Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 мая 2018 г. N 315-ж/18

 

Резолютивная часть решения оглашена 22 мая 2018 года

В полном объеме решение изготовлено 25 мая 2018 года

 

Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:

Председателя Комиссии:

Ливончик Н.В.

-

начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;

Членов Комиссии:

Акулова Д.Н.

-

специалиста-эксперта отдела административного и судебного Челябинского УФАС России;

 

Кокшаровой И.О.

-

главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России,

рассмотрев жалобу ООО "РЕСПЕКТ", в присутствии:

- представителя ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России Куницыной К.С., действующего на основании доверенности от 21.05.2018,

- представителя ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России Решетниковой Ю.Ю., действующего на основании доверенности от 21.05.2018,

- представителя ГАУ Челябинской области "Централизованная прачечная" Насыровой А.Р., действующего на основании доверенности N 10 от 15.02.2018,

- представителя ГАУ Челябинской области "Централизованная прачечная" Константиненко А.Н., действующего на основании Приказа N 394-л от 14.08.2017,

в отсутствие заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате и времени рассмотрения жалобы и заявившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия,

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Челябинское УФАС России 15.05.2018 поступила жалоба ООО "РЕСПЕКТ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на оказание прачечных услуг (включая стирку, отбеливание, обеззараживание, дезинфекцию, глажку белья) для нужд ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России, в соответствии с частью IV "Техническая часть" аукционной документации (извещения N 0369100040718000026) (далее - аукцион, закупка).

Согласно представленным документам 24.04.2018 ФГБУЗ МСЧ N 72 ФМБА России объявило о проведении аукциона.

Начальная (максимальная) цена контракта - 666 930, 00 рублей.

На момент рассмотрения жалобы ООО "РЕСПЕКТ" контракт не заключен.

В жалобе общества указано, что аукционная комиссия необоснованно отклонила заявку заявителя, так как требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии установлено незаконно.

Так, в жалобе заявителя указано, что код по ОКВЭД, установленный в документации и извещении о закупке, относится к услугам прачечных, тогда как медицинская деятельность включена в другой раздел ОКВЭД. При этом, заявитель указывает на то, что услуги по стрике белья не относятся к санитарно-противоэпидемическим мероприятиям, в связи с чем требование о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии является незаконным.

Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали, что лицензия на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии установлена правомерно, так как в соответствии с требованиями законодательства об охране здоровья граждан следует, что дезинфекция является санитарно-эпидемиологическим мероприятием, то есть медицинской деятельностью.

Представители ГАУ Челябинской области "Централизованная прачечная" на заседании Комиссии поддержали позицию заказчика, возражали против доводов жалобы заявителя.

 

Заслушав пояснения заказчика и заинтересованного лица, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Комиссия пришла к следующим выводам.

 

В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, направленных в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, до принятия решения о соответствии пяти таких заявок требованиям, установленным документацией о таком аукционе (часть 2 статьи 69 Закона о контрактной системе).

Согласно пунктам 1,2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае: непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе; несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.

В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.

Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 08.05.2018 заявка заявителя признана не соответствующей требованиям документации о закупке ввиду не предоставления в составе второй части заявки лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии со ссылкой на пункт 1 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.

Согласно извещению о проведении электронного аукциона, пунктам 6.1, 12.2.3 раздела 1 документации об аукционе в электронной форме в требованиях к участнику закупки и к составу второй части заявки установлено условие о предоставлении участником закупки копии действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии.

Как следует из сведений, предоставленных заказчиком, в составе второй части заявки ООО "РЕСПЕКТ" отсутствует копия действующей лицензии на осуществление медицинской деятельности в области дезинфектологии, что прямо противоречит требованиям документации о закупке.

Следовательно, действия аукционной комиссии по признанию заявки ООО "РЕСПЕКТ", не соответствующей требованиям, установленным в аукционной документации, являются правомерными ввиду непредоставления обществом документом, подтверждающих соответствие участника закупки пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.

 

Рассмотрев документы и сведения, представленные Комиссии, заслушав пояснения сторон, проведя внеплановую проверку закупки на предмет соответствия требованиям законодательства о контрактной системе, Комиссия приходит к следующим выводам.

 

1. Как следует из извещения и части IV "техническая часть" документации о закупке предметом контракта является оказание прачечных услуг (включая стирку, отбеливание, обеззараживание, дезинфекцию, глажку белья), при этом в пункте 2 технической части указан объем оказываемых услуг.

В пункте 4 технической части документации о закупке также указаны требования к оказываемым услуг, в том числе:

- раздельная обработка различных типов белья, в том числе, обработка инфекционного белья отдельно от других типов белья;

- все белье и спецодежда из инфекционных отделений, а также белье, загрязненное биологическими выделениями, должно дезинфицироваться и стираться в проходных стиральных машинах, имеющих два окна - загрузочное ("грязное") и выгрузочное ("чистое");

- белье от новорожденных обрабатывают как инфицированное.

Таким образом, из описания объекта закупки однозначно следует, что одним из видов услуг, который должен оказать исполнитель, является дезинфекция больничного белья.

Как следует из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона должны содержаться требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.

Аналогичные требования к участнику закупки должны находить отражение в документации об аукционе в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.

Согласно пункту 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково").

В соответствии с пунктом 3 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково")", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях (далее - Положение).

