Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 мая 2018 г. N 05-02/109Ж-18

 

Резолютивная часть решения объявлена 16 мая 2018 года

Решение изготовлено в полном объеме 21 мая 2018 года г. Ярославль

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области по контролю закупок (далее также - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - руководителя управления Паутова И.Г., членов Комиссии: начальника отдела контроля закупок Лебедевой С.Н., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Смирновой Т.А.,

с участием:

от заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Угличское ДСУ" (далее также - ООО "Угличское ДСУ", заявитель, общество), - представителей по доверенности Иванова И.Г. (до перерыва), Костюковой О.В. (до перерыва), Морозова А.Н., Першина Д.И.,

от заказчика, муниципального казенного учреждения "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля, заказчик), - представителей по доверенности Иродова И.М. (после перерыва), Метлиновой Е.Н. (после перерыва),

от уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (далее также - уполномоченный орган, департамент), - представителя по доверенности Старостиной М.А.,

от оператора торговой площадки, акционерного общества "Электронные торговые системы", представителя не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО "Угличское ДСУ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году (извещение N 0171200001918000329) (далее также - электронный аукцион, аукцион, закупка) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ, закон), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент, утвержденный приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области (далее - Ярославское УФАС России) поступила жалоба ООО "Угличское ДСУ" на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году (извещение N 0171200001918000329) (далее - жалоба).

В своей жалобе заявитель, во-первых, указывает на неправомерный отказ аукционной комиссии уполномоченного органа участнику закупки ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки N 2) в допуске к участию в данном электронном аукционе по причине непредоставления обществом информации, предусмотренной документацией об электронном аукционе.

По мнению заявителя, его заявка полностью соответствует требованиям раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе, в том числе инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в аукционе, а также разъяснениям, опубликованным заказчиком и уполномоченным органом в единой информационной системе, относительно спорных позиций.

Во-вторых, по мнению заявителя, протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000329 от 19.04.2018 не содержит обоснования отклонения заявки участника закупки ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки N 2), что также является неправомерным со стороны аукционной комиссии уполномоченного органа.

Таким образом, заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать аукционной комиссии уполномоченного органа предписание об устранении допущенных нарушений.

Представители заказчика и уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просят признать жалобу необоснованной.

Заслушав мнения сторон и изучив представленные документы и материалы, Комиссия приходит к следующим выводам.

Уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru) 30.03.2018 размещено извещение N 0171200001918000329 о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году вместе с документацией об электронном аукционе.

Заказчиком выступило муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля.

Начальная (максимальная) цена контракта составила 247 964 386,59 руб.

Согласно части 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).

Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров.

Конкретные показатели используемого товара заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.

Так, в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, и представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе в составе первых частей заявок на участие в закупке, оформленные в виде таблицы (приложение N 4 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических и качественных характеристиках товаров, используемых для выполнения работ").

Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для выполнения работ товаров, их технические и иные характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему требуемое значение, а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели, в том числе:

 

N п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Наименование показателя

Требуемое значение

35.

Битумы нефтяные дорожные вязкие

Марка

БНД-60/90 / БНД 90/130

 

Температура размягчения по кольцу и шару*

Не ниже +43 °С

°С

Глубина проникания иглы 01 мм при температуре 25 °С, **

61 - 130

 

Сорт

I / высший

 

Температура хрупкости*

Не выше -15

°С

36.

Доски обрезанные хвойных пород

Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине

Не более _3

мм

Толщина

Должна быть 44

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по длине

Не более +50 и не более -25

мм

Длина

От 4,0

м

Сорт

Не ниже 3

 

Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине

Не более _3

мм

 

 

Ширина

Не > 150

мм

Наружный диаметр

Должен быть 2000

мм

Кроме того, раздел 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе включает в себя перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (приложение N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе), который, в свою очередь, исходя из того, каким образом сформулировано заказчиком и уполномоченным органом требование, не является исчерпывающим. Так, например, применительно к нефтяным дорожным вязким битумам в документации содержится указание на "ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (пункт 27 приложения N 3 "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе).

Также в документации об электронном аукционе содержится инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого для использования (далее - инструкция), согласно которой сведения в заявку на участие в аукционе вносятся участником закупки с учетом следующих положений: конкретные показатели, характеристики товаров, используемых при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара. В случае использования символа "/", необходимо указать все перечисленные значения и все наименования характеристик. При описании характеристик поставляемого товара не допускается использование слов "не более", "не менее", "менее", "до", "от", "более", "лучше", "больше", "меньше", "ниже", "выше", "шире", "уже", "или", "либо", "свыше", "превышает", "может быть", "должно быть" и символов "<", ">", "", "", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение. При описании характеристик используемого при выполнении работ товара не допускается описание характеристик в виде неконкретных значений. В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ оборудования и материалов сведений по требуемым параметрам, то по данным параметрам допускается указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".

