Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2018 г. N 2-57-4259/77-18

 

Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:

Председательствующего - начальника отдела административных производств А.Т. Чшиева,

Членов Комиссии:

Ведущего специалиста-экперта отдела проверок государственных закупок К.А. Сомова,

Специалиста-экперта отдела обжалования государственных закупок Г.А. Радочинского,

при участии представителей:

Администрация поселения Щаповское: Арищенкова И.В.,

ООО "РОС-М": Ханжина П.В.,

рассмотрев жалобу ООО "РОС-М" (далее - Заявитель) на действия Администрации поселения Щаповское (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по ремонту кровли в многоквартирных домах поселения Щаповское (Закупка N0148300015918000005) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14,

УСТАНОВИЛА:

В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона.

На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России NТФ/16073/18 от 05.04.2018.

В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.

Согласно п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.

Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

1. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, которые могут вводить в заблуждение участников закупки по п.5, 13, 15, 26, 33, 34, 37, 38, 46, 55, 57, 58, 62, в частности:

- п.2 "Болты с шестигранной головкой": "Диаметр описанной окружности e - должен быть более 11 мм", "Шаг резьбы - должен быть не менее 1 мм", "Высота головки k - должна быть до 5.4 мм", "Номинальный диаметр резьбы d - должен быть 6; 8 мм", "Диаметр отверстия в стержне d3 - должно быть не > 2.0 мм", "Размер dw - должен быть от 8.8 мм", "Вид шага резьбы - должен быть мелкий; крупный", "Диаметр стержня d1 - должен быть не более 8 мм", "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне l1 - должно быть не более 56 мм", "Длина резьбы b - должна быть 22 мм", "Размер hw - должен быть менее 0.6 мм", "Длина болта - должна быть не более 60 но не менее 30 мм", "Размер "под ключ" S - должен быть 10 мм".

Комиссией Управления по п.2 "Болты с шестигранной головкой" установлено, что, согласно ГОСТ 7798-70 "Болты с шестигранной головкой класса точности В. Конструкция и размеры", значения таких параметров как "Диаметр описанной окружности e", "Шаг резьбы", "Высота головки k", "Диаметр отверстия в стержне d3", "Размер dw", "Вид шага резьбы", "Диаметр стержня d1", "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне l1", "Размер hw", "Размер "под ключ" S" напрямую зависят от номинального диаметра резьбы. Таким образом, при указании участником закупки номинального диаметра резьбы, а также с учетом выраженного согласия участника закупки на выполнение работ на условиях аукционной документации и соответствия требованиям ГОСТ 7798-70, Заказчику заведомо известны показатели характеристик "Диаметр описанной окружности e", "Шаг резьбы", "Высота головки k", "Диаметр отверстия в стержне d3", "Размер dw", "Вид шага резьбы", "Диаметр стержня d1", "Расстояние от опорной поверхности головки до оси отверстия в стержне l1", "Размер hw", "Размер "под ключ" S". Кроме того, установление Заказчиком в технической части аукционной документации требований к указанным параметрам носит необъективный характер и нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

2. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком установлены избыточные требования к характеристикам товаров, конкретные значения которых возможно установить только имея товар в наличии, по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, к товарам по п.1, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 17, 18, 19, 20, 21, 24, 25, 27, 30, 31, 33, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 44, 47, 48, 49, 52, 53, 54, 55, 56, 58, 59, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, в частности:

- п.48 "Материал рулонный кровельный": "Масса покровного слоя - не должна быть >2600 г/м2", "Водопоглощение - должно быть менее 50 г/м2", "Температуроустойчивость - должна быть от 60 °С";

- п.51 "Краски масляные жидкотертые цветные": "Время высыхания при +20 °С - должно быть менее 3 ч".

Комиссией Управления установлено, что согласно положений ГОСТ 30547-97 "Материалы рулонные кровельные и гидроизоляционные. Общие технические условия", значения требуемых показателей устанавливается с помощью методов испытаний.

Кроме того, согласно разделу 4 "методы испытаний" положений ГОСТ 10503-71 "Краски масляные, готовые к применению. Технические условия", для определения времени высыхания и твердости краску наносят одним слоем, для определения стойкости пленки к статическому воздействию воды и условной светостойкости - двумя слоями.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные требования к товарам, используемым при выполнении работ, вводящие участников закупки в заблуждение:

- п.34 "Отвод из полиэтилена для систем внутренней канализации": "Толщина стенки: минимальная, остаточная на торце трубы - должна быть до 4.8* мм";

- п.53 "Блоки оконные": "Долговечность стеклопакетов, уплотняющих прокладок, поливинилхлоридных профилей - должно быть не менее 5 но до 45* условных лет эксплуатации", что, по мнению Заявителя, является неправомерным, поскольку из установленных Заказчиком требований по п.34 и п.54 не ясно по каким именно характеристикам необходимо представлять значения, по одной или нескольким.

Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился обосновать потребность в установлении требований к товарам подобным образом, а также затруднился пояснить в отношении каких характеристик необходимо представлять значения.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

4. Заявитель в жалобе указывает на то, что Заказчиком в аукционной документации установлены неправомерные положения инструкции по заполнению первой части заявки, а именно:

- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием символов "точка с запятой", "запятая", - участнику закупки необходимо представить в заявке значения или диапазоны значений, разделенных символом "точка с запятой".

- В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны одновременно с использованием союзов "или", "и", то союз "или" относится только к двум соседним значениям, разделенным этим союзом.

Согласно ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе, к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Вместе с тем, на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, подтверждающих установление Заказчиком неправомерных положений инструкции, вводящих участников закупки в заблуждение, которые могут повлечь ограничение количества участников закупки.

Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.

5. В своей жалобе Заявитель указывает на то, что Заказчиком неправомерно установлено требования о соответствии товаров положениям ГОСТ, без указания каким ГОСТ должны соответствовать конкретные товары, которые необходимо использовать при выполнении работ, что, по мнению Заявителя, не позволяет участникам закупки корректно заполнить заявки на участие в аукционе.

В соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

На заседании Комиссии Управления установлено, что в соответствии с ч.9 ст.105 Закона о контрактной системе Заявителем в составе жалобы не представлено документов и сведений, подтверждающих его доводы и подтверждающих невозможность сформировать заявку согласно требованиям аукционной документации при неустановлении Заказчиком требования о соответствии конкретных товаров конкретным ГОСТ, а также свидетельствующих о том, что данное положение аукционной документации может вводить участников закупки в заблуждение.

Таким образом Комиссия Управления пришла к выводу о необоснованности данного довода жалобы.

6. Согласно доводу жалобы, Заказчиком установлены неправомерные положения инструкции по заполнению первой части заявки, в частности "<> (ромб)", "не <>".

На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика затруднился пояснить правила чтения вышеуказанных символов, а также указать на установленные Заказчиком требования с использованием указанных символов.

Комиссией Управления установлено, что вышеуказанные положения инструкции не используются при установлении требований к товарам в Форме 2, а также препятствуют корректному заполнению заявки на участие в аукционе, вводят участников закупки в заблуждение, а также может повлечь ограничение количества участников закупки, что нарушает п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

7. Заявитель обжалует неправомерное установление дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих работ в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации N 99), поскольку предметом аукциона не является строительство, реконструкция и капитальный ремонт.

На основании п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу ч.2 ст.31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч.4 ст.31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 ст.31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N99 при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42 и 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

В соответствии с п. 2 приложения N 1 к Постановлению Правительства N99 к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

На заседании Комиссии Управления установлено, что в Извещении о проведении электронного аукциона и в п.25 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлены дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99. При этом, предметом закупки является ремонт кровли в многоквартирных домах поселения Щаповское.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия "капитальный ремонт" и "текущий ремонт".

Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Так, объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек (пункт 10). Реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов (пункт 14). Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2).

В ст. 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации закреплено, что техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (пункт 8). Особенности эксплуатации отдельных видов зданий, сооружений могут устанавливаться федеральными законами. Эксплуатация многоквартирных домов осуществляется с учетом требований жилищного законодательства (пункт 10).

В силу п.5 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" жизненный цикл здания или сооружения - период, в течение которого осуществляются инженерные изыскания, проектирование, строительство (в том числе консервация), эксплуатация (в том числе текущие ремонты), реконструкция, капитальный ремонт, снос здания или сооружения.

Исходя из положений главы II Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170, текущий ремонт здания включает в себя комплекс строительных и организационно-технических мероприятий с целью устранения неисправностей (восстановления работоспособности) элементов, оборудования и инженерных систем здания для поддержания эксплуатационных показателей.

В приложениях N7, N8 к данным правилам и нормам приведены рекомендуемые перечень работ, относящихся к текущему ремонту, и примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и соответственно имеют различное правовое регулирование.

Кроме того, Комиссией Управления установлено, что в составе документации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок, отсутствует проектно-сметная документация.

На заседании Комиссии Управления представителем Заказчика не представлено документов и сведений, согласно которым ремонт кровли относится к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Таким образом, положение Постановления Правительства N 99, предписывающее предъявление к участникам закупки дополнительных требований при осуществлении закупки на выполнение работ по текущему ремонту не применяется.

Исходя из вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком, в нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, неправомерно установлены дополнительные требования о

,наличии у участников закупки опыта исполнения контракта соответствующих работ строительных в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации N 99.

Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления

 

Р Е Ш И Л А:

1. Признать жалобу ООО "РОС-М" на действия Администрация поселения Щаповское обоснованной в части установления неправомерных и избыточных требований к товарам, установлении неправомерных положений инструкции, а также неправомерном установлении дополнительного требования к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.1,2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок.

 

Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Председательствующий: А.Т. Чшиев

 

Члены Комиссии К.А. Сомов

 

Г.А. Радочинский

 

Исп.:К.А.Сомов(495)784-75-05(178)

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 6 апреля 2018 г. N 2-57-4259/77-18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018