Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
ГБДОУ детский сад N 82 Приморского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "СК "Инфинити" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. 12442-ЭП/18 от 16.05.2018) на действия аукционной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по ремонту кровли здания ГБДОУ детский сад N 82 Приморского района Санкт-Петербурга в 2018 году (извещение номер 0372200049418000010) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 24.04.2018 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200049418000010. Начальная (максимальная) цена контракта - 794 916,00 рублей.
В жалобе ООО "СК "Инфинити" указывает на неправомерные действия аукционной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном отказе ему в допуске к участию в электронном аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по иным основаниям в соответствии с ч. 5 ст. 67 Закона о контрактной системе не допускается.
Согласно ч.ч. 6 и 7 ст. 67 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:
1) о порядковых номерах заявок на участие в таком аукционе;
2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;
3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе.
Вышеуказанный протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Согласно сведениям протокола рассмотрения первых частей заявок от 11.05.2018 Заявителю отказано в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе по следующим основаниям:
"П. 12 Заявки (Кольца тип 1 в соответствии с локальной сметой и ведомостью материалов пункт N 20) Участник указал "Диаметр: Нижняя граница диапазона 40 (сорок) мм, а верхняя граница диапазона 110 (сто десять) мм", а требование установленное заказчиком было "Нижняя граница диапазона должна не быть не более 48,2 (сорока восьми целых двух десятых) мм, а верхняя граница диапазона должна быть не более 320 (трёхсот двадцати целых) мм" и согласно положениям документации "В случае если в выражении имеется более одной частицы "не", то каждая из них обозначает отдельное отрицание и между ними действует правило двойного отрицания (Двойное отрицание утверждения, эквивалентно утверждению без отрицаний) _ если "значение не должно быть не более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "6 шт", "7 шт" и т.д_." Таким образом, указав значение нижней границы диапазона не соответствующее требованиям документации Участник представил информацию не соответствующую требованиям документации, чем нарушил требования п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ.;
П. 3 Заявки (Материал тип 1 в соответствии с локальной сметой и ведомостью материалов пункт N 24) Участник указал "Категория качества: высшая|", а требование установленное заказчиком было "Должна быть высшая или Должна быть |". (Показатель, для которого указаны варианты значений, которые не могут меняться), Таким образом, указав два значения Участник представил информацию не соответствующую требованиям документации, чем нарушил требования п.2.ч.4 ст.67 Закона 44-ФЗ".
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать указанную в одном из следующих подпунктов информацию:
а) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, либо согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара и, если участник такого аукциона предлагает для использования товар, который является эквивалентным товару, указанному в данной документации, конкретные показатели товара, соответствующие значениям эквивалентности, установленным данной документацией, при условии содержания в ней указания на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара, а также требование о необходимости указания в заявке на участие в таком аукционе на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара;
б) согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Частью 6 ст. 66 Закона о контрактной системе запрещается требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 и 5 ст. 66 Закона о контрактной системе документов и информации.
Требования к товарам, которые используются при оказании услуг, установлены Заказчиком в Приложении N 2 "Требования к товарам, использующимся при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
К товару по позиции 12 "Кольца тип 1" установлены требования: "Диаметр: нижняя граница диапазона должна не быть не более 48,2 (сорока восьми целых двух десятых) мм, а верхняя граница диапазона должна быть не более 320 (трёхсот двадцати целых) мм".
Положениями инструкции по заполнению первой части заявки предусмотрены следующие указания:
"Если значение показателя товара является отрицательными значением, то Участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям. В том случае если в требовании к значению показателя для которого установлено максимальное или минимальное значение показателя, максимальное и минимальное значение показателя одновременно, требования к значению нижней и верхней границы диапазона имеется выражение с частицей "не", то в таком случае частица "не" обозначает отрицание, то есть те значения, которые удовлетворяли бы данному выражению без частицы "не", не будут удовлетворять данному выражению с частицей "не" и наоборот. В случае если в выражении имеется более одной частицы "не", то каждая из них обозначает отдельное отрицание и между ними действует правило двойного отрицания (Двойное отрицание утверждения, эквивалентно утверждению без отрицаний). Например если "значение должно быть более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "6 шт", "7 шт" и т.д., если "значение должно быть не более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "5 шт", "4 шт" и т.д., если "значение должно быть не менее 5 шт" то данному требованию удовлетворяют значения "5 шт", "6 шт" и т.д., если "значение не должно быть не более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "6 шт", "7 шт" и т.д., если "значение должно быть менее 5 шт" то данному требованию удовлетворяют значения "4 шт", "3 шт" и т.д. При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "должен", "более", "менее", "<", ">" и т.п.)".
