Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2018 г. N 44-2769/18

 

Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС), рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 13251/18 от 22.05.2018) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса на разработку проектной документации по объекту: "Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт N415 ПГКС до ГНС ССА" (далее -конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п.1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14(далее - Административный регламент),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Извещение о проведенииконкурсаразмещено 11.05.2018 на официальном сайтеединой информационной системыwww.zakupki.gov.ru, номер извещения0572500000118000278. Начальная (максимальная) цена контракта245 112 769,38 руб.

В жалобе ООО "Перун"указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся в нарушении установленного порядка описания объекта закупки.

Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной по основаниям, изложенным в письменных возражениях на жалобу.

Комиссия УФАС, ознакомившись с представленными Заказчиком документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, приходит к следующим выводам.

1. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе,при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. При этом в соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.

В силуп.2 ч. 3ст.49 Закона о контрактной системе,в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31указанного Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии счастью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 указанного Федерального закона.

При этом, согласно ч.5ст.51 Закона о контрактной системе,требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2указанной статьи документов и информации, не допускается.

Частью 1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 52ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Вместе с тем, в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016
N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации",с 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

В соответствии с ч. 4 ст. 55.17ГрК РФ, предоставление сведений, содержащихся в реестре членов саморегулируемых организаций, осуществляется по запросам заинтересованных лиц в виде выписок из реестра в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

В соответствии с п. 4.1 раздела 4 части II"Специальная часть. Инструкция участникам" конкурсной документации Заказчиком установлено, чтоучастник должен соответствовать обязательным требованиям, предъявляемым законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом конкурса:

- Участник открытого конкурса  должен являться  членом  саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.

Требование установлено в соответствии с частью 2 статьи 47, частью 4 статьи 48 и частью 1 статьи 55.8 Градостроительного Кодекса  Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1 статьи 47, пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1).

-Саморегулируемая организация в области инженерных изысканий, саморегулируемая организация в области архитектурно-строительного проектирования, в которых состоит участник открытого конкурса, должны иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, сформированный в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

- Участник открытого конкурса, член саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования,   должен иметь право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации соответственно по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

- Уровни ответственности участника открытого конкурса, члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий и по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которыми указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда, должны соответствовать требованиям части 10 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

-Уровни ответственности участника открытого конкурса, члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и члена саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, по обязательствам по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий и по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств, должны соответствовать требованиям пункта 2 части 3 статьи 55.8 и части 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Требования установлены в соответствии с частью 3 статьи 55.8, частями 10, 11 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации (Опубликован: Российская газета,  N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1)". Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1 статьи 47 , пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Так же в разделе 10 части II"Специальная часть. Инструкция участникам" документации Заказчиком установлено, что участник закупки в составе конкурсной заявки должен представить документы или копии таких документов, подтверждающие соответствие участника конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона, а именно:

Выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий и реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации".

Выписки должны быть выданы не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, который указан в извещении о проведении открытого конкурса.

В выписках должны содержаться сведения:

- о наличии у члена саморегулируемой организации права выполнять работы по инженерным изысканиям, осуществлять подготовку проектной документации по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, договорам подряда на подготовку проектной документации соответственно, заключаемых с использованием конкурентных способов заключения договоров в отношении в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

- об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, по договору подряда на подготовку проектной документации, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд возмещения вреда;

- об уровне ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам по договорам подряда выполнение инженерных изысканий, по договорам подряда на подготовку проектной документации,  заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, в соответствии с которым указанным членом внесены взносы в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств;

Требования установлены статьей 55.17, Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1).Требование не распространяется на участников открытого конкурса, указанных в пунктах 1-4 части 2.1. статьи 47, в пунктах 1-4 части 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ ("Российская газета", N 290, 30.12.2004, "Собрание законодательства РФ", 03.01.2005, N 1 (часть 1).

Проанализировав содержание конкурсной документации, в том числе, заслушав пояснения представителей Заказчика, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в предмет рассматриваемой закупки входят, как работы в области инженерных изысканий иподготовки проектной документации соответственно, а именно:

- Инженерные изыскания:

Инженерно-геодезические изыскания;

Инженерно-геологические изыскания;

Инженерно-экологические изыскания

Инженерно-гидрометеорологические изыскания

Техническое обследование и обмерные работу по существующим шахтам Главного ТКК

Историко-культурные изыскания

Изыскания на наличие взрывоопасных предметов

- Проектные работы:

-Проект планировки и межевания территории

Технологический регламент по обращению со строительными отходами

Разработка проектной документации

Проект геотехнического мониторинга

При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при установлении обязательных требований к участникам рассматриваемой закупки.