Так, установлено, что участником закупки ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки N 2) в составе первой части заявки на участие в данном аукционе представлена таблица, в которой указаны характеристики предлагаемых к использованию при выполнении работ, являющихся объектом закупки, товаров, в том числе:

 

N п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Наименование показателя

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

35.

Битумы нефтяные дорожные вязкие

Марка

БНД-60/90 / БНД 90/130

БНД-60/90 /

БНД 90/130

 

Температура размягчения по кольцу и шару*

Не ниже +43 °С

Для БНД-60/90 +47,

Для БНД 90/130 +43

°С

Глубина проникания иглы 01 мм при температуре 25 °С, **

61 - 130

Для БНД-60/90 61 - 90,

Для БНД 90/130 91 - 130

 

Сорт

I / высший

-

 

Температура хрупкости*

Не выше -15

Для БНД-60/90 -15,

Для БНД 90/130 -17

°С

36.

Доски обрезанные хвойных пород

Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине

Не более _3

_3

мм

Толщина

Должна быть 44

44

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по длине

Не более +50 и не более -25

+50 и -25

мм

Длина

От 4,0

6,0

м

Сорт

Не ниже 3

3

 

Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине

Не более _3

_2

мм

 

 

Ширина

Не > 150

125

мм

Наружный диаметр

Должен быть 2000

-

мм

На заседании Комиссии представителя заявителя (и это следует из текста поданной в Ярославское УФАС России жалобы) пояснили, что поскольку требования к товару "Битумы нефтяные дорожные вязкие" установлены "ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", а к товару "Доски обрезанные хвойных пород" - "ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры", "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия", "ГОСТ 18288-87. Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения", "ГОСТ 6564-84. Межгосударственный стандарт. Пиломатериалы и заготовки. Правила приемки, методы контроля, маркировка и транспортирование" (представителями заказчика и уполномоченного органа не отрицалось, что именно данными государственными стандартами необходимо руководствоваться при определении значений установленных показателей для рассматриваемых товаров), однако, данными государственными стандартами не установлены такие характеристики как "Сорт" битума и "Наружный диаметр" доски, а инструкцией допускается указать прочерк "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует" в случае, если в нормативной документации отсутствуют по каким-либо из применяемых при производстве работ оборудования и материалов сведения по требуемым параметрам, общество указало для названных показателей значение "-" (прочерк).

Кроме того, ООО "Угличское ДСУ" отметило, что до подачи заявки (соответственно, до окончания фактического срока подачи заявок на участие в аукционе) направляло в адрес заказчика и уполномоченного органа запрос о разъяснении положений документации об электронном аукционе, в том числе относительно правомерности установления в документации требования о предоставлении в составе заявки на участие в аукционе значений оспариваемых показателей товаров по позиции 35 "Битумы нефтяные дорожные вязкие" и по позиции 36 "Доски обрезанные хвойных пород", в ответе на который однозначно, по мнению заявителя, указано "_ пункт 35, пункт 36 _ "Требования к товарам" - не будут учитываться при рассмотрении заявок".

Как пояснили на заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа, в данном случае участникам закупки допускалось указать вместо значения показателя прочерк "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует" лишь в случае, когда сам показатель (например, "Марка" и "Растяжимость") установлен государственным стандартом, а значение такого показателя последним прямо не нормируется (например, для одних марок значение растяжимости государственным стандартом нормируется, а для других - нет). В случае же когда и сам показатель не предусмотрен действующим стандартом (например, "Сорт"), вышеназванное положение инструкции не действует. В таком случае участникам закупки требовалось переписать установленные в документации об электронном аукционе значения без "/" (что означает "и") и "должен быть" (то есть значения обоих приведенных показателей, указанных в документации, фактически являются неизменными и не предполагают какой-либо выбор).

Вместе с тем, проанализировав положения документации об электронном аукционе, в частности, раздел 2 "Описание объекта закупки" и инструкцию в совокупности, а также пояснения заказчика и уполномоченного органа, Комиссия приходит к следующим выводам.

В инструкции заказчиком и уполномоченным органом установлено следующее правило: "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ оборудования и материалов сведений по требуемым параметрам, то по данным параметрам допускается указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".