В ходе анализа заявки Заявителя в ходе заседания Комиссии УФАС установлено, что к товару по позиции 12 "Кольца тип 1" представлено значение:
"Диаметр: Нижняя граница диапазона 40 (сорок) мм, а верхняя граница диапазона 110 (сто десять) мм", что не соответствует требованиям инструкции по заполнению заявки.
Согласно ч. 1 ст. 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Учитывая изложенное, на момент рассмотрения первых частей заявок участников, аукционная комиссия Заказчика имела основания для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе в соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе, следовательно, жалоба является необоснованной.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Положениями инструкции предусмотрены следующие указания:
"Если значение показателя товара является отрицательными значением, то Участник закупки руководствуется математическим правилом сравнения чисел, в том числе при установлении требований к температурным показателям. В том случае если в требовании к значению показателя для которого установлено максимальное или минимальное значение показателя, максимальное и минимальное значение показателя одновременно, требования к значению нижней и верхней границы диапазона имеется выражение с частицей "не", то в таком случае частица "не" обозначает отрицание, то есть те значения, которые удовлетворяли бы данному выражению без частицы "не", не будут удовлетворять данному выражению с частицей "не" и наоборот. В случае если в выражении имеется более одной частицы "не", то каждая из них обозначает отдельное отрицание и между ними действует правило двойного отрицания (Двойное отрицание утверждения, эквивалентно утверждению без отрицаний). Например если "значение должно быть более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "6 шт", "7 шт" и т.д., если "значение должно быть не более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "5 шт", "4 шт" и т.д., если "значение должно быть не менее 5 шт" то данному требованию удовлетворяют значения "5 шт", "6 шт" и т.д., если "значение не должно быть не более 5 шт", то данному требованию удовлетворяют значения "6 шт", "7 шт" и т.д., если "значение должно быть менее 5 шт" то данному требованию удовлетворяют значения "4 шт", "3 шт" и т.д. При указании значений показателей, представляемых участником закупки, не допускается использование слов, словосочетаний, математических и иных обозначений, не позволяющих однозначно определить конкретное значение таких показателей (например: "не более", "не менее", "должен", "более", "менее", "<", ">" и т.п.)".
Указания о предоставлении сведений о минимальных показателях фактически дублируют друг друга, однако Заказчик усложняет восприятие положений инструкции по заполнению первой части заявки, путем включения в ее состав указаний о предоставлении показателей, при описании которых использовано двойное отрицание.
Данные обстоятельства затрудняют возможность участников закупки определить, в отношении каких именно показателей Заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения. При этом, с учетом вышеуказанных положений инструкции по заполнению первой части заявки, Заказчик имел возможность описать требование в отношении показателя "Диаметр" (товар по позиции 12 "Кольца тип 1") иным способом - "Диаметр: нижняя граница диапазона должна быть более 48,2 (сорока восьми целых двух десятых) мм, а верхняя граница диапазона должна быть не более 320 (трёхсот двадцати целых) мм", что однозначно позволило бы участникам закупки определить действительные потребности Заказчика.
С учетом вышеизложенные обстоятельств, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования, которые ограничивают количество участников закупки (что подтверждается сведениями протокола рассмотрения первых частей заявок), в чем усматривается нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях Заказчика нарушение является существенным (поскольку послужило основанием для отказа Заявителю в допуске к участию в электронном аукционе), что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 64, 66, 67, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СК "Инфинити" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 23 мая 2018 г. N 44-2701/18
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018