2. В части доводов, касающихся того, что Заказчиком нарушен порядок описания объекта закупки в части указания работ, выполнение которых не предусмотрено действующим законодательством, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Согласно ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:

1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 указанной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя перечень и характеристики закупаемых работ, которые будут иметь существенное значение для заказчика. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, к работам которыепредусмотрены исключительно требованиям законодательства.

Таким образом, при формировании Технического задания Заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик закупаемых работ, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.

В связи с этим, Комиссия УФАС не усматривает того, что требование о разработке технологического регламента по обращению с отходами в рамках государственного контракта на разработку проектной документации по объекту: "Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт N415 ПГКС до ГНС ССА" Заказчиком установлено с нарушением законодательства о контрактной системе.

Таким образом, указанный довод Заявителя Комиссия УФАС находит необоснованным.

3.Комиссией УФАС также установлено, чтов составе конкурсной документации размещена смета N10 (приложение N 4.10 к приложению N4 к контракту (часть IVконкурсной документации)), пунктом 11 которойпредусмотрено: "Разработка АСУ ТП" со ссылкойна смету 10.1. При этом,в составе конкурсной документации смета 10.1 отсутствует.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе,конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Таким образом, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что неразмещение документов, ссылка на которые содержится в конкурсной документации, является нарушением ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

Комиссия УФАС находит пояснения Заказчика о том, что при указании номеров смет была допущена техническая ошибка и вместо сметы 10.1 необходимо читать 5.1, поскольку приложение N 4 "Расчет цены контракта"не содержит указаний на соответствующий сметный расчет, указанный в смете 5.1, которая размещена в составе документации, неподтвержденными.

При этом, Комиссия УФАС не проводит проверку обоснованности начальной (максимальной) цены контракта, поскольку в силу ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, контроль обоснования начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции антимонопольного органа.

4.В части доводов Заявителя о том, что Заказчиком нарушен порядок дачи разъяснений документации, Комиссия УФАС находит жалобу необоснованной по следующим основаниям.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания сроков такого предоставления.

Частью 7 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

15.05.2018 ООО "Перун" подало запрос о даче разъяснений конкурснойдокументации.В соответствии с отметкой о полученииданного запроса, запрос получен Заказчиком 15.05.2018 после окончания рабочего дня.

Из пояснений Заказчика, а также представленных им сведений следует, что 18.05.2018 Заказчиком был подготовлен ответ на запрос (исх. N 93-11-1226/18), который был направлен курьером по адресу места нахождения Заявителя, указанному в выписке из ЕГРЮЛООО "Перун".

При этом по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения ООО "Перун" отсутствовало.

Кроме того, из содержания разъяснений данных Заказчиком Комиссия УФАС не усматривает, что они изменяют суть документации.

При таких обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу об отсутствии в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе при даче разъяснений.

5.В отношении доводов 5-8жалобы, согласно которым Заказчиком в конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки, не позволяющий выявить лучшее приложение об исполнении контракта, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 5 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.

Согласно ч. 7 ст. 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:

1) цена контракта;

2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;

3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;

4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).

При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.

Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".

Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В конкурсной документации (раздел 14 части II) установлены следующие критерии оценки заявок на участие в конкурсе:

 

Номер критерия оценки

Наименование критерия оценки

Значимость критерия оценки, %

Коэффициент значимости критерия

1.

Цена контракта ().

60%

0,6

2.

Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее "Квалификация участника открытого конкурса") (Ri2).

40%

0,4

2.1.

Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i).

 

0,5

2.2.

Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (С2i).

 

0,5

Оценка заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее "Квалификация участника открытого конкурса")".

Показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:

Оценка заявок по показателю "Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (С1i)".

Коэффициент значимости показателя: 0,5

Значение показателя: количество исполненных участником конкурса договоров (в том числе государственных контрактов) стоимостью не меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключения которого проводится настоящий конкурс, на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, за период с 2012 года по настоящее время.

Опыт участника закупки по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема подтверждается формой "Квалификация участника конкурса" (по форме приложения N3 к специальной части) и копиями договоров (в том числе государственных контрактов) стоимостью не меньше 20% от начальной (максимальной) цены контракта, на выполнение работ по проектированию строительства и (или) реконструкции канализационных сетей, за период с 2012 года по настоящее время с приложением актов приемки-сдачи выполненных работ, свидетельствующих о выполнении договоров.

Оценка заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (С2i)".

