• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2018 г. N 18/44/105/530

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СтройТех" (далее - Заявитель) на действия Управления судебного департамента в г. Санкт-Петербурге (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий (номер извещения - 0172100008118000048) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),

УСТАНОВИЛА:

 

В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.

По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:

1. Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.

2. Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединено оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий судов и создание программно-аппаратного мониторинга.

3. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия об антидемпинговых мерах.

Заказчик в письменных возражениях не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):

1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 27.04.2018;

2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;

3) начальная (максимальная) цена контракта - 167 308 402,06 рубля;

4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.05.2018;

5) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;

6) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 22.05.2018.

1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения Конкурса вместо электронного аукциона.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

Согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенные в перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок, которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень) утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.

На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, код по ОКПД2 81.10.10.000 "Услуги по обслуживанию помещений комплексные", начальная (максимальная) цена контракта составляет 167 308 402,06 рубля.

Вместе с тем, Комиссия, изучив Техническое задание Конкурсной документации, установила, что в рамках объекта закупки предусмотрено, в том числе, оказание услуг по текущему ремонту помещений, а также по техническому и аварийно-техническому обслуживанию следующих систем: вентиляции и кондиционировании воздуха, холодоснабжения, внутреннего водопровода, системы внутренней канализации, обслуживание внутренних и наружных сетей и оборудования холодного и горячего водоснабжения, канализации и другие.

Комиссией установлено, что указанные работы, услуги относятся к работам (услугам), отнесенным к кодам: 33 "Услуги по ремонту и монтажу машин и оборудования", 43.22 "Работы по монтажу систем водопровода, канализации, отопления и кондиционирования воздуха", 43.21 "Работы электромонтажные, 43 "Работы строительные специализированные" и включены в Перечень.

Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что работы (услуги), выполняемые в рамках контракта, включены в Перечень. Таким образом, закупка указанных работ (услуг) должна осуществляться путем проведения электронного аукциона.

Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном выборе способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса вместо электронного аукциона не соответствуют части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе и нарушают часть 5 статьи 24 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком неправомерно в один объект закупки объединено оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий судов и создание программно-аппаратного мониторинга.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации необходимо оказать услуги по комплексному обслуживанию, в том числе техническое обслуживание и содержание зданий (помещений), техническое обслуживание внутренних и наружных инженерных сетей, техническое обслуживание кровель, техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха, а также создать программно-аппаратный мониторинг (диспетчеризация) по выделенным в установленном порядке каналам связи.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий судов и создание программно-аппаратного мониторинга, поскольку из положений Конкурсной документации не представляется возможным сделать вывод о наличие какой-либо обоснованной технологической и (или) функциональной взаимосвязи в отношении необходимости проведения единой закупки на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий судов и создание программно-аппаратного мониторинга что приводит к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия об антидемпинговых мерах.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Согласно части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Закона о контрактной системе.

В соответствии с положениями Конкурсной документации установлен следующий перечень документов, входящих в состав заявки на участие в Конкурсе, в том числе: "в случае, предусмотренном частью 2 статьи 37 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года, документы, подтверждающие добросовестность участника открытого конкурса".

Вместе с тем, начальная (максимальная) цена контракта - 167 308 402,06 рубля, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены условия об антидемпинговых мерах, поскольку в данном случаи необходимо применять положения части 1 статьи 37 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика нарушают часть 1 статьи 37 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

При проведении внеплановой проверки Комиссией установлены следующие нарушения Закона о контрактной системе.

4. Согласно извещению о проведении Конкурса, Конкурсной документации предметом контракта является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий.

В соответствии с Техническим заданием Конкурсной документации необходимо оказать услуги по комплексному обслуживанию зданий в 26 (двадцати шести) судах города Санкт-Петербург.

На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в один объект закупки неправомерно объединено оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по 26 разным адресам города Санкт-Петербург.

Кроме того, Комиссия приходит к выводу о том, что Конкурсная документация не содержит указаний на наличие какой-либо обоснованной технологической и (или) функциональной взаимосвязи в отношении необходимости проведения единой закупки на оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по 26 различным адресам, и влечет за собой ограничение количества участников закупки.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации требование оказания услуг по комплексному обслуживанию зданий, расположенных по 26 разным адресам города Санкт - Петербурга, ограничивают количество участников закупки, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) оказание услуг, связанных с деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и являющихся предметом контракта по Конкурсу, подлежит лицензированию.

В Конкурсной документации Заказчиком установлено, в том числе следующее требование к участникам закупки: "Исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года:

1) копия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Данное требование установлено: пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года и Постановлением Правительства РФ N 1225 от 30.12.2011 года.

2) копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Данное требование установлено: пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона N 99-ФЗ от 04.05.2011 года, статьёй 9 Федерального закона N 89-ФЗ от 24.06.1998 года и Постановлением Правительства РФ N 1062 от 03.10.2015 года".

В соответствии с положениями Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по комплексному обслуживанию зданий.

Вместе с тем, согласно Техническому заданию Конкурсной документации в рамках объекта закупки предусмотрено оказание следующих видов услуг: "техническое обслуживание и содержание зданий (помещений), техническое обслуживание внутренних и наружных инженерных сетей, техническое обслуживание кровель, техническое обслуживание систем вентиляции и кондиционирования воздуха, техническое обслуживание комплексных систем безопасности, сбор, транспортировка и утилизация твердых бытовых отходов".

Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Конкурсе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.

Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишнее требование к участникам закупки установленные на странице 9 Конкурсной документации, а именно копия лицензии на монтаж, техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; копия лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях.

Необходимо отметить, что аналогичный правовой подход изложен Верховным Судом Российской Федерации в пункте 7 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного 28.06.2017 Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "СтройТех" обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 5 статьи 24, части 6 статьи 31, части 1 статьи 37, пункта 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.

3. Выдать Заказчику предписание об аннулировании закупки.

4. Передать материалы дела от 22.05.2018 N 18/44/105/530 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2018 г. N 18/44/105/530


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.05.2018