Приложение N 4 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических и качественных характеристиках товаров, используемых для выполнения работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе представляет собой таблицу, которая содержит графы "Наименование товара", "Наименование показателя", "Требуемое значение".

Поскольку инструкция и таблица содержат понятия "Параметр" и "Показатель", для определения установленных требований необходимо установить значение данных понятий.

Согласно Большому толковому словарю русского языка (гл. ред. С.А. Кузнецов) под показателем понимаются данные, по которым можно судить о развитии, ходе, свойствах и качествах чего-либо; под параметром в данном случае понимаются размеры, границы проявления чего-либо.

В соответствии с Толковым словарем русского языка С.И. Ожегова показатель - это данные, по которым можно судить о развитии, ходе, состоянии чего-нибудь; параметр - величина, характеризующая какое-нибудь основное свойство машины, устройства, системы или явления, процесса.

Согласно Словарю синонимов русского языка (см. https://text.ru/synonym/показатель) данные слова являются синонимами.

Таким образом, учитывая приведенные определения понятий "Показатель" и "Параметр", можно сделать вывод об их тождественности, а также о том, что под данными понятиями применительно к рассматриваемой ситуации понимается совокупность составляющих: наименование характеристики товара и ее значение (в том числе единицы измерения).

Вместе с тем, по мнению Комиссии (и данный факт не отрицался представителем уполномоченного органа на заседании), под "Требуемым (данным) параметром" следует понимать исключительно "Наименование показателя", например, "Сорт", "Марка" и так далее. Соответственно, если перефразировать положения инструкции, получится: "В случае отсутствия согласно нормативной документации по каким-либо из применяемых при производстве работ оборудования и материалов сведений по требуемым показателям, то по данным показателям допускается указать прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует", что фактически означает возможность отсутствия как значения какого-либо из показателей (как пояснили представители заказчика и уполномоченного органа на заседании Комиссии), так и самого показателя (как понял положения документации заявитель, являющийся участником закупки).

Таким образом, из положений документации об электронном аукционе (из избранного заказчиком и уполномоченным органом способа изложения рассматриваемых выше положений инструкции) следует, что не только в вышеприведенном представителями заказчика и уполномоченного органа примере (см. первое предложение 3 абзаца на странице 7 настоящего решения), но и в случае отсутствия в действующих государственных стандартах указанных в документации показателей (например, "Сорт") допускается указание участниками закупки в составе первой части заявки в отношении подобных показателей значение в виде прочерка "-", либо "не нормируется", либо "отсутствует". Такое указание, учитывая, что это допустимо инструкцией, и будет являться в этом случае конкретным значением требуемого показателя необходимого к использованию при выполнении закупаемых работ товара, представленным участником.

В силу части 1 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

В соответствии с частью 3 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

На основании части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ участник электронного аукциона не допускается к участию в аукционе в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно части 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000329 от 19.04.2018 аукционной комиссией уполномоченного органа было отказано в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки N 2):

"На основании пункта 1 части 4 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), п. 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе:

- непредоставление информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона (отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе), а именно:

N п/п

Наименование товара

Наименование показателя

Требуемое значение

Значение, предлагаемое участником

Ед. изм.

35.

Битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245-90

 

Страна происхождения Россия

Битумы нефтяные дорожные вязкие по ГОСТ 22245-90

 

Страна происхождения Россия

Сорт

I / высший

-

 

36.

Доски обрезанные хвойных пород по ГОСТ 24454-80, ГОСТ 8486-86, ГОСТ 18288-87, ГОСТ 6564-84

 

Страна происхождения Россия

Наружный диаметр

Должен быть 2000

-

мм

".

 

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия приходит к выводу, о том, что аукционная комиссия уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области, неправомерно отказала в допуске к участию в электронном аукционе участнику закупки ООО "Угличское ДСУ" (порядковый номер заявки N 2), указавшему в соответствии с инструкцией по заполнению первой части заявки на участие в рассматриваемом аукционе в качестве конкретного значения показателя "Сорт" товара по позиции 35 "Битумы нефтяные дорожные вязкие", а также показателя "Наружный диаметр" товара по позиции 36 "Доски обрезанные хвойных пород" значение "-", так как действующими государственными стандартами такие показатели не установлены (то есть не нормируются), тем самым допустила нарушение пункта 1 части 4 статьи 67, части 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Поскольку в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000329 от 19.04.2018 содержится указание на то, что участником закупки с порядковым номером заявки N 2 не представлена информация, предусмотренная законом, а именно: отсутствуют конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, а также приведены наименования товаров и показателей таких товаров, конкретные значения которых не указаны данным участником ("Значение, предлагаемое участником" - "-"), и кроме того, содержится вся иная, предусмотренная частью 6 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ информация, Комиссия не усматривает нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии уполномоченного органа по оформлению протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, и соответственно, довод заявителя об обратном не нашел своего подтверждения.

