки и объема выполняемых работ установлены Заказчиком в Главе 5 "Технические задание" (далее - ТЗ).

Так, в п.3,4,5,6 ТЗ Заказчиком установлены требования к прокладкам из паронита, в частности:

- минимальное значение допустимой

температуры рабочей среды не выше -50 °С

- максимальное значение допустимой

температуры рабочей среды не ниже +450 °С

Заявитель полагает, что, установленные показатели значений допустимой температуры вводят участников закупки в заблуждение.

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком в данном случае используется два различных показателя, то есть не одновременно одно значение должно быть не выше -50°С и не ниже +450 °С, а два различных значения, которые составляют диапазон допустимой температуры рабочей среды. Заказчиком установлены такие требования таким образом, поскольку чем шире диапазон допустимой температуры рабочей среды, тем выше качество паронитовых прокладок.

Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.

2. В п.126 ТЗ Заказчиком установлены требования к лаку, в частности:

- нанесение на поверхность - краскораспылителем, кистью, наливом, окунанием;

- соответствует - ГОСТ 5631-79.

Заявитель полагает, что, установленные показатели к нанесению на поверхность лака носят избыточный характер.

Представитель Заказчика пояснил, что Заказчику требует лак, являющийся универсальным в плане нанесения на поверхность, поскольку в рамках контракта предусмотрена окраска лаком поверхностей, как больших, так и мелких фасонных изделий. Данная характеристика установлена в полном соответствии с требованиями ГОСТ5631-79 и в соответствии с потребностью Заказчика.

Как следствие, нарушений в действиях Заказчика в данной части Комиссия не усматривает.

3. В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:

11) порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Заявитель полагает, что, установленный Заказчиком срок окончания подачи запроса о предоставлении разъяснений выпадает на выходной день, чем нарушает права участников закупки.

Комиссия отмечает, что нормы Закона о закупках не содержат обязательных требований к установлению в аукционной документации срока подачи запроса о предоставлении разъяснений.

Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что в течение срока подачи заявок не поступало ни одного запроса на разъяснение положений документации об аукционе.

Таким образом, с учетом изложенного, Комиссия нарушений Закона о закупках в действиях Заказчика не усматривает.

4. Заявитель полагает, что Заказчик установил разные сроки действия обеспечения контракта в зависимости от способа обеспечения контракта.

В п. 9.3.3 проекта контракта указано, что срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта, установленный п. 13.2 Контракта, не менее чем на один месяц.

Согласно п. 9.4.4 проекта контракта, возврат суммы (при надлежащем исполнении Контракта) или ее части, не покрытой требованиями оплаты неустойки и убытков, осуществляется Муниципальным заказчиком по письменному требованию Подрядчика в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения Муниципальным заказчиком письменного требования Подрядчика при условии исполнения Подрядчиком всех своих обязательств по Контракту.

Комиссия отмечает, что п. 9.4.4 проект контракта устанавливает срок возврата Заказчиком денежных средств подрядчику, а не срок действия банковской гарантии, и, как следствие, в действиях Заказчика нарушение не может быть установлено.

Необходимо отметить, что представитель подателя жалобы на заседание Комиссии не явился, доказательств того, что спорные положения аукционной документации не позволили участнику подать заявку, Комиссии не представлено.

На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,

 

РЕШИЛА:

Признать жалобу ООО "СТРОЙ ЛЕС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству объекта "Средняя общеобразовательная школа на 1100 учащихся по ул. Балахнина, 128 в г. Лысьва Пермского края (изв. N 0156300066018000016) необоснованной.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 мая 2018 г.


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018