Коэффициент значимости показателя: 0,5

Значение показателя: количество ключевых специалистов участника конкурса со стажем работы по специальности не менее 5-ти лет,планируемых к непосредственному привлечению к исполнению контракта, являющегося предметом настоящего конкурса, имеющих высшее профессиональное образование и  квалификацию    "инженер-строитель", "инженер", "инженер путей сообщения", "горный инженер" по специальностям: "Мосты и тоннели" ("Мосты и транспортные тоннели"), "Водоснабжение и водоотведение" ("Водоснабжение и канализация"), "Шахтное и подземное строительство", "Промышленное и гражданское строительство"; а также наличие инженеров-сметчиков, имеющих высшее профессиональное образование и свидетельство (удостоверение) о профессиональной переподготовке по квалификации "Проектно-сметное дело в строительстве".

Информация о наличие у участника трудовых ресурсов предоставляется по форме "Квалификация участника конкурса" (Приложения N3 к специальной части).

В качестве документов, подтверждающих наличие ключевых специалистов и их квалификацию, должны быть представлены:

1. копии трудовых договоров, заключенных участником закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ.

2. копии соответствующих дипломов по квалификации "инженер-строитель", "инженер", "инженер путей сообщения", по специальностям: "Мосты и тоннели" ("Мосты и транспортные тоннели"), "Водоснабжение и водоотведение" ("Водоснабжение и канализация"), "Шахтное и подземное строительство", "Промышленное и гражданское строительство", подтверждающих сведения о наличии необходимого уровня образования, квалификации ключевых специалистов, привлекаемых для выполнения работ.

3.копии дипломов о высшем профессиональном образовании и свидетельств (удостоверений) о профессиональной переподготовке по квалификации "Проектно-сметное дело в строительстве" (для инженеров-сметчиков).

4. копии трудовых книжек привлекаемых ключевых специалистов.

Представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые подписи и печати.

При отсутствии подтверждающих документов в составе заявки участника закупки комиссия не учитывает такие данные участника закупки.

Расчет количества баллов, присуждаемых по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" выполняется в соответствии со шкалой оценки (таблица N2):

 

Показатель N2: Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ (С2i)

Количество ключевых специалистов участника конкурсасо стажем работы по специальности не менее 5-ти лет, планируемых к непосредственному привлечению к исполнению контракта, являющегося предметом настоящего конкурса, имеющих высшее профессиональное образование и имеющих  квалификацию  "инженер-строитель", "инженер", "инженер путей сообщения", "горный инженер" по специальностям: "Мосты и тоннели" ("Мосты и транспортные тоннели"), "Водоснабжение и водоотведение" ("Водоснабжение и канализация"), "Шахтное и подземное строительство", "Промышленное и гражданское строительство"; инженеров-сметчиков, имеющих высшее профессиональное образование и свидетельство (удостоверение) о профессиональной переподготовке по квалификации "Проектно-сметное дело в строительстве".

 

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности "Мосты и тоннели" ("Мосты и транспортные тоннели") и стажем работы по специальности не менее 5 лет

отсутствие

0 баллов

От 1 до 14-и человек

12 баллов

15 человек

и более

25 баллов

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности "Водоснабжение и водоотведение" ("Водоснабжение и канализация") и стажем работы по специальности не менее 5 лет

отсутствие

0 баллов

От 1 до 14-и человек

12 баллов

15 человек

и более

25 баллов

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности "Промышленное и гражданское строительство" и стажем работы по специальности не менее 5 лет

отсутствие

0 баллов

От 1 до 14-ти человек

12 баллов

15 человек

и более

25 баллов

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование по специальности "Шахтное и подземное строительство" и стажем работы по специальности не менее 5 лет

отсутствие

0 баллов

От 1 до 7-и человек

8 баллов

8 человек и более

15 баллов

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование и переподготовку по направлению профессиональной деятельности "Проектно-сметное дело в строительстве" со стажем работы по специальности не менее 5 лет

отсутствие

0 баллов

От 1 до 3-х человек

5 баллов

4 человека и более

10 баллов

Таким образом, исходя из вышеприведенного порядка, следует, что для выполнения работ по разработке проектной документации по объекту: "Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт N415 ПГКС до ГНС ССА" требуются специалисты, имеющие высшее профессиональное образование по специальности "Мосты и тоннели" ("Мосты и транспортные тоннели").

Вместе с тем, Комиссия УФАС установила, что исходя из ОК 009-2003 Общероссийского классификатора специальностей по образованию (код специальности 270201), специальность "Мосты и транспортные тоннели" относится к направлению подготовки "Транспортное строительство".

Таким образом,определенная Заказчиком в конкурсной документации специальность "Мосты и тоннели"не была предусмотрена соответствующими классификаторами.

Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленный порядок не позволяет участникам закупки представить в составе заявки копии соответствующих дипломов по квалификации "инженер-строитель", "инженер", "инженер путей сообщения" по специальностям: "Мосты и тоннели".

Кроме того, анализ предмета рассматриваемой закупки свидетельствует о том, что предметом конкурса не является разработка проектной документации по объекту транспортного назначения.

Как следует из содержания жалобы, ТКК - это тоннельный канализационный коллектор - это искусственное подземное сооружение внутренним диаметром более 2,0 м, служащее для сбора и отвода сточных вод от канализационных коллекторов на крупные насосные станции и очистные сооружения.

Таким образом, тоннельный канализационный коллектор не является объектом транспортного назначения.

Кроме того, согласно пункту 1.1. Раздела 1 части III"Техническое задние" конкурсной документации (Техническое задание) заказчиком определен код по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП2), соответствующий предмету конкурса 71.12.16.000. Данный код соответствует следующему виду деятельности - Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств, и входит в группировку 71.12.16 - Услуги по инженерно-техническому проектированию объектов водоснабжения и канализации.

Эта группировка включает:

- инженерные услуги, связанные с системами сбора, распределения, очистки и удаления воды, такими как: системы распределения питьевой воды, насосные станции, резервуары, сооружения водохранилищ, магистральные трубопроводы для подачи и распределения воды, включая запруды, преимущественно используемые для местного распределения питьевой воды и опреснительных установок, системы для управления ливневыми сточными водами, дренажные системы и системы противопаводочных водохранилищ, включая плотины, преимущественно используемые для регулирования паводкового стока, системы сбора, очистки и удаления сточных вод, оросительные системы и водопроводы, включая плотины, преимущественно используемые для орошения, применение законов физики и инженерных принципов при проектировании, разработке и использовании машин, материалов, инструментов, структур, процессов и систем.

Из чего следует подтверждение того, что разработка проектной документации по объекту: "Строительство II нитки главного ТКК от узла шахт N415 ПГКС до ГНС ССА" относится к услугам по инженерно-техническому проектированию объектов канализации.

Разработка проектной документации по объектам транспортного строительства относится к виду деятельности 71.12.14 - Услуги по инженерно-техническому проектированию тоннелей, автомагистралей, улиц, транспортных развязок и подобных объектов.

При указанных обстоятельствах, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что содержащийся в конкурсной документации порядок оценки заявок по показателю "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ" не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, поскольку Заказчиком установлены требования о наличии трудовых ресурсов и требования к специальностям,не относящимся к предмету рассматриваемого конкурса.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N273-ФЗ),к дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.

Согласно ч.2 ст.76 Закона N273-ФЗ, дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

Согласно ч. 6. ст.76 Закона N273-ФЗ, содержание дополнительной профессиональной программы определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, с учетом потребностей лица, организации, по инициативе которых осуществляется дополнительное профессиональное образование.

Таким образом, каждое образовательное учреждение, имеющее лицензию на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по подвидам дополнительного образования, самостоятельно разрабатывают и утверждают программу профессиональной переподготовки, а также именуют её, например "Ценообразование и сметное нормирование в строительстве" или "Ценообразование и сметное дело" или "Сметная документация, нормирование и ценообразование строительных работ и строительной продукции" или "Сметное дело в строительстве" и др.

Таким образом, на сегодняшний день существует достаточное количество программ профессиональной переподготовки в области "Сметного дела", при этом заказчиком определена программа: "Проектно-сметное дело в строительстве", что не способствует выявлению лучшего предложения от участников закупки.

Комиссия УФАС также отмечает, что конкурсной документацией предусмотрено, что для подтверждения наличия ключевых специалистов для выполнения работ необходимо представить в составе заявки на участие в открытом конкурсе копии трудовых договоров, заключенных участником закупки с привлекаемыми ключевыми специалистами и/или иных гражданско-правовых договоров, заключенных между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ.

Согласно ст.56 гл.10 разд. III ч. IV Трудового кодекса Российской Федерации: трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со ст. 65 Трудового кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:

паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства:

страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

документы воинского учета - для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;

документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию;

справку о том, является или не является лицо подвергнутым административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, которая выдана- в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с федеральными законами не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

В отдельных случаях с учетом специфики работы указанным Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.

Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренныхуказанным Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования оформляются работодателем.

Согласно п. 3 разд. I Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N225 (далее - Правила ведения и хранения трудовых книжек) работодатель (за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.

Согласно ст. 45 разд. VII Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. N225, ответственность за организацию работы по ведению, хранению, учету и выдаче трудовых книжек и вкладышей в них возлагается на работодателя.