В ходе проведения внеплановой проверки документации об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году Комиссией установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ установлено, что заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Исходя из части 2 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ документация об электронном аукционе также должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей (часть 2 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

На основании подпункта "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при заключении контракта на выполнение работ, для выполнения которых используется товар, первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работ, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно извещению и документации об электронном аукционе объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе).

Пунктом 18 раздела 1 "Информационная карта аукциона" документации об электронном аукционе определены требования к содержанию, составу заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению, согласно которым первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемых товаров, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товаров.

Конкретные показатели используемого товара заполняются в соответствии с разделом 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе.

Так, в разделе 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе заказчиком и уполномоченным органом установлены требования к товарам, необходимым к использованию при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, и представление которых предусмотрено документацией об электронном аукционе в составе первых частей заявок на участие в закупке, оформленные в виде таблицы (приложение N 4 "Сведения о функциональных характеристиках (потребительских свойствах), технических и качественных характеристиках товаров, используемых для выполнения работ").

Из содержания данной таблицы следует, что заказчиком и уполномоченным органом определены наименования требуемых для выполнения работ товаров, их технические и иные характеристики, включающие в себя наименование показателя и соответствующее ему требуемое значение, а также единицы измерения, в соответствии с которыми установлены такие показатели.

Также документацией об электронном аукционе предусмотрен перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ (приложение N 3 к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе). Как отметила представитель уполномоченного органа на заседании Комиссии данный перечень не является исчерпывающим и в случае наличия нормативно-технического документа, устанавливающего требования к тому или иному товару, указанному в таблице, но не поименованному в перечне, его соблюдение также является обязательным для участников закупки.

Кроме того, в документации об электронном аукционе содержится инструкция по предоставлению сведений о конкретных показателях используемого товара, соответствующих значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при его наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, предлагаемого для использования (далее - инструкция), согласно которой сведения в заявку на участие в аукционе вносятся участником закупки с учетом следующих положений: конкретные показатели, характеристики товаров, используемых при выполнении работ, представляются в отношении каждого вида (типа) товара. В случае использования символа "/", необходимо указать все перечисленные значения и все наименования характеристик. При описании характеристик поставляемого товара не допускается использование слов "не более", "не менее", "менее", "до", "от", "более", "лучше", "больше", "меньше", "ниже", "выше", "шире", "уже", "или", "либо", "свыше", "превышает", "может быть", "должно быть" и символов "<", ">", "", "", а также описание характеристик в виде неконкретных значений, если описываемый параметр имеет конкретное значение. При описании характеристик используемого при выполнении работ товара не допускается описание характеристик в виде неконкретных значений.

Проанализировав требования раздела 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе (в частности, требования к установленным заказчиком и уполномоченным органом характеристикам товаров, по которым заявка заявителя была признана не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе) Комиссией установлено следующее.

Заказчику по позиции 35 требуется при выполнении работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, использование товара "Битумы нефтяные дорожные вязкие", в том числе со следующими характеристиками:

 

N п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требуемое значение

35.

Битумы нефтяные дорожные вязкие

Марка

БНД-60/90 / БНД 90/130

 

Температура размягчения по кольцу и шару*

Не ниже +43 °С

°С

Глубина проникания иглы 01 мм при температуре 25 °С, **

61 - 130

 

Сорт

I / высший

 

Температура хрупкости*

Не выше -15

°С

Также данный товар должен соответствовать требованиям "ГОСТ 22245-90. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия" (далее - ГОСТ 22245-90) (пункт 27 приложения N 3 "Перечень нормативно-технических документов, обязательных при выполнении работ" к разделу 2 "Описание объекта закупки" документации об электронном аукционе), которым, как установлено Комиссией, не предусмотрено дифференцирование битумов на сорта (такое подразделение имело место в "ГОСТ 22245-76. Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия", утратившем силу с 01.01.1991, с момента введения в действие ГОСТ 22245-90).

Таким образом, в данном случае участникам закупки фактически не представляется возможным указать сведения о сорте используемого при выполнении закупаемых работ битума, поскольку сортность битумов в настоящее время не нормируется действующими государственными стандартами, а документация об электронном аукционе не содержит обоснование установления подобного требования.

