Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 мая 2018 г. N 574-10704-18/4

 

Резолютивная часть оглашена

18.05.2018 года г.о. Самара

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:

рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобы ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительно-монтажные работы по объекту капитального строительства "Квартал комплексной малоэтажной застройки 35 га с инженерной инфраструктурой в с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области" (извещение N 0142200001318005062, начальная (максимальная) цена контракта - 265 508 790 ,00 рублей),

в присутствии представителей:

УСТАНОВИЛА:

 

В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на строительно-монтажные работы по объекту капитального строительства "Квартал комплексной малоэтажной застройки 35 га с инженерной инфраструктурой в с. Кошки муниципального района Кошкинский Самарской области" (извещение N 0142200001318005062 (далее - закупка).

Согласно доводам жалоб ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.

ООО "Квадр" указывает, что в аукционной документации используется требовании о соответствии товаров недействующему ГОСТ.

В соответствии с доводами жалобы ООО "Средняя Волга":

1. Заказчиком допущено несоответствие в объемах работ между данными проекта и сметы 1. Благоустройство- уличная сеть проект смета не достающие работы Песок 1279м3 985,5м3 293,5м3 Газон 11094м2 10454м2 640м2 Асфальт 8646м2 6570м2 2076м2 2. Благоустройство. Площадка очистных сооружений Песок 670,8м3 597м3 73,8м3 Щебень 3354,16м2 2985м2 369,1м2 Асфальт 3354,16м2 2985м2 369,1 м2 Часть работ фактически выполнена 1. НВК Водопровод Д- 63, 180 мм 1860 мп водопровод проложен по ул.Аэродромной, 2. Электроснабжение Построены 2шт КТПН к домам по ул Аэродромной. Сеть 10 кВт, 0,4 квт для 1,2,3 ряда домов - 4520 м.п. 3. Сети газоснабжения - Низ давл диам 90,110,160 мм 6925п.м 6925пм Высок давлен диам 63 мм 1960п.м 1960пм Построен газопровод по ул Аэродромной по 4-му ряду застройки.

2. Часть работ, указанных в аукционной документации фактически выполнены.

Заявители просят признать жалобы обоснованными, выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства.

Представители Заказчика, Уполномоченного органа с доводами Заявителей не согласились, представили письменные возражения на жалобы, просили в удовлетворении жалоб отказать.

Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалоб, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.

ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" отмечают, что Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Согласно подпункту "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе определено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

Положение указанной статьи обязывает участника закупки при исполнении контракта применить материалы с теми характеристиками, которые были указаны на этапе подачи заявок.

Таким образом, участнику закупки необходимо либо приобрести все требуемые материалы и провести в отношении них испытаний для определения таких значений до подачи заявок, либо нести риски того, что при исполнении контракта будут применяться материалы с показателями, отличными от указанных в контракте, что будет являться основанием для привлечения его к гражданско-правовой ответственности.

В Письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" указано следующее: "При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке".

Заказчиком в аукционной документации установлено (п. 68 Требований к товарам, применяемым при выполнении работ): "Бруски "_" Параметр шероховатости поверхности от 100 до 1250 мкм".

В соответствии с Инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе: "Недопустимо описание характеристик в виде неконкретных значений, в том числе диапазонов, кроме случаев, предусмотренных настоящей Инструкции"

Указанные требования Инструкции не могут быть исполнены в силу химико-физической природы отдельных материалов и их непостоянства. Требования их конкретизации в заявках участников закупки провоцируют последних на предоставление недостоверных сведений в отношении материалов, что является самостоятельным основанием к отказу в допуске в силу части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.

Таким образом, Заказчиком в аукционной документации установлена Инструкция, требующая конкретизации характеристик материалов, которые не могут быть конкретизированы при подаче заявок и исполнении контракта. В документации закупки отсутствует надлежащая Инструкция по указанию характеристик материалов. В действиях Заказчика усматривается нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

В указанной части жалобы ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" признаются обоснованными.

 

ООО "Квадр" указывает, что в аукционной документации используется требовании о соответствии товаров недействующему ГОСТ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Заявитель не приводит положений, в какой части отмененный ГОСТ не соответствует действующему законодательству и как это влияет на определение объекта закупки. Запросов разъяснений по указанному пункту жалобы в адрес Заказчика не поступало.

На основании изложенного, данный довод жалобы ООО "Квадр" не обоснован. Жалоба ООО "Квадр" признается Комиссией Самарского УФАС России частично обоснованной.

 

ООО "Средняя Волга" указывает, что Заказчиком допущено несоответствие в объемах работ между данными проекта и сметы.

Установлено, что 14.05.2018 г. на сайте Единой информационной системы в сфере закупок размещен следующий ответ на запрос разъяснений положений аукционной документации: "Вопрос: Несоответствие в объемах работ между данными проекта и сметы 1. Благоустройство- уличная сеть проект смета не достающие работы Песок 1279м3 985,5м3 293,5м3 Газон 11094м2 10454м2 640м2 Асфальт 8646м2 6570м2 2076м2 2. Благоустройство. Площадка очистных сооружений Песок 670,8м3 597м3 73,8м3 Щебень 3354,16м2 2985м2 369,1м2 Асфальт 3354,16м2 2985м2 369,1 м2 Часть работ фактически выполнена 1. НВК Водопровод Д- 63, 180 мм 1860 мп водопровод проложен по Ул.Аэродромной, 2. Электроснабжение Построены 2шт КТПН к домам по ул Аэродромной. Сеть 10 кВт, 0,4 квт для 1,2,3 ряда домов - 4520 м.п. 3. Сети газоснабжения - Низ давл диам 90,110,160 мм 6925п.м 6925пм Высок давлен диам 63 мм 1960п.м 1960пм Построен газопровод по ул Аэродромной по 4-му ряду застройки. Просим внести изменения в аукционую документацию.

Ответ на основании письма Заказчика: Работы выполняются в соответствии с проектной документацией. Оплата за выполненные работы в соответствии с проектом контракта".

Доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации закупки требования создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом необоснованно повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

ООО "Средняя Волга" указывает, что часть работ, указанных в аукционной документации фактически выполнены. В свою очередь, представители Заказчика отрицают факт выполнения работ.

Вместе с тем, доказательств того, что часть работ выполнены, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было.

На основании изложенного, жалоба ООО "Средняя Волга" признается необоснованной.

В соответствии с пунктом 3.36. Административного регламента в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.

Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Учитывая, что на участие в закупке подано 3 заявки Комиссией Самарского УФАС России принято решение предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки не выдавать, поскольку указанные нарушения не повлияли на результат закупки.

 

Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобы ООО "Квадр", ООО "Средняя Волга" частично обоснованными.

2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

4. Предписание об устранении нарушений, допущенных при осуществлении закупки, не выдавать.

5. Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных производств по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 18 мая 2018 г. N 574-10704-18/4


Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2018