Ответственность за ведение, хранение, учет и выдачу трудовых книжек несет специально уполномоченное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) работодателя.

За нарушение установленного настоящими Правилами порядка ведения, учета, хранения и выдачи трудовых книжек должностные лица несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Отсюда следует, что в составе заявки на участие в открытом конкурсе участник закупки имеет возможность представить копии трудовых книжек привлекаемых для выполнения работ специалистов, работающих по основному месту работы у участника закупки.

Согласно ст. 60.1 Трудового кодекса РФ, работник имеет право заключать трудовые договоры о выполнении в свободное от основной работы время другой регулярной оплачиваемой работы у того же работодателя (внутреннее совместительство) и (или) у другого работодателя (внешнее совместительство).

В соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ, совместительство - выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа по совместительству может выполняться работником как по месту его основной работы, так и у других работодателей.

В трудовом договоре обязательно указание на то, что работа является совместительством.

Согласно ст. 283 Трудового кодекса РФ, при приеме на работу по совместительству к другому работодателю работник обязан предъявить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. При приеме на работу по совместительству, требующую специальных знаний, работодатель имеет право потребовать от работника предъявления документа об образовании и (или) о квалификации либо его надлежаще заверенной копии, а при приеме на работу с вредными и (или) опасными условиями труда - справку о характере и условиях труда по основному месту работы.

Согласно п. 3 разд. I Правил ведения и хранения трудовых книжек, работодатель ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.

Отсюда следует, что работодатель не обязан вести и хранить трудовые книжки работников, работающих на основании трудового договора по совместительству.

Соответственно представить в составе заявки копии трудовых книжек привлекаемых ключевых специалистов для выполнения работ на основании трудового договора по совместительству не представляется возможным.

Конкурсной документацией предусмотрено для подтверждения наличия ключевых специалистов для выполнения работ представить в составе заявки на участие в открытом конкурсе, в том числе, иные гражданско-правовые договора, заключенные между участником закупки и ключевыми специалистами, привлекаемыми для выполнения работ.

Гражданско-правовой договор, заключенный между участником закупки и специалистом, привлекаемым для выполнения работ - это договор, отличающийся от трудового тем, что по нему исполняется индивидуально - конкретное задание (поручение, заказ и др). Предметом такого договора служит конечный результат труда (разработанный раздел проектной документации, построенное или отремонтированное здание, доставленный груз, подготовленный бухгалтерский отчет и др.).

В силу ст. 11 Трудового кодекса РФ, трудовое законодательство не распространяется на лиц, работающих по договорам гражданско-правового характера.

В связи с чем, в рамках гражданско-правового договора не предусмотрены социально-трудовые гарантии, гарантии при увольнении, сокращении штата, не оформляются кадровые документы и запись о работе в трудовую книжку не вносится.

Как уже указывалось выше, в соответствии с ч. 3 ст. 66 ТК РФ, п. п. 3, 45 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225 "О трудовых книжках", на обязанность по ведению и хранению трудовых книжек на каждого работника возложена на работодателя только в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

Следовательно, заключив гражданско-правовой договор, участник закупки не только не обязан хранить, но и не может в принципе располагать трудовой книжкой данного специалиста.

Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают ч. 8 ст. 32 и п. 9 ч. 1 ст.50 Закона о контрактной системе, поскольку установленный в документации порядок оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе не позволяет выявить лучшее предложение об исполнении контракта.

6. В остальной части жалобы (доводы 9, 10), Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.

Так,в жалобе Заявитель указывает на то, что указание в порядке оценки заявок на определенные специальности и стаж работы сотрудников и привлекаемых специалистов ограничивают количество участников рассматриваемой закупки. При этом Заявитель в своей жалобе не учитывает, что конкурная документация не предусматривает возможности отклонения заявок в связи с не представлением документов, подтверждающих квалификацию участника закупки. Так, согласно установленному Заказчиком порядку оценки, участник, не имеющий необходимой квалификации, получит минимальную оценку по указанному критерию, при этом это не ограничивает возможность участникам закупки конкурировать по другим установленным в документации критериям, в том числе, и по цене контракта.

При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу, что установленный в документации порядок оценки заявок не ограничивает количества участников рассматриваемой закупки.

7. На основании изложенного, Комиссией УФАС в соответствии с п. 3.35 Административного регламента принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленные нарушения повлияли на результаты закупки.

 

Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу ООО "Перун"частично обоснованной.

2. Признать в действиях Заказчика нарушенияп. 9 ч.1 ст. 50, ч. 8 ст. 32, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.

3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику не выдавать.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 мая 2018 г. N 44-2769/18


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.06.2018