По позиции 36 заказчику требуется использование товара "Доски обрезанные хвойных пород", который обладает, в том числе следующими характеристиками:

 

N п/п

Наименование товара

Технические характеристики

Ед. изм.

Требуемый параметр

Требуемое значение

36.

Доски обрезанные хвойных пород

Предельные отклонения от номинальных размеров по ширине

Не более _3

мм

Толщина

Должна быть 44

мм

Предельные отклонения от номинальных размеров по длине

Не более +50 и не более -25

мм

Длина

От 4,0

м

Сорт

Не ниже 3

 

Предельные отклонения от номинальных размеров по толщине

Не более _3

мм

 

 

Ширина

Не > 150

мм

Наружный диаметр

Должен быть 2000

мм

Установлено, что приведенные показатели товара "Доски обрезанные хвойных пород" установлены "ГОСТ 8486-86. Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия" и "ГОСТ 24454-80. Пиломатериалы хвойных пород. Размеры".

Вместе с тем ни одним из названных государственных стандартов не предусмотрена такая характеристика как "Наружный диаметр" доски.

Более того, согласно подпункту 21 пункта 1 (таблица 1) "ГОСТ 18288-87. Межгосударственный стандарт. Производство лесопильное. Термины и определения", устанавливающем термины и определения понятий в области лесопильного производства, под доской понимается пиломатериал толщиной до 100 мм и шириной более двойной толщины. Соответственно, товар "Доска" обладает в данном случае характеристиками "Толщина", "Ширина" и "Длина", но не обладает характеристикой "Диаметр" (в том числе поскольку в своем разрезе не имеет формы окружности), а следовательно, установленное заказчиком и уполномоченным органом требование об указании наружного диаметра товара "Доски обрезанные хвойных пород" не предусмотрено действующими государственными стандартами, документация об электронном аукционе, в свою очередь, не содержит обоснования такого установления.

Таким образом, исходя из пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ следует, что поскольку в данном случае заказчик и уполномоченный орган при описании объекта закупки не использовали установленные действующими государственными стандартами требования к показателям (параметрам), определяющим характеристики товаров, которые должны быть использованы при выполнении работ, являющихся объектом данной закупки (примеры таких показателей (параметров) приведены выше), они должны были включить в рассматриваемую документацию обоснование необходимости использования других требований (при этом под "другими требованиями" понимаются требования, не совпадающие в полном объеме (отсутствие тех или иных показателей (параметров) и их значений) с требованиями государственных стандартов). Не включив в документацию об электронном аукционе на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году (извещение N 0171200001918000329), такое обоснование, заказчиком и уполномоченным органом допущено нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Установлено, что данный аукцион признан аукционной комиссией уполномоченного органа не состоявшимся в соответствии с частью 8 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, так как по результатам рассмотрения первых частей заявок аукционная комиссия приняла решение отказать в допуске к участию в таком аукционе всем участникам закупки, подавшим заявки на участие в нем (протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N 0171200001918000329 от 19.04.2018 (ИКЗ 183760412953976060100111190044211244).

11.05.2018 уполномоченным органом, департаментом государственного заказа Ярославской области, в единой информационной системе повторно размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году вместе с документацией об электронном аукционе (извещение N 0171200001918000536). Заказчик - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля. Начальная (максимальная) цена контракта - 247 964 386,59 руб. ИКЗ 183760412953976060100111190044211244.

Как пояснили представители заказчика на заседании Комиссии и это следует из содержания документации о вновь опубликованном электронном аукционе от 11.05.2018 (извещение N 0171200001918000329), данная документация не включает в себя приведенные выше показатели и их значения в отношении спорных товаров, используемых при выполнении работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году.

На основании изложенного и руководствуясь частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Ярославского УФАС России по контролю закупок

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Угличское ДСУ" (ИНН 7612000257, ОГРН 1027601306985) на действия аукционной комиссии уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), при проведении электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году (извещение N 0171200001918000329) обоснованной.

2. Признать аукционную комиссию уполномоченного органа, департамента государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411) нарушившей пункт 1 части 4 статьи 67, часть 5 статьи 67 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

3. По результатам проведения внеплановой проверки электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения в Заволжском районе города Ярославля в 2018 году признать заказчика, муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532), и уполномоченный орган, департамент государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

4. Выдать заказчику, муниципальному казенному учреждению "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532), и уполномоченному органу, департаменту государственного заказа Ярославской области (ИНН 7604084334, ОГРН 1067604003411), обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

Паутов И.Г.

Члены Комиссии:

Лебедева С.Н.

 

Смирнова Т.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 16 мая 2018 г. N 05-02/109Ж-18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2018