Согласно Положению дезинфектология включена в перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность.

Более того, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан) является основным актом федерального законодательства, закрепляющим как общие принципы правового регулирования отношений в сфере охраны здоровья граждан, так и особые права отдельных категорий граждан в данной сфере.

Согласно пункту 10 статьи 2 Закона об основах охраны здоровья граждан медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.

Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

В силу статьи 1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Пунктом 1 статьи 29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлено, что в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно пункту 3.1. СП 3.5.1378-03. "3.5. Дезинфектология. Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности. Санитарно-эпидемиологические правила", утвержденным Главным государственным санитарным врачом РФ 07.06.2003 (далее - СП 3.5.1378-03) дезинфекционная деятельность включает хранение, транспортировку, фасовку, упаковку, приготовление рабочих растворов, приманок и других форм применения, импрегнацию одежды, камерное обеззараживание вещей, санитарную обработку людей, обработку объектов (помещений, транспорта, оборудования), открытых территорий в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также дезинфекцию и стерилизацию изделий медицинского назначения и другие мероприятия.

Пунктом 3.6.1. СП 3.5.1378-03 установлено, что дезинфекция включает работы по обеззараживанию помещений, транспорта, оборудования, мебели, посуды, белья, игрушек, изделий медицинского назначения, предметов ухода за больными, пищевых продуктов, остатков пищи, выделений, технологического оборудования по переработке сырья и продуктов, санитарно-технического оборудования, посуды из-под выделений, одежды, обуви, книг, постельных принадлежностей, питьевых и сточных вод, открытых территорий.

Из совокупного толкования требований действующего законодательства следует, что дезинфекционные работы относятся к санитарно-эпидемиологическим мероприятиям, деятельности в области охраны здоровья граждан и включены в понятие "медицинская деятельность".

Следовательно, деятельность, связанная с оказанием услуг по дезинфекции подлежит лицензированию.

Кроме того, комиссией принята во внимание позиция, изложенная в письме Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.06.2016 N 14-5/993: "в рамках действующего законодательства Российской Федерации работы (услуги) по дезинфектологии в случае их организации и выполнения при оказании вышеуказанных видов медицинской помощи отнесены к медицинской деятельности и подлежат лицензированию. При осуществлении дезинфекционной деятельности в целях обеспечения дезинфекции, дезинсекции, дератизации, которые не предусматривают проведение мероприятий в рамках оказания медицинской помощи и не является медицинской услугой, необходимость получения лицензии на осуществление медицинской деятельности отсутствует".

Таким образом, в случае, если описание объекта закупки включает в себя оказание услуг по дезинфекции, то получение лицензии на осуществление медицинской деятельности по работе (услуге) "дезинфектология" является обязательным, в силу пункта 3 положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Доводы заявителя, согласно которым в документации о закупке установлен код по ОКПД2 - 96.01.19.100 "услуги прачечных", не свидетельствуют об отсутствии необходимости оказания услуг по дезинфектологии, а также не подтверждают наличие в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.

Кроме того, ГОСТ Р 52058-2003 "Услуги бытовые. Услуги прачечных. Общие технические условия", на который ссылается заявитель, устанавливает общие технические требования к услугам по стирке, отделке и обработке изделий, требования безопасности услуг для жизни и здоровья потребителей, сохранности их имущества и охраны окружающей среды. Тогда как порядок осуществления дезинфекционной деятельности, в том числе порядок лицензирования указанной деятельности не регламентируется указанным государственным стандартом.

С учетом изложенного, установленные в документации о закупке требования к участнику закупки и к составу второй части заявки о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности по дезинфектологии указаны в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63, пунктом 1 части 1, частью 5 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 64, пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

2. Согласно пункту 4 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация об ограничении участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 5 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 Закона о контрактной системе, указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Закона о контрактной системе.

Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе в требованиях к составу второй части заявки должна быть установлена декларация о принадлежности участника такого аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона.

Из системного толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, в случае, если при проведении закупки установлены преимущества (ограничения) субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, то в требованиях к составу второй части заявки должно быть установлено обязательное условие о предоставлении декларации о принадлежности участника закупки к таким субъектам.

Согласно извещению и пункту 9 документации о проведении электронного аукциона заказчиком установлены преимущества в отношении субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Однако, в пункте 12.2.3 документации о закупке в требованиях к составу второй части заявки не предусмотрено условие о предоставлении декларации о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям, что противоречит пункту 2 части 1 статьи 64, пункту 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе.

 

3. В нарушение части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе в пункте 2.7 проекта контракта указан срок оплаты оказанных услуг в течение 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, тогда как в силу требований законодательства о контрактной системе при осуществлении закупки для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций срок оплаты заказчиком выполненной работы должен составлять не более чем пятнадцать рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Дополнительно Комиссия антимонопольного органа отмечает, что в связи с допущенными нарушениями законодательства о контрактной системе в действиях виновных должностных лиц содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "РЕСПЕКТ" на действия аукционной комиссии необоснованной.

2. При проведении внеплановой проверки признать в действиях заказчика нарушения пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 7 части 5 статьи 66, части 13.1 статьи 34, части 8 статьи 30 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии В.А. Ливончик

 

 Члены Комиссии Д.Н. Акулов

 

И.О. Кокшарова

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 22 мая 2018 г. N 315-ж/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018